'
Скрыпов М.А., Алексеева Н.Н.
ОСОБЕННОСТИ АТРИБУЦИЙ УСПЕХА И НЕУДАЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в работе представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи успеваемости и атрибуций успеха и неудачи у младших школьников
Ключевые слова:
атрибуции успеха и неудачи, младшие школьники, успеваемость
УДК 159.9.072.433
Скрыпов М.А.
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
(г. Великий Новгород, Россия)
Алексеева Н.Н.
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
(г. Великий Новгород, Россия)
ОСОБЕННОСТИ АТРИБУЦИЙ УСПЕХА
И НЕУДАЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в работе представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи успеваемости и атрибуций успеха и неудачи у младших школьников.
Ключевые слова: атрибуции успеха и неудачи, младшие школьники, успеваемость.
Проблема мотивации поведения и деятельности считается одной из центральных в современной психологии. Особое внимание в последнее время уделяется когнитивным процессам (каузальная атрибуция, имплицитные теории) и личностным диспозициям (личностные ценности и смыслы, Я-концепция и самооценка), выступающим в качестве параметров мотивации деятельности. Среди перечисленных процессов важное место занимает стиль атрибуции. Теоретическую основу для понимания феномена каузальной атрибуции заложил М. Селигман. В 1965 году он предложил теорию выученной беспомощности, согласно которой человек перестаёт предпринимать действия для улучшения собственного состояния после нескольких неудачных попыток. «Выученная беспомощность» появляется, когда связанные с таким состоянием атрибуции переносятся на другие ситуации [2, с. 105]
В данной статье мы обращаемся к возрастным особенностям младших школьников. Как отмечают многие исследователи, «младший школьный возраст по многим аспектам является ключевым возрастом для формирования личности» [3, с. 22]. Поэтому очень важным звеном в формировании атрибуций успеха и неудачи может выступать школьное обучение и учебная деятельность.
Анализ психологической литературы по проблеме исследования показал, что теоретические и практические основы взаимосвязи каузальной атрибуции своих достижений и учебной успеваемости младших школьников освещены недостаточно широко и подробно.
Для исследования особенностей взаимосвязи учебной успеваемости и атрибуций успеха и неудачи у детей младшего школьного возраста было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование.
Проведено констатирующее эмпирическое исследовании на следующей выборке детей младшего школьного возраста:
1-й класс 31 человек
4-й класс 26 человек
Для определения особенностей взаимосвязи учебной успеваемости и атрибуций успеха и неудачи у детей младшего школьного возраста были использованы следующие диагностические методики:
Результаты исследования приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Коэффициенты корреляции между учебной успеваемостью и особенностями атрибутивных стилей в 1 и 4 классах
Параметры |
Коэффициент корреляции в 1 классе |
Коэффициент корреляции в 4 классе |
Успеваемость-уровень успешности (по методике Дембо-Рубинштейн в адаптации А.М. Прихожан |
0,30
|
0,45
|
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха А.Г. Асмолова. |
||
Успеваемость-самооценка уровня успешности |
0,20 |
0,49 |
Успеваемость-тип атрибуции «Способности» |
-
|
0,06 |
Успеваемость-тип атрибуции «Собственные усилия» |
- |
0,10 |
Успеваемость-тип атрибуции «Объективная трудность задачи» |
- |
-0,10 |
Успеваемость-тип атрибуции «Везение» |
- |
-0,10 |
Методика изучения осознания школьной компетентности младших школьников и младших подростков (Т.В. Архиреева, Е.Г. Селезнёва). |
||
Успеваемость-настрой на успех или неудачу |
0,01 |
0,67 |
Успеваемость- атрибуция успеха «Способности» |
-0,16 |
0,42 |
Успеваемость- атрибуция успеха «Собственные усилия» |
0,18 |
0,01 |
Рассмотрим полученные коэффициенты корреляции в 1 классе.
Между успеваемостью и оценкой собственной успешности по методике Дембо-Рубинштейн в адаптации А.М. Прихожан присутствует умеренная корреляция. Это говорит о выявлении значительной положительной зависимости школьной самооценки от реального уровня учебных достижений. Таким образом, есть тенденция к осознанию собственных успехов и реалистичной их оценки.
Однако между успеваемостью и оценкой своих достижений по методике выявления характера атрибуции успеха/неуспеха А.Г. Асмолова корреляция слабая. Это говорит о ещё недостаточной способности к анализу собственных успехов и неудач.
В соответствии с анкетой А.Г. Асмолова, обучающийся выбирает только 1 причину неудачи, которая для него наиболее значима.
