'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 139

Просмотры  39 просмотров

Асылбекова О.Р.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РУКОВОДСТВОМ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЧС РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье проведен анализ бизнес-процессов выпускающей кафедры для последующей разработки информационной системы для поддержки принятия решения руководством выпускающей кафедры в образовательной организации МЧС России с целью повышения эффективности работы кафедры   

Ключевые слова:
бизнес-процесс, кафедра, информационная система для поддержки принятия решения, образовательная организация   


 

УДК 658.5

Асылбекова О.Р.
магистрант

Академия гражданской защиты министерства

Российской федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

имени генерал-лейтенанта Д.И. Михайлика
(г. Химки, Россия)



ИССЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВЫПУСКАЮЩЕЙ

КАФЕДРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ

РЕШЕНИЙ РУКОВОДСТВОМ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЧС РОССИИ

 

Аннотация: в статье проведен анализ бизнес-процессов выпускающей кафедры для последующей разработки информационной системы для поддержки принятия решения руководством выпускающей кафедры в образовательной организации МЧС России с целью повышения эффективности работы кафедры.

 

Ключевые слова: бизнес-процесс, кафедра, информационная система для поддержки принятия решения, образовательная организация.

 

Кафедра является важнейшей структурной единицей высшего учебного заведения, которая обеспечивает учебный процесс, осуществляет методическую работу и научно-исследовательскую деятельность, а также регулирует повседневную деятельность своих сотрудников. Кроме того, кафедра занимается подготовкой научно-педагогических кадров и организует их дополнительное обучение для повышения квалификации.

Заведующий выпускающей кафедрой выполняет важную функцию в организации и управлении работы кафедры. Тем не менее, выполнение всех задач заведующим выпускающей кафедры (далее – ЗВК) является нецелесообразным, поэтому заведующий кафедрой осуществляет руководство, опираясь на коллегиальное решение профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава.

Основными задачами выпускающей кафедры являются [1]:

  1. Стратегия развития выпускающей кафедры и внешние связи. В нее входят:
  2. Учебная работа выпускающей кафедры. В нее входят:
  3. Научная работа выпускающей кафедры. В нее входят:
  4. Социальная и воспитательная работа на выпускающей кафедре
  5. Материально-техническое обеспечение деятельности кафедры.
  6. Внеурочная деятельность выпускающей кафедры.

В рамках рассмотренных задач одной из главных задач является организация и управление учебным процессом, поддержании актуальных баз данных, систематизации и анализе информации, а также составлении отчетности, необходимой для реализации задач, возложенных на заведующего кафедрой.

Распределение ответственности, полномочий и обязанностей между должностными лицами определяет организационная структура кафедры ИСиТ [2], которые представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2 – Организационная структура кафедры ИСиТ АГЗ МЧС России

 

За кафедрой закреплено 35 учебных дисциплин по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» [2], так как: операционные системы, компьютерные технологии и информатика, инфокоммуникационные системы и сети, системная инженерия и некоторые другие.

Кроме того, за кафедрой ИСиТ Академии закреплено 13 учебных дисциплин учебного плана, реализуемого для программы магистратуры по направлению подготовки 09.04.02 в соответствии с ФГОС ВО 3++.

Для полного представления о предметной области работы необходимо проанализировать информационные потоки и процессы, протекающие на выпускающей кафедре, связанные с управлением учебным процессом. Схема информационных потоков в части реализации управления УП на выпускающей кафедре ИСиТ представлена на рисунке 3.

 

Рис. 3 – Схема исследуемых информационных потоков

 

Студент, который проходит обучение, подает заявку на получение учебно-методических материалов (УММ) к заведующему учебной лабораторией (УЛ) соответствующей выпускающей кафедры. После этого заведующий УЛ высылает бланк анкеты, который студент должен заполнить. Заполненная анкета передается заведующему УЛ, который на базе данных из анкеты студента разрабатывает диагностическую карту студента и передает ее вместе с перечнем недостающих компетенций инженеру УЛ. Заведующий выпускающей кафедры, используя утвержденные образовательные программы, направляет своих подчиненных для разработки УММ по соответствующим дисциплинам. Учебная часть факультета предоставляет информацию на выпускающую кафедру о контингенте студентов на учебный год и расписание занятий. Студенты используют разработанные учебные материалы в процессе обучения, а контроль над освоением рабочих программ дисциплин осуществляется преподавателями. Результаты освоения дисциплин, входящих в учебный план, передают в центр (учебно-методический). Учебные и методические материалы передаются для размещения в электронно-информационной образовательной среде Академии.

Анализ бизнес-процессов, связанных с управлением учебными процессами на ВК Академии, проводился с помощью программы CA ERWin Process Modeler. При этом применялись методы функционального моделирования в нотациях IDEF0 и IDEF3 [3-5]

Сначала была разработана контекстная диаграмма верхнего уровня «А-0» (рисунок 4) [6].

