'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 94

Просмотры  58 просмотров

Новиков Г.О.

  


МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА *

  


Аннотация:
в данной статье анализируется институт местного самоуправления в РФ, его понятие, система органов местного самоуправления, принципы, их деятельности, а также дается характеристика модели организации местного самоуправления   

Ключевые слова:
местное самоуправление, полномочия, институт, демократия, модели   


УДК 35.352

Новиков Г.О.
студент
Владивостокский государственный университет

(г. Владивосток, Россия)

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ:

ИСТОРИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА

СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА

 

Аннотация: в данной статье анализируется институт местного самоуправления в РФ, его понятие, система органов местного самоуправления, принципы, их деятельности, а также дается характеристика модели организации местного самоуправления.

 

Ключевые слова: местное самоуправление, полномочия, институт, демократия, модели.

 

Актуальность исследования института местного самоуправления является безусловной. Это объясняется тем, что в настоящее время рассматриваемый институт в силу реализации своих целей и задача направлен на совершенствование общественного развития. Местное самоуправление является способом реализации власти народа, которая закреплена конституционном уровне и представляют собой форму демократии.

В настоящее время наше государство переживает череду реформы, преобразований, которые затрагивают различные институт государства, общества, в том числе преобразования коснулись и местного самоуправления. Реформы проводились в 1190-х гг. 2003 г., новый виток реформ начался в 2014 г. И уже в 2022 г. вновь наметились колоссальные изменения в данной сфере: был внесен законопроект в Государственную Думу, который встраивание местного самоуправления в единую систему публичной власти в Российской Федерации, реформирование территорий муниципальных образований и полномочий местного самоуправления.

В этой связи представляется интересным проанализировать становление местного самоуправления в российском государстве, поскольку это позволит более аргументированно оценить происходящие на данном этапе изменения, выявить тенденции дальнейшего развития, определить целесообразность реформ.

Первые зачатки основ местного самоуправления имели место еще в период Древней Руси, когда в ряде русских городов стали формироваться местные органы управления – вече, народное собрание, тысяцкие, сотские и пр. А также в тот период формировались первые муниципальные территории и районы, созданные в целях облегчения управления городом, поселением.

Но сама история развития местного самоуправления начинается с середины ХVI в., и принято выделять следующие периоды становления местного самоуправления в Московском государстве:

«Кормление» (управление через наместников и волостелей) – протекал до середины ХVI в. В тот период земли делились на «белые» и «черные».

Земское и губное управление (самоуправление) – вторая половина ХVI в. – начало XVII в., введённое Иваном IV, которое коренным образом изменило существовавшую несколько веков систему кормлений.

Приказно-воеводское управление в сочетании с традиционным местным самоуправлением – начало XVII – вторая половина XVII в., которое было введено в связи с необходимость обеспечения быстрого восстановления страны.

Следующим серьезным этапом преобразования системы местного самоуправления в России Земская (1864 г.) и городская (1870г.) реформы. В рамках данных реформ полностью пересмотрены виды органов местного самоуправления, порядок их формирования, государство стремилось участь мнения всех сословий. Органы формировались на основании выборов.

В процессе всей истории развития местного самоуправления в советский период местные Советы так и не смогли получить хоть какой-либо самостоятельности, вся полнота власти находилась не у народа, а в руках партии, что делало бесполезной муниципальную власть как таковую. В действительность местные Советы выступали как органы местного государственного управления.

Современный этап развития местного самоуправления начался с 1991 года, когда был принят первый российский закон о местном самоуправлении, предусмотревший совсем иной подход к пониманию муниципального самоуправления. Также в 1991 г. было предложена первая трактовка термина «муниципальное самоуправление».

Следующий этап развития муниципального самоуправления в России – это момент принятия Конституции РФ, во исполнение которой были приняты в 1995  и в 2003 гг. федеральный законы. При этом наиболее продуманным был федеральный закон 2003 г., который решил многие проблемы и вопросы.

Однако реформа муниципального законодательства не закончилась. В 2009 году и в 2014 году были пересмотрены некоторые виды муниципальных образований, пересмотрены вопросы местного значения, полномочия местного самоуправления и порядок формирования органов местной власти.

Новый этап муниципальной реформы начался в 2022 г. Суть данной реформы заключается во встраивании органов муниципальной власти в систему единой публичной власти, что предполагает преобразование территорий муниципалитетов и их полномочий, а также повышение качества работы органов местного управления за счет ликвидации двухуровневой системы муниципалитетов.

В настоящее время пока выдвинутый законопроект не принят, а рассмотрение его будет лишь в 2024 году после выборов Президента РФ.

Для полноценного исследования в первую очередь необходимо проанализировать понятие рассматриваемого института.

В настоящее время отсутствует единый подход к трактовке понятия «местное самоуправление». Первый подход является социальным, в основе его лежит то, что местное самоуправление – это общественный институт, который действует независимо и имеет самоуправленческое начало, является самостоятельной формой публичной власти (В.Е. Чиркин [1, с. 25], И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов [2, с. 34]). Второй подход считает местное самоуправление как часть государственного механизма управления (И.А. Алексеев) [3, с. 69]. Третий подход сочетает в себя два предыдущих, указывая на то, что рассматриваемый институт является как государственным, так и общественным аппаратом (К.Ф. Шеремет [4, с. 82], Е.С. Шугрина [5, с. 61]).

