'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 108

Просмотры  120 просмотров

Рахманова Е.В.

  


ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье говорится о причинах задержки психического развития. Какие основные две значительно различающиеся группы детей с задержкой психического развития были выделены. Также описываются основные психологические особенности детей с ЗПР   

Ключевые слова:
задержка психического развития, внимание, восприятие память, мышление, речь, учебная деятельность, патология   


УДК 159.973

Рахманова Е.В.

студент 1 курса

Магнитогорский государственный технический университет

им. Г. И. Носова

(г. Москва, Россия)

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: в данной статье говорится о причинах задержки психического развития. Какие основные две значительно различающиеся группы детей с задержкой психического развития были выделены. Также описываются основные психологические особенности детей с ЗПР.

 

Ключевые слова: задержка психического развития, внимание, восприятие память, мышление, речь, учебная деятельность, патология.

 

Нарушения интеллекта у детей возникают по разным причинам и, соответственно, имеют различные проявления. Есть патологии врожденные и приобретенные. Причиной первых становятся родовые травмы, послеродовые осложнения, паталогическая беременность, неправильное поведение матери в период вынашивания (курение, употребление наркотиков, алкоголя, «пьяное» зачатие). Травмы, интоксикации, инфекции, гормональные расстройства и стрессовые ситуации, полученные в период младенчества и детства, провоцируют нарушения интеллекта.

Термин задержка психического развития применяется для определения детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью центральной нервной системы. Кроме того, дети, находящиеся в условиях социальной депривации, также страдают задержкой развития. Эмоциональная сфера таких детей крайне незрелая, часто демонстрируется инфантильное поведение и мышление.

  Интерес  к  проблеме  ЗПР  не  уменьшается  с  прошлого  столетия.  Для  описания  этой  достаточно  разнородной  по  клиническим  проявлениям  группы отечественные  и  зарубежные  авторы  использовали  множество  различных  названий:  «псевдонормальные», «дети пограничной черты», «субнормальные», «слабо одаренные», «умственно недоразвитые»  и  т.  д. 

В настоящее время в отечественной детской психиатрии наиболее широко используется термин «задержка психического развития» (ЗПР), предложенный Г.Е. Сухаревой.

Задержка психического развития – вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью и имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе.

Природа явления задержки психического развития заключается в патологическом запаздывании развития лобных долей головного мозга или функциональных расстройств, связанных с деятельностью головного мозга. [1.]

Существенный методологический вклад в развитие представлений о детях с ЗПР внесли исследования Т. А. Власовой и М. С. Певзнер. Так, в 1966 г. М. С. Певзнер описала ряд клинических вариантов инфантилизма в контексте школьной неуспеваемости:

1) психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоциональноволевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);

2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

Были выделены основные этиологические факторы ЗПР, в числе которых наиболее часто встречаются: неблагоприятное течение беременности, патология родов, генетические и социальные факторы.

Исследования Т. А. Власовой и М. С. Певзнер позволили выделить две значительно различающиеся группы детей с ЗПР:

1) дети с психическим инфантилизмом и астеническими состояниями — с проявлениями более легких форм, с первичным снижением темпа эмоционально-волевого развития и более благоприятным прогнозом при условии своевременного выявления и индивидуального педагогического подхода;

2) дети с первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитарностью отдельных корковых функций и церебрастеническими состояниями — с проявлениями более тяжелых, пограничных с умственной отсталостью форм, требующих специальной организации образовательных условий, коррекционной работы и медицинского сопровождения.

Детям с подобным нарушением свойственен ряд особенностей, которые могут быть более или менее выражены, существовать по отдельности или быть представленными комплексно.

Внимание. При ЗПР наиболее нарушена способность к активному и целенаправленному сосредоточению, поэтому характерны неустойчивость внимания и отвлекаемость. Внимание характеризуется также ограниченным объемом, недостаточным распределением, специфической избирательностью. Этому способствуют астенические и церебрастенические проявления, особенно при церебрально-органической форме: сниженная врабатываемость, низкая психическая устойчивость, быстрая истощаемость, а также слабость волевых процессов, недостаточность мотивации, сопутствующие невротические, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства [2].

Восприятие. Восприятие при ЗПР характеризуется замедленностью в связи с необходимостью длительного периода приема и переработки информации, что во многом связано с дефицитом внимания и эмоционально-волевыми нарушениями, а также с недостаточностью целенаправленности и планомерности в изучении объекта.

