'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 114

Просмотры  123 просмотров

Порахня В.С.

  


СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены стилистические особенности автобиографического жанра, а также проведено разграничение между мемуарным жанром в связи с их сходствами. Предоставлен список авторов, которые пишут в жанре автобиографии, среди которых не только писатели, но и актеры, художники и другие   

Ключевые слова:
жанр, автобиографический жанр, автобиография, мемуарный жанр, стилистическое своеобразие   


УДК 82-1/-9

Порахня В.С.

студентка

Гуманитарно-педагогическая академия

(г. Ялта, Крым)

 

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА

 

Аннотация: в работе рассмотрены стилистические особенности автобиографического жанра, а также проведено разграничение между мемуарным жанром в связи с их сходствами. Предоставлен список авторов, которые пишут в жанре автобиографии, среди которых не только писатели, но и актеры, художники и другие.

 

Ключевые слова: жанр, автобиографический жанр, автобиография, мемуарный жанр, стилистическое своеобразие.

 

Автобиографический жанр представляет собой довольно сложный вид биографического текста в плане его особенностей или же стилевой принадлежности. И, несмотря на то, что многие исследователи уже освещали в своих работах стилистику автобиографического жанра, эта тема всё ещё вызывает особый интерес.

Автобиографический жанр – один из самых популярных и интересных жанров в литературе. Это жанр, отражающий историю жизни, переживания и приключения человека. Уникальность автобиографического жанра заключается в его стилистических особенностях, выделяющих его среди других литературных жанров.

Автобиография как жанр по своему стилистическому своеобразию является близкой мемуарному жанру [3]. Делают их схожими принципы организации текста и особенности жанра.

Однако стоит разграничивать мемуарный жанр и автобиографию, и силу того что отношение рассказчика к событиям истории вообще (в первом случае) и к событиям своей жизни (во втором) может быть показано различными средствами [3]. По словам Ф. Лежена, эта грань заключается в глубине искренности центрального персонажа [3]. Иными словами, отражённые в романе события могут совпадать в фактической составляющей, и лишь отражаться они будут по-разному.

Так, Ж. Руссе акцентирует внимание на том, что автобиография со времен своего зарождения не являлась просто письменной фиксацией работы памяти. Этот жанр осознанно строится, исходя из трех возможных повествовательных модусов:

  1. рассказчик пытается воспроизводить хронологический порядок событий;
  2. рассказчик воспроизводит «порядок воспоминаний»;
  3. рассказчик описывает «состояние души» [4].

Ф. Баргийе в своей монографии выделяет две большие жанровые группы – «романический роман» и «реалистический роман». Первый тип предполагает преобладание описания чувств, поэтапное становление личности. К «реалистическим» относятся два типа повествования – эпистолярный и мемуарный, то есть такие жанры, как роман в письмах, роман-мемуары и промежуточную форму – письма-воспоминания [2, с. 40].

Эти типологии можно принять к сведению, однако в них не уделяется внимание связи жанра и литературного направления. Например, дневниковые записи распространяются в эпоху Просвещения, и их стиль соответствует тем художественным произведениям, в частности, романам, которые создавались тогда, в направлении классицизма и позже – романтизма.

Большей частью исследователи делают вывод, что обращение ко внехудожественным повествовательным формам, будь то мемуары или письма, вызвано желанием достоверно описывать действительность, т.е. потребностью в правде, «реалистичности» в противовес романическому вымыслу старых романов.

Автобиография – это не просто подведение итогов наедине с собой и оглашение результатов окружающим, это актуальный диалог с широкой аудиторией. Возникая всегда ко времени, в границах определённого социально-исторического контекста, этот жанр, как и любой публицистический текст, опираются на реальные факты.

Первым аспектом, который делает автобиографический жанр уникальным, является использование повествования от первого лица. Автобиографии пишутся от первого лица, и это создает личную связь между читателем и автором. Использование первого лица позволяет автору более прямо передать свои переживания и чувства. Читатель приглашается в мир автора и может пережить историю так, как если бы он был там.

Во-вторых, автобиографический жанр часто использует рефлективный стиль письма. Автор автобиографии оглядывается на их жизнь и оценивает их опыт. Они размышляют о своем выборе, решениях и действиях, и это создает нарратив, который является одновременно личным и интроспективным. Рефлексивный стиль позволяет автору дать читателю представление об их жизни и уроках, которые они извлекли из своего опыта.

Еще одной стилистической особенностью автобиографического жанра является использование воспоминаний. Автобиографии часто пишутся в течение длительного периода, и часто упоминаются события из прошлого. Воспоминания используются для создания контекста настоящего и помогают читателю понять переживания автора. Они также эффективны в создании драматического воздействия на читателя.