Законодатель закрепил понятие рассматриваемого института в ст. 130 Конституции РФ «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [6]. Уточняющее определение дано в ФЗ 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и трактуется следующим образом: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» [7].

Анализируя представленные определения, необходимо сформулировать признаки местного самоуправления:

– разграничение полномочий (федеральный, региональный, местного значения);

– разрешение вопросов местного значения, но с учетом требований федерального законодательства;

– принцип ответственности органов местного самоуправления в случае нарушения законодательства РФ;

– является средством реализации власти народа с целью улучшения общественной жизни;

– существуют различные виды и формы самоуправления: референдум, собрания, сходы, муниципальные выборы и т. д.;

– органы местного самоуправления являются выборными.

Далее необходимо рассмотреть понятие органов местного самоуправления. В данном случае также существуют различные подходы. К указанным органам О.В. Курганская относит выборные и любые другие органы, которые не входят в систему государственных органов, но имеют полномочия по решению вопросов местного значения [8].

Органы, которые формируются на основании воли народа, его избранием либо на основании волеизъявления представительного органа муниципального образования относятся к рассматриваемым органам по мнению Н.А. Игнатюк [9, с. 163].

Территориальными сообществами называют рассматриваемые органы О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев. При этом авторы указывают на то, что данные органы формируются другими государственными органами и подотчетны им [10, с. 112].

Законодательное определение рассматриваемых органов дано в ФЗ 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, где указано то, что данные органы являются избираемыми или образуемыми. В первом случае формирование органа происходит на основании решения населения, а во втором – на основании решения представительного органа. При этом сформированные органы обладают определенными полномочиями с целью обеспечения деятельности по решению вопросов местного значения [7].

Аналогичное определение органов местного самоуправления закреплено в п. 48 ч. 1 ст. 2 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [11, с. 102].

Органы местного самоуправления действуют на основании определенных принципов (рис. 1.).

 

 

Рис. 1. Принципы деятельности органов местного самоуправления

Анализ рисунка 1 позволяет сделать вывод о том, что принципы деятельности рассматриваемых органов являются конституционными и позволяют соблюдать права граждан, гарантировать их защиту, а также создание условий для реализации воли народа. 

В зависимости от принципа, который положен в основу территориального разделения, формируют две модели рассматриваемого института: одноуровневая или двухуровневая. В РФ действует двухуровневая модель, которая закреплена в федеральном законодательстве. Концептуальным положением федерального законодательства является обязательное формирование муниципальных образований на двух уровнях – в поселениях и муниципальных районах (а теперь и в некоторых городских округах) с разграничением и закреплением за каждым из них присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения.

Функции органов местного самоуправления трактуются в широком и узком смыслах. Деятельность, указанных органов, имеющая своей целью соблюдение конституционных прав в рамках реализации своих полномочий – это трактовка рассматриваемого понятия в широком смысле. В узком смысле под функциями понимается определенная деятельность указанных органов, целью которой является решение вопросов на местном уровне [5].

Виды функций местного самоуправления определяются его природой, особенностью положения органов местного самоуправления, задачами и целями данных органов. Представим данные функции на рисунке 2.

Рис. 2. Виды функций местного самоуправления

Анализируя рисунок 2, необходимо сделать вывод о том, что все функции вытекают из задач, которые поставлены на выполнение перед органами местного самоуправления законодательством.

В качестве главной задачи органов местного самоуправления является деятельность, направленная на удовлетворение потребности населения в рамках предоставления различных услуг, потребностей, т.н. вопросов местного значения.

Таким образом, институт местного самоуправления – это форма осуществления своей власти народом как элемента публичной власти, представленная системой органов, имеющих свои функции и задачи. В РФ законодательное регулирование данного института закреплено на конституционном и на федеральном уровнях. В рамках реализации своих полномочий органы местного самоуправления могут принимать нормативно-правовые акты, с условием непротиворечия их основному закону РФ и федеральному законодательству. Система органов местного самоуправлении является избирательной или назначается вышестоящими органами (представительными). В РФ действует двухуровневая модель организации рассматриваемого института.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Чиркин В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – М.: Юрист, 2020. – 400 с.
  2. Выдрин И.В. Муниципальное право России / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. – М.: Норма, 2020. – 359 с.
  3. Алексеев И.А. Муниципальное право Российской Федерации/ И.А. Алексеев, Б.Б. Адамоков, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 254 с.
  4. Барабашев Г.В. Становление местного самоуправления / Г.В. Барабашев, К.Ф. Шеремет. – М.: Норма, 2020. – 218 с.
  5. Шугрина Е.С. Муниципальное право / Е.С. Шугрина. – М.: Юрайт, 2021. – 326 с.
  6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. (дата обращения: 04.05.2023).
  7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023). – Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112774/. (дата обращения: 04.05.2023).
  8. Курганская О.В. виды органов местного самоуправления и их предназначение / О.В. Курганская // Государство и право. – 2022. – № 2. – С. 19-28.
  9. Игнатюк Н.А. Муниципальное право / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин. – М.: Юстицинформ, 2020. – 312 с.
  10. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – М.: Проспект, 2020. – 224 с.
  11. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.04.2023). – Текст: электронный // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10255/. (дата обращения: 04.05.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Новиков Г.О. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 594 - 603. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9039 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9039



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.