'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 113

Просмотры  54 просмотров

Аштеменко П.А.

  


СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в данной статье анализируются методические особенности и возможности интегративного подхода на уроках литературы при изучении творчества Ф. М. Достоевского, а именно, романов, входящих в кодификатор ЕГЭ по литературе: «Преступление и наказание», «Идиот» и «Подросток»   

Ключевые слова:
интеграция, литература, роман, Ф. М. Достоевский, педагогический подход, дисциплина   


УДК 1751.8

Аштеменко П.А.

студентка кафедры отечественной и мировой литературы

Северо-Кавказский федеральный университет

(Россия, г. Ставрополь)

 

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО

ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА

Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В ШКОЛЕ

 

Аннотация: в данной статье анализируются методические особенности и возможности интегративного подхода на уроках литературы при изучении творчества Ф. М. Достоевского, а именно, романов, входящих в кодификатор ЕГЭ по литературе: «Преступление и наказание», «Идиот» и «Подросток».

 

Ключевые слова: интеграция, литература, роман, Ф. М. Достоевский, педагогический подход, дисциплина.

 

Интегрированные уроки призваны расширить знания учеников по определенным темам. Они совершенствуют структуру связей между разными предметами и помогают повысить воспитательную эффективность урока, ломают сложившуюся диспропорцию между интеллектуальным и эмоциональным познанием, соотношением логики и эмоций.

Интеграция на уроках литературы при изучении романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот» и «Подросток» проявляется в виде связи литературы с культурным, социологическим, философским и психологическим аспектами. Это происходит из-за того, что произведение школьникам может показаться достаточно сложным для понимания в обычном изучении. Дети могут не понять замысла автора, а с учетом современных реалий и вовсе истолковать романы неверно, слишком пессимистично. Важно, чтобы учащиеся поняли произведения с удобной им позиции, благодаря сравнениям с понятными им ситуациями, изучению конкретных терминов из других дисциплин и наук.

Федор Михайлович Достоевский определяет роман «Преступление и наказание» как «психологический отчет одного преступления», указывая тем самым на читательский анализ путем психологического исследования. Одними из главнейших направлений при изучении «преступления и наказания» являются такие темы, как: «Цикл сновидений Раскольникова и их интерпретация», «Система образов-двойников в романе», «Идея Родиона Раскольникова». Все этапы изучения романа также опираются на культурную составляющую, потому как через культуру можно рассмотреть произведение как синтез различных составляющих, среди которых выделяются литература, живопись и психология.

  Одним из универсальных методов психологической работы, сочетающей в себе живопись, является арт-терапия. По мнению психолога, связавшего психологию и педагогику Л. С. Выготского, «ребенок рисует не то, что он видит, а то, как он видит» [Савельева, с. 24-31]. Поэтому уместным будет обращение к детским рисункам на уроках литературы.

 Таким образом, интеграция на уроках литературы при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» может задействовать сферы культуры и психологии, которые выражаются в творчестве учеников.

Для осмысления обучающимися идейно-художественного смысла романа «Идиот» учителю важно создать подходящие условия для эстетического восприятия произведения учащимися. Здесь особенным является чувство сопереживания героям, так как через восприятие читателями персонажей происходит понимания авторского замысла [Шоботина, с. 151-154].

Ф. М. Достоевский в романе «Идиот» пытался изобразить положительного героя, находящегося в противостоянии алчному и лживому миру. Одной из главных целей педагога является объяснить ученикам смысл названия романа в соотношении с идеей, так как герой связан как с замыслом показать идеал правдоискателя, так и с далекими от этого смысла ассоциациями в общественном сознании. Имя героя отражает его внутреннюю личность, так как имя «Лев» по своему ассоциативному ряду является яркой противоположностью фамилии «Мышкин», заключающаяся в качествах животных, с которыми связаны. В имени героя Достоевский раскрывает особенности его внутреннего, противоречивого духовного мира, непонятного другим людям общества. В портретной характеристике Достоевский изображает князя Мышкина особым человеком с тончайшим устройством внутреннего духа. На это указывают мимика и жесты героя.

Важным является также анализ речевой организации текста – это речь героев, то, что они говорят, и как они это делают, какие используют интонации. В речи героя часто используются учтивые обращения, извинения перед собеседником, он вежлив со всеми вне зависимости от социального положения.

Итак, можно отметить, что в анализе образа главного героя присутствуют понятия, связанные с психологией. Именно эта наука занимается вопросами внутренних состояний человека, изучает чувства личности и пути их проявления. Именно интеграция литературы с психологией в данном случае позволяет сделать описание образа князя Мышкина более глубоким и подробным.

Таким образом, особенности организации уроков по изучению «Идиота» Ф. М. Достоевского, состоит в интеграции с психологией и философией. Детям важно объяснить некоторые психологические понятия, такие как «психологизм», «самооценка», «внутренний монолог», «личность». Изучение этих терминов может помочь при рассмотрении образа главного героя романа, раскрыть его идею, понять его монологи. Такая интеграция с гуманитарными науками особенно важна при изучении таких сложных и глубоких образов, как героев романов Ф. М. Достоевского, в частности, главного героя романа «Идиот» князя Льва Мышкина.

«Подросток» - реалистический роман, в котором Достоевский показал не только типичные характеры современного отца и сына, но и проблемы нравственные проблемы общества. Автор поставил перед собой задачу написать произведение о современных ему отцах и детях, об их взаимоотношениях.

Роман «Подросток» - роман о воспитании, так как ему характерны сюжетные такие ситуации, которые вызывают изменения в развитии душевной жизни главного героя, влияют на его выбор, создают испытания, «судьбоносные» сюжетные встречи.

Главный герой романа, «Подросток», Аркадий Долгорукий – незаконнорожденный сын помещика Версилова и его дворовой Софьи Андреевны Долгорукой, носящий фамилию своего юридического отца Макара Ивановича Долгорукого; брат Елизаветы Макаровны Долгорукой, брат по отцу Анны Андреевны Версиловой и Версилова-младшего, молодой человек, двадцати лет. Аркадий рассказывает о событиях годовалой давности, на момент которых ему было девятнадцать лет, что не случайно, так как по ветхозаветной традиции двадцатилетний возраст связан с началом взрослой осмысленной жизни, к которой по завершении истории герой подходит [Демченкова, с. 201].

Актуальность изучения этой темы в школе определяется тем, что сама тема молодежи, нового поколения всегда являлась очень важной в мире литературы, а также рассматривается в таких науках, как психология, обществознание, социология.

Так, рассматривая роман Ф. М. Достоевского «Подросток» на уроках литературы, учитель может сделать упор также на обществоведческие понятия. В этом проявляется интегративный подход как следствие взаимодействия двух дисциплин при изучении произведения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. XIII. – Л.: Наука, 1975. – 456 с.
  2. Белова Н. А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании. М.: МАНПО, 2005. - 272 с.
  3. Гроссман Л. П.: Поэтика Достоевского. Искусство романа у Достоевского. –М.: Государственная академия художественных наук, 1925. – 188 с.
  4. Демченкова Э. А. «Подросток» Ф. М. Достоевского как роман воспитания (жанр и поэтика), Екб. 2001.
  5. Савельева В. В. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф. М. Достоевского // Русская словесность. – 2002. – № 7. – С. 24–31.
  6. Шоботкина, Л. Е. Изучение образной системы романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в профильном классе / Л. Е. Шоботкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Аштеменко П.А. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 698 - 702. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9058 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9058



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.