'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 92

Просмотры  196 просмотров

Кибальчич М.И.

  


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ *

  


Аннотация:
в статье раскрываются инструменты по противодействию коррупции на примере Германии. Заимствование опыта зарубежных стран поможет внедрить успешные практики в систему государственной власти Российской Федерации. Также в статье указываются международные организации по борьбе с коррупцией и международные нормативные правовые акты   

Ключевые слова:
коррупция, конкуренция, зарубежные страны, международное сотрудничество, противодействие коррупции   


УДК 354

Кибальчич М.И.

студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ

 

Аннотация: в статье раскрываются инструменты по противодействию коррупции на примере Германии. Заимствование опыта зарубежных стран поможет внедрить успешные практики в систему государственной власти Российской Федерации. Также в статье указываются международные организации по борьбе с коррупцией и международные нормативные правовые акты.

 

Ключевые слова: коррупция, конкуренция, зарубежные страны, международное сотрудничество, противодействие коррупции.

 

Конкуренция на международном уровне влечет за собой не только бесчисленные возможности, но и множество рисков. Эти риски включают в себя коррупцию во всех ее проявлениях: в малых или крупных масштабах, скрытая или открытая. Эти риски могут привести к широкомасштабному экономическому ущербу, будь то на уровне компании или в масштабах всей отрасли. Коррупция не только оказывает серьезное воздействие на общество и государственные институты, но и искажает процесс конкуренции. Если компании получают преимущества, давая взятки, честная конкуренция невозможна как в национальном, так и в международном бизнесе. Однако коррупция искажает не только конкуренцию. Коррупция также тормозит экономический рост, развитие и подрывает доверие к государственным органам как внутри страны, так и за рубежом. Это всегда влечет за собой серьезные убытки, выходящие далеко за рамки финансовой отрасли. Именно поэтому все страны мира проводят свою антикоррупционную политику, а также участвуют в поддержании международных соглашений антикоррупционной направленности.

Международное сообщество работает над едиными стандартами в борьбе с коррупцией уже несколько десятилетий. Одним из важнейших инструментов является Конвенция ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц от 17 декабря 1997 г. [1]. Конвенция обязывает государства ввести уголовную ответственность за подкуп иностранных должностных лиц в международных деловых операциях. К конвенции присоединились все государства-члены ОЭСР, а также восемь других стран, включая Южную Африку, Аргентину и Бразилию. Именно благодаря Конвенции подкуп иностранных должностных лиц все чаще преследуется в ее государствах-участниках. Германия присоединилась к Конвенции в 1998 году и является одной из ведущих стран в борьбе с взяточничеством за рубежом и уголовном преследовании за него. Согласно рейтингу стран по восприятию коррупции за 2022 год Германия занимает 9 место из 180 [2].

В своих нормативных правовых актах Германия ссылается на то, что коррупционная составляющая пагубно влияет не только на внутреннюю экономику страны, но также задевает экспортную экономику Германии в целом. В то же время коррупция делает бизнес более дорогим, а власть - поддающейся шантажу. Коррупция противоречит фундаментальным ценностям социальной рыночной экономики, основанной на честной конкуренции и социальном балансе. Специалисты утверждают, что именно на этих ценностях основан успех немецкой экспортной экономики. За эти ценности немецкие компании несут частичную ответственность при ведении бизнеса за рубежом.

Уголовный кодекс Германии выделяет следующие коррупционные правонарушения [3]:

- подкуп избирателей и подкуп депутатов (статья 108);

- мошенничество со спортивными ставками (статья 265);

- взяточничество и подкуп в коммерческих сделках (статья 299);

- получение или предоставление преимуществ (статьи 331, 333);

- коррупция и взяточничество (статьи 332, 334)

Честная конкуренция требует, чтобы все компании – независимо от того, где учреждены и в какой стране ведут свою деятельность – имели одинаковые правила, и чтобы эти правила соблюдались. Именно поэтому международное сообщество на различных уровнях активно ведет борьбу с коррупцией в последние десятилетия и создало обязательные для всех нормативные акты. Цель состоит в том, чтобы создать справедливые условия для конкуренции – равные условия, чтобы компаниям не приходилось опасаться потери заказов или неспособности конкурировать без взяток.

При изменении системы по противодействию коррупции в Российской Федерации можно обратить внимание на успешные практики зарубежных стран, однако не стоит забывать об особенностях государства. Некоторые частные практики могут не сработать в Российской Федерации в связи с национальными особенностями, менталитетом, а также с особенностями законодательной и исполнительной системы. Но несмотря на это существуют базовые инструменты, которые при системном подходе смогут снизить коррупционные риски как в отдельной сфере, так в государстве в целом.

Борьба с коррупцией должна быть неотъемлемым элементом для улучшения системы управления. Наряду с процедурами по предупреждению коррупции абсолютно необходимы открытость и прозрачность, чтобы иметь возможность обнаруживать и проверять, что средства, выделенные из бюджетов, используются разумно и по назначению. Это также будет способствовать более широкой вовлеченности граждан и повышению их уровня осведомленности в данной сфере. Доверие к правовой системе имеет основополагающее значение для создания доверия к демократическим процессам и системам. Столь же важными, как и предотвращение, являются возможность, знания и компетентность в расследовании коррупции и возбуждении дел в суде.

Независимость правовой системы имеет основополагающее значение для создания необходимого открытого пространства для действий по борьбе с коррупцией. Независимая и прозрачная работа институтов контроля без политического вмешательства могут оказать влияние на коррупционные составляющие, а также повысить уровень доверия гражданского общества к государственной системе.

Меры, укрепляющие знания гражданского общества и расширяющие его возможности вести диалог с органами власти на всех уровнях, являются важным вкладом в борьбу с коррупцией. Гражданское общество, научные круги и независимая пресса, способные информировать, создавать дискуссии и освещать важные вопросы, абсолютно необходимы для развития демократических обществ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок // URL: https://docs.cntd.ru/document/902343859 (дата обращения: 03.05.2023)
  2. Международная неправительственная организация Transparency International (IT) опубликовала Индекс восприятия коррупции за 2022 год (Corruption Perception Index 2022 - CPI) // URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2022/index/deu (дата обращения: 04.05.2023)
  3. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия // URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2022/index/deu (дата обращения: 08.05.2023) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кибальчич М.И. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 583 - 587. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9037 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9037



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.