Наиболее очевидными являются особенности зрительного восприятия. Замедленность опознания не позволяет ребенку быстро обследовать окружающую действительность, что приводит к затруднениям в реализации функции поиска. Скорость восприятия у детей с ЗПР существенно снижается относительно нормальной для данного возраста при любом отклонении от привычных для него условий (снижении освещенности, изменении расположения предметов и т.д.). Сенсорный опыт длительно не закрепляется в слове, поэтому особые трудности дети испытывают при овладении представлениями об окружающем мире (например, о величине и форме). Затруднен процесс анализирующего восприятия, связанного с необходимостью выделения структурных элементов предмета, их пространственного соотношения.

Память. Особенности памяти при ЗПР имеют признаки сходства как с особенностями памяти в норме, так и при умственной отсталости. К числу показателей памяти, по которым дети с ЗПР более близки к детям, развивающимся без отклонений, относятся показатели объема кратковременной памяти, скорости прироста продуктивности при заучивании, по уровню избирательности запоминания, частично — по характеру влияния различных по содержанию помех и некоторым нейродинамическим характеристикам. К чертам, сближающим особенности памяти при ЗПР и при умственной отсталости, относятся повышенная тормозимость следов памяти, сильная зависимость от уровня интерференции [3].

Мышление. Уровень наглядно-действенного мышления при ЗПР сопоставим с нормой, словесно-логическое мышление затруднено и формируется замедленно. Имеется выраженная недостаточность мотивационной основы мышления, снижена готовность к интеллектуальным усилиям. У детей с ЗПР нарушена регуляция мыслительной деятельности, для них характерны непланомерность, односторонность, неполнота переработки информации [4].

Речь. Развитие речи при ЗПР характеризуется значительной вариативностью — от замедления формирования отдельных сторон речевой деятельности до общего недоразвития речи [5]. Широко встречаются трудности дифференциации звуков, восприятия оттенков речи, нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, нарушения лексико-грамматического строя речи, нарушения чтения и письма. При ЗПР отмечается слабость словесной регуляции действий, поэтому действия ребенка отличаются импульсивностью, отвлекаемостью, недостаточной последовательностью выполнения интеллектуальных операций.

Учебная деятельность. Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена. Включение их в конкретные учебные ситуации затруднено, что связано с трудностями вычленения значимой информации из предлагаемой, выбора варианта и средств решения, планирования и реализации последовательных действий. Интерес к учебным занятиям у таких детей резко снижен, часто встречаются псевдоучебные установки, обычно связанные с желанием обратить на себя внимание и уйти от решения предлагаемой задачи. Репродуктивный подход преобладает над продуктивным — это выражается в актуализации ранее усвоенных способов учебных действий, которые могут соотноситься с отдельными компонентами задачи, но не со всей совокупностью ее условий.

Тем не менее отличительной чертой детей с ЗПР является способность понимать, принимать и использовать помощь, а затем переносить вновь усвоенное на иные аналогичные задачи. Дополнительные затруднения в формировании учебной деятельности создают специфические расстройства развития школьных навыков в различных сочетаниях [6].

Данные о распространенности ЗПР в Российской Федерации весьма разноречивы. Это объясняется размытостью критериев постановки диагноза, отсутствием такого понятия, как ЗПР, в МКБ-10, а также тем, что в отношении ЗПР как нозологической единицы в последние десятилетия не проводилось эпидемиологических исследований. На сегодняшний день данные, которые можно найти в литературе, в основном характеризуют распространенность интеллектуальных расстройств в целом среди детской популяции, но изолированных данных по ЗПР не приводится.

Данный диагноз устанавливается детям до младшего школьного возраста, но некоторые родители, столкнувшиеся с проблемой ЗПР у ребёнка, не хотят верить, что их ребёнок таковой. Они думают, что их ребёнок  просто медлительный, невнимательный и в процессе взросления обязательно перерастет все проблемы развития.

Но если не проводить с ребенком коррекционно-педагогическую работу, то признаки недоразвития психических функций могут сохраниться в более старшем возрасте.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебник / А. М. Руденко и др.; под ред. А. М. Руденко. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 285 с.
  2. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. – 150 с.
  3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003. -144 с.
  4. Подобед В. Л. О своеобразии механической памяти детей с задержкой психического развития // VIII науч. сессия по дефектологии и V Всесоюзные педагогические чтения. М., 1979; Подобед В. Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. № 3.
  5. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Книга для учителя. Минск, 1989; Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М., 2003
  6. Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. М. Шипицыной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 287 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Рахманова Е.В. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 667 - 673. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9053 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9053



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.