'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 106

Просмотры  130 просмотров

Набродова Л.С.

  


НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ *

  


Аннотация:
обсуждаются преимущество нейропсихологического подхода к диагностике нарушений речи у детей, обусловленные опорой на фундаментальные теоретические положения А.Р. Лурии и современные методы исследования речи   

Ключевые слова:
нейропсихологическая диагностика, развитие речи, исследования речи, дети, методы исследования речи   


УДК 159

Набродова Л.С.

ассистент кафедры дошкольного и специального

(дефектологического) образования
НИУ «Белгородский государственный университет»
(г. Белгород, Россия)

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

 

Аннотация: обсуждаются преимущество нейропсихологического подхода к диагностике нарушений речи у детей, обусловленные опорой на фундаментальные теоретические положения А.Р. Лурии и современные методы исследования речи.

 

Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика, развитие речи, исследования речи, дети, методы исследования речи.

 

В последнее врямя наблюдается увеличения числа детей с различными нарушениями в речевом развитии. В связи с чем, возникает высокая потребность в разработке и использовании новых программ, методов и средств коррекционного воздействия.

Одним из наиболее эффективных подходов на сегодняшний день, является нейропсихологический. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия (1).

Речь является базовым компонентом не только интеллектуального развития, но и личностного развития ребёнка, это основное условия успешной социализации, умение коммуницировать.

Нарушение речевого развития, приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе. Речевые нарушения, как правило, не являются изолированным, а выступают результатом определённых сбоев в формировании нейронных связей между участками головного мозга.

Современные исследования позволяют сделать вывод, что, при всем богатстве и разнообразии диагностических методик, наибольшую,  эффективность даёт их комплексное использования и индивидуальный подход к организации и проведению исследований.

Рассмотрим одну из методик нейропсихологического обследования, это методика З.А. Репина (2) .

Данная методика содержит развёрнутый диагностический инструмент.

Схема изучения предусматривает подробное и поэтапное обследование не только речи, но и особенностей сформированности психологической базы речи, высших корковых функций. Подобный механизм обследования помогает выявить и охарактеризовать общую картину нарушения, включая установления ведущих факторов и механизмов развития патологии.

Данная методика состоит из нескольких частей:

- сбор анкетных данных ребёнка

-изучение предпосылок и особенностей развития речи

- обследования психологической основы речи

-обследования движений и действий

-обследования артикуляционного праксиса

- исследования состояние устной речи

-анализ нарушения писменной речи

- исследования системы счета

Поскольку проблема психического речевого развития тесно связаны, диагностическая и коррекционная работа должна охватывать все звенья нарушения функциональной системы.

Таким образом, применение нейропсихологический методов в диагностики речевых нарушений у детей, будет более эффективной.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. переизд. / А.Р. Лурия— М.: Издательский центр «Академия», 2017. -384 с.
  2. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: учебник для студентов дефектологический факультетов и вузов. - Екатеренбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. - 140 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Набродова Л.С. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 658 - 660. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9051 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9051



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.