'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 110

Просмотры  61 просмотров

Степанова А.В.

  


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ *

  


Аннотация:
в статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоотношения у подростков с разным уровнем притязаний. Автором выявлено, что при среднем (адекватном) уровнем притязаний подростки показывают более позитивное самоотношение, тогда как при низком и высоком уровнях притязаний отмечаются более выраженные неудовлетворенность собой, внутренняя конфликтность, склонность к самообвинениям, что может быть связано с неадекватностью целей подростков их актуальным способностям, возможностям и ресурсам   

Ключевые слова:
самоотношение, подростковый возраст, самоотношение подростков, уровень притязаний, особенности самоотношения подростков при разном уровне притязаний   


УДК 159.9.07

Степанова А.В.
студент
Оренбургский государственный педагогический университет
(г. Оренбург, Россия)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ

 

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоотношения у подростков с разным уровнем притязаний. Автором выявлено, что при среднем (адекватном) уровнем притязаний подростки показывают более позитивное самоотношение, тогда как при низком и высоком уровнях притязаний отмечаются более выраженные неудовлетворенность собой, внутренняя конфликтность, склонность к самообвинениям, что может быть связано с неадекватностью целей подростков их актуальным способностям, возможностям и ресурсам.

 

Ключевые слова: самоотношение, подростковый возраст, самоотношение подростков, уровень притязаний, особенности самоотношения подростков при разном уровне притязаний.

 

В современном обществе детство считается важным этапом в жизни человека, во многом определяющим качество всей будущей взрослой жизни, что, в свою очередь, предполагает необходимость обеспечения психологического благополучия детей и подростков. При этом требования современного общества к подрастающему поколению таковы, что для успешной адаптации, нахождения своего места в жизни, возрастает конкурентность не только на уровне знаний, умений и навыков, но и на уровне особенностей личности, ее ключевых характеристик, в числе которых стремление к успеху, амбициозность, высокие притязания становятся одними из ключевых. Уже в подростковом возрасте особое значение начинает приобретать выраженность стремлений к достижению целей определенной сложности – уровень притязаний, т.к. подросток, в сравнении с более ранними стадиями развития, включается во все более сложные виды деятельности, различные взаимоотношения, требующие постановки различных целей, иногда превосходящих актуальные способности и задающих новый вектор развития. Между тем, низкие притязания, как и чрезмерно высокие, нереалистичные, могут негативно сказываться на самоотношении подростка, т.к. цель неадекватна текущим возможностям, способностям и ресурсам личности. Однако на сегодняшний день можно отметить дефицит исследований, посвященных рассмотрению особенностей самоотношения подростков с разным уровнем притязаний, что определяет актуальность проведенного нами исследования.

Под самоотношением, вслед за С.Р. Пантелеевым, мы понимаем важнейшую структурную составляющую самосознания, представляющую собой выражение смысла «Я» субъекта, некоторое устойчивое чувство в адрес собственной личности, которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей, различающихся как по эмоциональному тону переживания, так и по содержанию. Содержание самоотношения определяется особенностями его структурных составляющих, таких как открытость, саморуководство, уверенность в себе, отраженное самооотношение, самопривязанность, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение [4].

Уровень притязаний рассматривается нами как мера стремления личности к цели такой сложности, которая, по ее мнению, соответствует ее способностям, возможностям, ресурсам [3]. В подростковом возрасте уровень притязаний зачастую имеет нереалистичный, неадекватный характер и определяется сложившимися на более ранних этапах развития отношениями с окружающими (прежде всего, родителями) и реальными успехами и неуспехами в достижении значимых целей. Самоотношение подростка во многом детерминируется его способностью ставить и достигать какие-либо значимые, «большие» цели, соотносимые со стандартами референтных групп и находящие их поддержку. Невозможность ответить своим собственным притязаниям приводит подростков к очень острым аффективным переживаниям и снижению общего уровня самоотношения [1; 2; 5].