Рис. 4 – Схема «А-0»

 

Входами для функционального блока, представленного на рисунке 4 в форме прямоугольника, являются: образовательные программы, сведения о контингенте, рабочие программы дисциплин ЧФУОО и фонды оценочных средств (далее – ФОС).

Выходными стрелками являются: ведомости и рейтинговые листы; отчет о результатах освоения дисциплин учебного плана и работы кафедры.

Управляющие стрелки: ФГОС ВО 3++, компетентностная модель выпускника, положение о ВК.

Механизмы реализации: сотрудники ВК.

Далее на ее основе была разработана контекстная диаграмма «А0» (рисунок 5). [7]

 

Рис. 5 – Схема «А0»

 

Для осуществления деятельности руководства по управлению учебным процессом необходимо выполнить следующие шаги: реализовать учебный план в ЧФУОО, разработать образцы методических материалов для различных видов занятий, подготовить учебно-методические материалы для освоения учебных программ, провести обучение и контроль, а также выполнить анализ и подготовить отчетность.

ФБ «Разработать учебный план в ЧФУОО» раскрыт на рисунке 6 в виде дочерней схемы «А 1.1».

 

Рис. 6 – Схема «А1.1»

 

Для разработки учебного плана необходимо провести опрос студентов и проанализировать полученные результаты, выполнить диагностику обучающихся и создать индивидуальные карты, а также составить список дисциплин ЧФУОО для обучения, основываясь на результаты диагностики.

ФБ «Разработать шаблоны методических разработок» раскрыт на рисунке 7 в виде схемы «А 2.1».

 

Рис. 7 – Схема «А2.1»

 

 

Для разработки методических материалов по различным типам занятий необходимо выбрать актуальные дисциплины, установить порядок их изучения, создать интерактивные дистанционные курсы для изучения дисциплин, а также провести методическую работу по обеспечению дисциплин в соответствии с различными видами учебных занятий и формами их проведения.

ФБ «Разработать УММ» раскрыт на рисунке 8 в виде дочерней схемы «А3.1». Для выполнения данной деятельности устанавливается структура учебно-методических материалов и проводятся мероприятия по разработке методических материалов для проведения лекций, практических занятий, самостоятельных заданий и лабораторных работ, а также текущего и промежуточного контроля.

 

Рис. 8 – Схема «А3.1»

 

ФБ «Провести обучение» раскрыт на рисунке 9 в виде дочерней схемы «А4.1».

Здесь определяется содержание дисциплин ЧФУОО, а также осуществляется поддержка проведения всех видов учебных занятий, включая практические, самостоятельные и лабораторные работы. Кроме того, проводится поддержка текущего и промежуточного контроля для оценки успешности освоения программы в ЧФУОО.

Рис. 9 – Схема «А4.1»

 

ФБ «Сформировать отчет о результатах освоения дисциплин ЧФУОО» раскрыт на рисунке 10 в виде дочерней схемы «А5.1». Здесь следует обработать данные о результатах освоения дисциплин ЧФУОО, определить структуру запроса на формирование отчета, раскрыть вид и параметры отчета, а также подготовить отчет и предоставить его для последующего анализа.

 

Рис. 10 – Схема «А5.1»

 

Результаты исследования информационных потоков и процессов, проведенного на выпускающей кафедре, указывают на необходимость управления кафедрой и ее участия в организации образовательного процесса в других областях в таких, как разработка образовательных программ, составление расписания и контроль за процессом обучения всех студентов. Для улучшения этого процесса и более эффективного управления кафедрой, использование информационных систем для поддержки принятия решений является идеальным инструментом. Основываясь на проведенном исследовании, будет разработана информационная система для поддержки принятия решений руководством выпускающей кафедры в образовательной организации МЧС России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Положение о кафедре ИСиТ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.amchs.ru/attachments/article/135/pol-kaf-31.pdf (дата обращения: 19.03.2023).
  2. Официальный сайт ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России. Кафедра информационных систем и технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://amchs.ru/about_the_university/struktura/kafedry/ sistemy-i-tekhnologii-31/ (дата обращения 12.05.2023).
  3. Гутгарц, Р. Д. Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления: учебное пособие для вузов / Р. Д. Гутгарц. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 304 с.
  4. Ромашкова, О.Н. Проектирование информационных систем. Часть 2. Учебное пособие. / О.Н. Ромашкова, С.В. Чискидов. – М.: Московский городской педагогический университет, 2018. – 117 с.
  5. Рыбальченко, М. В. Архитектура информационных систем: учебное пособие для вузов / М. В. Рыбальченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 91 с.
  6. Кудрявцев, В. Б. Интеллектуальные системы: учебник и практикум для вузов / В. Б. Кудрявцев, Э. Э. Гасанов, А. С. Подколзин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 165 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07779-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/423761.
  7. Зараменских, Е. П. Управление жизненным циклом информационных систем: учебник и практикум для вузов / Е. П. Зараменских. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 431 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Асылбекова О.Р. ИССЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ РУКОВОДСТВОМ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЧС РОССИИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 854 - 864. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9084 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9084



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.