'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 100

Просмотры  113 просмотров

Саркисян Д.С.

  


СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена анализу развития образовательной деятельности на Кубани в годы Великой Отечественной войны. Рассмотрены основные преобразования и события в крае, мобилизация образовательной сферы для защиты от врага. В статье также говорится об освобождении Кубани от фашистских захватчиков, что впоследствии стало началом её подъёма в системе образования   

Ключевые слова:
образование, война, Кубань, школа, университет, Великая Отечественная война   


УДК 908

Саркисян Д.С.

студентка МИ-Рег-2-1

Армавирский государственный педагогический университет

(г. Армавир, Россия)

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Аннотация: данная статья посвящена анализу развития образовательной деятельности на Кубани в годы Великой Отечественной войны. Рассмотрены основные преобразования и события в крае, мобилизация образовательной сферы для защиты от врага. В статье также говорится об освобождении Кубани от фашистских захватчиков, что впоследствии стало началом её подъёма в системе образования.

 

Ключевые слова: образование, война, Кубань, школа, университет, Великая Отечественная война.

 

Единство фронта и тыла в период Великой Отечественной войны явилось одним из главных слагаемых великой Победы советского народа. Составной частью советского тыла являлась система образования. Учебные заведения, как и все другие социальные институты, встали в ряды борцов с фашизмом, за сохранение независимости Родины.

На первых этапах военного противостояния происходила мобилизация учреждений образования и культуры для помощи фронту. Повсеместно доминировала патриотическая тематика. Особое внимание уделяли военной подготовке, воспитанию учащихся на подвигах героев войны. Кубанские школьники – выпускники 1942 года писали сочинения на темы: «Советская молодёжь на фронтах Великой Отечественной войны», «Слава героям бессмертным» [5, с. 336].

В первый период определились и сложились основные направления учебно-воспитательного процесса в условиях начавшейся войны. Ключевым звеном в цепи задач перестройки работы школ и учебных заведений трудовых резервов стала мобилизация усилий педсостава и учащихся на удовлетворение потребностей фронта и тыла.

Школьники во время каникул повсеместно привлекались к работам в сельском хозяйстве и на предприятиях местной промышленности. Для повышения эффективности труда подростков в старших классах был введен специальный предмет по изучению сельскохозяйственных профессий. Во внешкольной работе большое распространение получила организация политехнических кружков. Таким образом, органы власти стали рассматривать учащихся как часть производительных сил государственной экономики. В соответствии со своей спецификой ученические коллективы трудовых резервов осваивали профессию в ходе выполнения военных заказов. Это снизило уровень подготовки выпускников ремесленных училищ и школ ФЗО, но позволило в сжатые сроки наладить выпуск оборонной продукции и одновременно решить кадровую проблему, назревшую в ситуации массовой мобилизации на фронт квалифицированных рабочих [7, с. 893].

В первые месяцы войны в Краснодарский край эвакуировались Одесский университет (в Майкоп) и Крымский медицинский институт (в Армавир), однако продвижение противника сделало их пребывание в регионе недолгим. Местные вузы и научные учреждения также перенесли свою деятельность в южные и восточные районы страны [6, с. 242].

В ряде учебных заведений оккупанты устроили казармы, конюшни. В здании майкопского учительского института расположился немецкий госпиталь. Однако часть образовательных учреждений всё же работала. Пропагандировалось возвращение к дореволюционным порядкам: с 5 по 15 января в школах прошли рождественские каникулы, организовывались рождественские ёлки. Но многие дети не посещали школу из-за невозможности оплатить обучение, отсутствия тёплой одежды и обуви.

Учебные занятия были возобновлены почти сразу после освобождения, несмотря на то, что 70% школьных зданий края были разрушены полностью или требовали капитального ремонта. С 1943 г. на Кубани, как и по всей стране, вводилось раздельное обучение в школах [5, с. 336].

Кубанские вузы пережили сложный этап эвакуации и реэвакуации. Во время оккупации были сожжены вузовские здания с лабораториями и библиотеками, общий фонд которых составлял до 1 млн томов научной литературы. Тем не менее уже весной 1943 г. студенты (абсолютное большинство составляли девушки) приступили к занятиям. На базе химикотехнологического института и института виноградарства и виноделия открылся Краснодарский институт пищевой промышленности.

Вплоть до окончания войны вузы особенно заботились о военной и физической подготовке студентов; параллельно с основной профессией они овладевали навыками радиста-телеграфиста, инструктора противовоздушной обороны и др., на занятиях по иностранному языку изучалась военная терминология. [7, с. 893].

Для школьников и студентов серьёзной проблемой был недостаток бумаги: шли в ход газеты, оборотная сторона исписанных листов, старые обои, брошенные убегающими противниками географические карты. На нескольких учащихся выдавался один учебник, общими усилиями решалась проблема элементарного оборудования аудиторий (стулья, столы и пр.). Молодёжь участвовала в городских воскресниках, помогая восстанавливать разрушенные объекты, отправлялась на уборку урожая, сбор лекарственных трав.

Из армавирской газеты 1944 г. мы также узнаем про подготовку молодых учителей. В статье «Готовим молодых учителей» говорится о том, что школьное здание, которое находилось по Комсомольской улице № 130 было разрушено немцами. Но за два месяца удалось его восстановить, где разместили Армавирское педагогическое училище, в нём продолжили свое обучение 165 будущих учителей начальных классах. Большое внимание уделялось в педучилище воспитанию политико-воспитательной работе. Организованны комсомольская профсоюзная организации. Комсомольцы изучали книгу товарища Сталина о Великой Отечественной войне, работали кружки, а именно педагогический и литературно – драматический, также издавалась стенная газета [4, с. 122].

Первые послевоенные годы были наполнены активной созидательной работой. На развитие образования государством выделялись значительные средства. Количество учащихся в женских, мужских и смешанных школах постоянно увеличивалось, поскольку росла миграция населения на Кубань. Важным шагом в переходе к всеобщему семилетнему образованию стало создание школ рабочей молодёжи [3, с. 113].

Численность студентов кубанских вузов к 1947 г. достигла 6000 чел., превысив довоенный уровень. В 1950 г. был восстановлен Кубанский сельскохозяйственный институт; в 1952-м на базе Майкопского учительского института открыт педагогический институт.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Архивный отдел администрации Армавира (АОАА) Ф.127.оп.2.д.96
  2. АОАА. Ф. Р-1271.оп.1д.92
  3. АОАА. Ф. Р-1271.оп.1д.113
  4. АОАА. Ф. Р-1271.оп.1д.122
  5. История Кубани: Учеб. пособие / Под общ. редакцией В. В. Касьянова, Н. С. Короткого. – Краснодар, 2005. – 336 с.
  6. Кринко Е.Ф. Жизнь за линией фронта: Кубань в оккупации (1942–1943). – Майкоп, 2000. – 242 с.
  7. Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941–1945: рассекреченные документы. Хроника событий. Краснодар, 2000. – 893 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Саркисян Д.С. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 631 - 635. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9045 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9045



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.