Эмпирическое исследование было организовано с участием 60 подростков в возрасте 12-14 лет. Для получения эмпирических данных применялся метод тестирования («Методика диагностика самооценки и уровня притязаний» Т.А. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; «Методика изучения самоотношения» С.Р. Пантелеева). Для обоснованности сравнения результатов подростков разных групп нами использовался непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни.

На первом этапе анализа полученных данных в составе выборки нами были выделены три группы подростков: с низким уровнем притязаний (41,7% выборки), со средним (адекватным) уровнем притязаний (30% выборки) и с высоким (нереалистичным) уровнем притязаний (28,3% выборки). Проведенный в данных группах сравнительный анализ позволил выявить ряд содержательных особенностей самоотношения подростков с разным уровнем притязаний.

По средним показателям факторов первого порядка были получены следующие результаты в группах (рис. 1).

 

Рис. 1. Сравнительный профиль самоотношения (факторы первого порядка) для групп подростков с разным уровнем притязаний

 

Представленные на рисунке 1 данные свидетельствуют о том, что наиболее позитивное самоотношение, характеризующееся открытостью, уверенностью в себе, самопринятием, ощущением ценности своего «Я», отсутствием острых внутренних конфликтов и обвинений в свой адрес диагностируется у подростков со средним (адекватным) уровнем притязаний. У подростков с низким (неадекватным) и высоким (нереалистичным) уровнями притязаний выявляется более негативное содержание самоотношения, характеризующееся замкнутостью, неуверенностью в себе, сомнениями в ценности собственной личности, слабым чувством симпатии к себе, низким уровнем согласия со своими внутренними побуждениями, неудовлетворенностью собой и высокой внутренней конфликтностью и склонностью к самообвинениям.

По факторам второго порядка можно видеть сходную картину распределения данных (рис. 2).

 

Рис. 2. Сравнительный профиль самоотношения (факторы второго порядка) для групп подростков с разным уровнем притязаний

 

В профилях самоотношения по факторам второго порядка также обнаруживаются различия в группах подростков с разным уровнем притязаний. Высокие показатели самоуважения и аутосимпатии отмечаются только у подростков со средним уровнем притязаний, у подростков с низким и высоким уровнями притязаний данные показатели ниже и лежат в границах средних значений. При этом в группе с высоким уровнем притязаний можно видеть показатели аутосимпатии ниже среднего. И, напротив, показатели самоуничижения являются более высокими при высоком и низком уровнях притязаний, в сравнении со средним уровнем притязаний.

Обнаруженные в группах различия проверялись нами с помощью расчетов непараметрического критерия различий U-Манна-Уитни. Проведенный математико-статистический анализ показал, что для подростков со средним (адекватным) уровнем притязаний свойственно позитивное самоотношение, выраженное в высоком уровне самопринятия, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, открытости, самопривязанности, а также самоуважения и аутосимпатии. При этом показатели внутренней конфликтности, самообвинения и самоуничижения являются преимущественно низкими и средними, что указывает на неконфликтность и устойчивость самоотношения (при сравнении с другими группами статистически достоверно при р<0,05 и p<0,01).

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить, что для подростков со средним (адекватным) уровнем притязаний характерно ощущение ценности собственной личности и ценность своего «Я» для других. Для них в большей степени характерна положительная оценка себя по внутренним критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызвать у других глубокие чувства. Подросткам с высоким и низким уровнями притязаний, характеризующимися как неадекватные, чаще свойственна внутренняя конфликтность и самообвинение, что проявляется в наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с самими собой. Этим подросткам свойственна тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Также им присущи отрицательные эмоции в адрес собственного «Я», а фактор самоуничижения говорит о наличии общего негативного отношения к себе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования. М.: Акрополь, 2011. 322 с.
  2. Косолапов Ю.А. Чувство взрослости и самоотношение личности: монография. Липецк: РИЦ ЛГПУ, 2005. 117 с. 
  3. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
  4. Пантелеев С.Р. Самосознание как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. 110 с.
  5. Прохорова Н.В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков // Международный научно-исследовательский журнал. № 8-2 (62). С. 118-120. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Степанова А.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 682 - 688. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9055 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9055



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.