По методике изучения осознания школьной компетентности младших школьников и младших подростков (Т.В. Архиреева, Е.Г. Селезнёва) корреляционная взаимосвязь между учебной успеваемостью и оценкой успешности своих достижений слабая. Это подтверждает результаты, полученные по методике А.Г. Асмолова и ещё раз говорит о том, что у первоклассников не до конца сформирован тот тип мышления, который поможет им в дальнейшем верно оценивать свои успехи и неудачи.
Что касается корреляции между типами атрибуций и учебной успеваемости – все коэффициенты не представляют статистически значимый результат. Это говорит о том, что выбранный атрибутивный стиль ещё не устоялся у обучающихся 1 класса, первого года обучения ещё недостаточно для его нормального функционирования. Дети по-разному объясняют собственные успехи и неудачи, руководствуясь больше мнением родителей, чем собственными представлениями.
Таким образом, корреляционные взаимосвязи между учебной успеваемостью и атрибуциями достижений (как настроем на успех, так и оценки своей работы) считаются слабыми. Мы можем заключить, что у первоклассников только формируется способность адекватно оценивать успешность своей учебной деятельности. Это может быть связано с безотметочным обучением, при котором дети только адаптируются к школе, а все их шаги (даже неудачные) поддерживаются и оцениваются положительно с целью формирования интереса и устойчивой внутренней мотивации.
Рассмотрим полученные коэффициенты корреляции в 4 классе.
Существует умеренная корреляция между учебной успеваемостью и уровнем успешности (по методике Дембо-Рубинштейн в адаптации А.М. Прихожан), а также средняя корреляция между успешностью и самооценкой достижений по методике выявления характера атрибуции успеха/неуспеха А.Г. Асмолова. Это говорит о способности обучающихся к осмыслению и оценке результатов учебной деятельности.
Статистически достоверной корреляционной зависимости между успеваемостью и всеми стилями атрибуций по методике А.Г. Асмолова не выявлено. Причиной может быть тенденция атрибутивных стилей вызывать эмоциональные реакции в виде гордости за успех и стыда за неудачу, стремление ответить социально приемлемо.
В соответствии с результатами, полученными по методике изучения осознания школьной компетентности младших школьников и младших подростков (Т.В. Архиреева, Е.Г. Селезнёва), существует средняя (близкая к сильной) корреляционная связь между успеваемостью и настроем на успех или неудачу в разных учебных ситуациях. Это также говорит о сформировавшимся у многих умении оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности.
Умеренная корреляция выявлена между атрибуцией успеха «Способности» и успеваемостью. Это говорит о том, что обучающиеся, использующие эту причинную схему, наиболее успешны в учебной деятельности.
При этом обратная умеренная корреляция выявлена между атрибуциями неудачи «Отсутствие способностей» и «Невезение». Мы можем сделать вывод, что чем лучше успеваемость – тем реже обучающиеся пользуются этими стилями. Именно эти атрибуции, как утверждают авторы некоторых исследований, способствуют снижению мотивации учения и являются самыми неблагоприятными. Поэтому отрицательная взаимосвязь между этими причинными схемами и успеваемостью подтверждает эти данные.
Во всех остальных случаях выявлены слабые корреляции, что говорит об отсутствии статистически значимой взаимосвязи.
Мы можем предположить, что различие в коэффициентах корреляции между исследуемыми параметрами по методикам А.Г. Асмолова и Т.В. Архиреевой-Е.Г. Селезнёвой может быть связано с различием форм работы: письменная анкета и индивидуальная беседа соответственно. В письменном виде «приукрасить» свои результаты проще, чем в личном разговоре, что и проявляется в различии взаимосвязей.
Таким образом, результаты нашего исследования показывают, что обучающиеся 4 класса, настроенные на успех и обладающие благоприятным типом атрибуции успеха и неудачи отличаются значимо более высоким уровнем успешности учебной деятельности. Младшие школьники с неблагоприятными типами атрибуции неудачи (а именно «Отсутствие способностей», «Невезение») имеют более низкие отметки по сравнению с теми, кто использует другие атрибутивные стили.
По результатам статистического анализа мы можем сделать следующие выводы:
Наличие статистически достоверных корреляций между показателями успеваемости младших школьников и атрибуциями успеха и неудачи позволяет принять гипотезу исследования, то есть существует взаимосвязь между учебной успеваемостью и атрибуциями успеха и неудачи у детей младшего школьного возраста. Характер этой связи меняется от 1 к 4 классу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Скрыпов М.А., Алексеева Н.Н. ОСОБЕННОСТИ АТРИБУЦИЙ УСПЕХА И НЕУДАЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 674 - 681. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9054 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*