Язык, используемый в автобиографическом жанре, часто личный и эмоциональный. Автор делится сокровенными подробностями своей жизни, и это создает неповторимую связь с читателем. Язык часто описательный и яркий, и это заставляет читателя чувствовать себя частью истории. Использование метафор и сравнений также распространено в автобиографическом письме, и это создает поэтический эффект, усиливающий эмоциональное воздействие истории.

Структура автобиографии также уникальна. Это не вымышленная история с предсказуемой сюжетной линией. Вместо этого структура основана на жизни автора, и это создает непредсказуемое и разнообразное повествование. Структура часто носит эпизодический характер, и события не располагаются линейно. Такой стиль письма позволяет автору сосредоточиться на важных событиях и темах своей жизни и осмысленно представить их.

Наконец, для автобиографического жанра часто характерна тема личностного роста. Автор размышляет об их жизненном опыте и учится у них. Автобиографический жанр — это пространство для личного самовыражения, и авторы часто используют его, чтобы узнать о себе и поделиться своим ростом и развитием со своими читателями. Эта тема создает ощущение связи между автором и читателем, поскольку они разделяют жизненный путь автора.

Даже избирая асинхронную структуру повествования, наполняя свой текст наряду с фактами реальной действительности элементами художественного письма: прогнозами, предположениями, домыслами – мемуарист не позволяет себе выходить за границы своей судьбы. Как и в публицистическом тексте в современности, герой захотел остаться в веках, сохранить свою жизнь для потомков в своей автобиографии.

Разумеется, желание самовыразиться, самоотчитаться перед собой сопрягается в мемуарах со стремлением найти сочувственно настроенную или, по крайней мере, заинтересованную широкую читательскую аудиторию и дать ей информации о своей жизни – личной и профессиональной. Эта та задача, которую автор себе ставит, приступая к работе в мемуарном жанре.

В этом жанре активно пишут не только литераторы: И. Бунин «Воспоминания»; И. Стоун. «Жажда жизни», А. Кристи «Автобиография».  Автобиографии пишут и артисты: П. Доминго «Мои первые сорок лет»; Э. Эгер «Выбор», художники: И. Репин «Далёкое близкое»; С. Дали «Дневник одного гения»), учёные (Ю. Лотман «Воспитание души»; Дж. Уорф «Вызовите акушерку», генералы (Н. Врангель «Воспоминания»; Э. Людендорф. «Мои воспоминания о войне»; священники (П. Флоренский «Письма семье из лагерей и тюрем»); Р. Скальфи «Освобождение», спортсмены (Л. Яшин «Записки вратаря»; Ш. Джонсон «Winning Balance HB», музыканты (Стинг «Разбитая музыка»; простые обыватели («Просто дети Записки» П. Смит) [1, с. 3].

Все авторы этого жанра тяготеют к самопознанию. Они рассуждают о вечных проблемах «со своей колокольни».  Часто они делятся своим жизненным опытом с молодым поколением, чтобы те учились на их ошибках. Поэтому часто в автобиографии сквозит поучение, учительская интонация. Прошлое предстаёт перед читателями не только как подлинная потребность пофилософствовать о «вечных проблемах», желание осмыслить собственную судьбу, определённых позиций.

Таким образом, автобиографический жанр уникален по своим стилистическим особенностям. От использования повествования от первого лица до рефлексивного стиля письма автобиографический жанр создает личную связь с читателем. Использование воспоминаний, эмоционального языка, эпизодической структуры и темы личностного роста делает этот жанр привлекательным и привлекательным для чтения и письма. Автобиографический жанр — это пространство для личного самовыражения, которое предлагает уникальное понимание жизни и опыта авторов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Мажарина, Ю.Н. Мемуары как вид публицистического творчества/ Ю. Н. Мажарина // ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2011, №2, – с.8.
  2. Шайтанов, И.О. Как было и как вспомнилось (Современная автобиографическая и мемуарная проза)/ И. О. Шайтанов. – М.: Знание, 1981 – 63 с.
  3. Dysfunctional Family Values: United States Memoir in the Neoliberal Age // ResearchGate [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/324442652_Dysfunctional_Family_Values_United_States_Memoir_in_the_Neoliberal_Age (дата обращения: 04.04.2023).
  4. The Glass Castle: Outrageous Misfortune // New Yowk Times [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2005/03/13/books/review/the-glass-castle-outrageous-misfortune.html (дата обращения: 28.03.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Порахня В.С. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 703 - 708. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9059 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9059



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.