'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 111

Просмотры  41 просмотров

Бунина А.Д.

  


ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной работе рассматривается феномен манипуляции с точки зрения массовой коммуникации. Анализируются различные понятия феномена манипуляции, приведенные учеными, занимающимися изучением манипулятивных процессов. Предлагается собственное понятие манипуляции в аспекте массовой коммуникации   

Ключевые слова:
понятие манипуляции, массовая коммуникация, манипулятивное воздействие, манипуляция сознанием   


УДК 009

Бунина А.Д.

магистр, профиль «СМИ и Интернет», кафедра журналистики и литературы

Воронежский государственный университет

(г. Воронеж, Россия)

 

ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ МАНИПУЛЯЦИИ

СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Аннотация: в данной работе рассматривается феномен манипуляции с точки зрения массовой коммуникации. Анализируются различные понятия феномена манипуляции, приведенные учеными, занимающимися изучением манипулятивных процессов. Предлагается собственное понятие манипуляции в аспекте массовой коммуникации.

 

Ключевые слова: понятие манипуляции, массовая коммуникация, манипулятивное воздействие, манипуляция сознанием. 

 

Введение. Управление сознанием человека получило широкое распространение в современном мире. Манипуляция касается многих сфер деятельности человека и одной из них является массовая коммуникация. Понимание механизмов манипуляции является ключевым фактором для эффективного управления информацией. Как феномен манипуляции в этой области вызывает интерес и требует анализа.

Анализ современных публикаций.

Говоря о термине «манипуляция», важно уточнить его понимание. Многие авторы, описывая феномен манипуляции в различных контекстах, исходят в основном из интуитивного представления о сути манипуляции. Чтобы разобраться в том, что из себя представляет данный феномен необходимо более подробнее остановиться на этимологии понятия.

В этимологическом словаре русского языка Семенова первоосновой слова «манипуляция» считаются латинские слова manus (рука) и pleo (наполняю) [3]. 

Ермаков Ю.А. в своей работе говорит о том, что сам глагол «манипулировать», в первую очередь, обозначает нейтральные действия с каким-либо предметом. В данном случае, манипуляторская деятельность не имеет негативного окраса [2, c.4].

Манипуляцию так же определяют, как вид психологического воздействия, в процессе  которого одна из сторон коммуникации стремится получить выигрыш за счет использования другого в качестве средства достижения своих целей. И в данном контексте манипуляция уже имеет ярко выраженный негативный окраc [5].

Кара-Мурза (признан в РФ иностранным агентом) даёт объяснение феномену «манипуляция» с помощью выделения трех главных признаков: 1) вид духовного или психологического воздействия; 2) скрытое воздействие, которое не должно быть замечено объектом манипуляции; 3) воздействие, требующее определенных знаний и мастерства [4].

Доценко Е. Л. обозначает манипуляцию как вид психологического воздействия, имеющий целью тайно, скрыто изменить мнения, установки, поведение адресата в интересах манипулятора, требующий искусности от манипулятора, чтобы изменения, происходящие с адресатом, были незамеченными, неосознанными [1].

Проанализировав данные понятия, дадим собственное определение феномену «манипуляция» в контексте массовой коммуникации. Манипуляция - способ управления сознанием людей с помощью скрытого воздействия, а также требующий от манипулятора мастерства и знаний в данной области, чтобы незаметно, для человека изменить его поведение, мнение, цель или побуждение в нужном для манипулятора направлении.

Манипуляция сознанием осуществляется с помощью информации, используя которую, можно производить следующие действия: 1) фабриковать информацию; 2) искажать информацию путем неполной, подачи; 3) редактировать информацию, добавив различные домыслы; 4) утаивать саму важную информацию; 5) сопровождать материал заголовком, не соответствующим содержанию; 6) приписывать кому-либо заявления, которых он никогда не делал; 7) публиковать правдивую информацию, когда она потеряла актуальность; 8) неточно цитировать, приводить часть фразы или выступления [6].

Краткие выводы. Манипуляции прочно обосновались на просторах интернета и в средствах массовой информации. Условием успешной манипуляции является преобладающее большинство граждан, которые представляют из себя пассивные объекты информационного воздействия. Манипуляции в массовой коммуникации часто приводят к серьезным последствиям для общества. Одним из главных последствий манипуляций является потеря доверия к СМИ и к информационным ресурсам в целом. Но манипулировать общественным мнением можно, лишь зная особенности восприятия и переработки информации в памяти человека.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Dotsenko E. L. Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection. — M.: Chero, 1997 - 3441. Semenov A.V.
  2. Ermakov Yu. A. Manipulation of personality: Meaning, techniques, consequences. — Yekaterinburg: Ural Publishing House, un-ta, 1995 – 208
  3. Etymological dictionary of the Russian language
  4. Kara-Murza S.G. K 21 Manipulation of consciousness. — Moscow: Publishing house: Eksmo, 2005 – 832
  5. Silin A. N. Social management: dictionary-reference, Textbook on the specialty "Organization Management", - Moscow: University Book, 2009 - 174
  6. Vinogradova, S. M. Psychology of mass communication: a textbook for bachelors / S. M. Vinogradova, G. S. Melnik. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2014 - 512 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Бунина А.Д. ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 689 - 692. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9056 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9056



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.