'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 91

Просмотры  44 просмотров

Гордиенко Д.Д.

  


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена особенностям мотивации труда государственных гражданских служащих Российской Федерации. Применение в государственной службе эффективных методик, которые в целом способствуют мотивации госслужащих, дает возможность добиваться высокого уровня не только лояльности, но также и производительности труда, повышения эффективности выполнения возлагаемых на них функций и полномочий   

Ключевые слова:
государственный служащий, мотивация, методика, требования, труд   


УДК 1

Гордиенко Д.Д.

студент 2 курса магистратуры, обучающийся

«Государственное управление социально-экономическим развитием»

Московский областной филиал,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Красногорск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: данная статья посвящена особенностям мотивации труда государственных гражданских служащих Российской Федерации. Применение в государственной службе эффективных методик, которые в целом способствуют мотивации госслужащих, дает возможность добиваться высокого уровня не только лояльности, но также и производительности труда, повышения эффективности выполнения возлагаемых на них функций и полномочий.

 

Ключевые слова: государственный служащий, мотивация, методика, требования, труд.

 

Мотивация – это достаточно сложный процесс, который способствует побуждению человека к определенному действию. Данный процесс управляет поведением человека и задает его направленность, а также ориентирует на достижение конкретных поставленных целей [4]. Вместе с тем, под мотивацией можно понимать совокупность факторов, механизмов, а также процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению всех целей, в которых нуждается человек [2]. С точки зрения управления мотивация представляет собой основной процесс, направленный на управление человеком, а также создание стимулов для их последующей активации к эффективному труду.

Целью мотивации является формирование, а также реализация комплекса условий, которые побуждают человека к осуществлению трудовой деятельности, в свою очередь, направленной на достижение цели с максимальным эффектом, а также отдачей [9].

Основными видами мотивации являются материальная, косвенно-материальная и нематериальная.

Мотивация может иметь материальную, т.е. экономическую форму, в свою очередь, подразделяемую на:

-      монетарную (денежную) мотивацию, связанную с оплатой труда;

-      немонетарную, когда работодатель тратит средства на улучшение условий труда работника, не производя прямых выплат работнику и не увеличивая его доходов;

-      нематериальную (внеэкономическую) [11].

Некоторыми авторами немонетарная мотивация определяется как косвенно-материальная мотивация [7]. Каждую форму мотивации следует рассмотреть подробнее.

Наиболее эффективный способ поощрения работников за достигнутые успехи в работе состоит в материальной мотивации, которая одновременно выполняет функцию отличного стимула к их стремлению выполнять свои обязанности в возможно короткие сроки при наивысшем качестве. Она состоит их денежных выплат, оклада, премий, бонусов, надбавок и т.п. В общей системе мотивации наиболее важной признана именно материальная мотивация персонала [3].

Монетарная мотивация обеспечивает стабильный доход, состоящий в среднерыночной заработной плате, а также дополнительных начислениях, уровень которых зависит от усердия самого работника. К монетарной мотивации относится все, связанное с оплатой труда. Основа материальной монетарной мотивации состоит в заработной плате работника [12].

Немонетарная мотивация состоит во вложении работодателем средств в улучшение условий труда работника без прямых выплат и увеличения доходов работника. Элементы немонетарной мотивации могут состоять в предоставлении ДМС; спортивных или иных абонементов; оплате дополнительного отпуска и т.п. [13].

Для мотивации своего персонала и удержания в организации наиболее ценных работников, менеджеры всех уровней используют в качестве инструментов оклад, проценты, бонусы, подарки [1].

Как и материальная, нематериальная мотивация направлена на развитие интереса сотрудников к работе. Но их стремление к труду для достижения поставленной цели основано не на материальной выгоде, а на устремлениях тонкого психологического характера. Нематериальная мотивация порождает у работника лояльность к организации, а также к руководству. Нематериальная мотивация предоставляет дополнительные возможности, выраженные в гибком графике работы; в возможностях профессионального и карьерного роста; корпоративных праздничных и командообразующих мероприятиях, которые составляют элементы корпоративной культуры; в присвоении звания «лучший работник года» или «самый перспективный работник»; в фотографии на доске почета корпорации; в заметке на сайте организации и многом другом [2].

Материальная и нематериальная мотивации должны применяться одновременно, поскольку, как это неоднократно доказано, одной лишь материальной заинтересованностью удержать работников довольно сложно [8]. Система мотивации может быть действенной лишь в случае ее прозрачности и когда она понятна каждому работнику.

Также можно выделить внешнюю и внутреннюю мотивацию. На первый вид мотивации оказывают воздействие внешние обстоятельства. В свою очередь, на вторую – индивидуальные потребности каждого отдельного работника, а также установки, которые он перед собой ставит и интересы [14].

Сама по себе внешняя мотивация в трудовой деятельности основывается сугубо на материальной основе – оплате труда, а также разного рода социальных гарантиях, предоставляемых работнику и последующих перспективах карьерного роста. Такой вид мотивации является более действенным в сравнении с внутренней, однако менее длительным [10].

Что касается внутренней мотивации, то в данном случае – это самый эффективный стимул, который оказывает воздействие на человека и направляет его на выполнение профессиональных обязанностей, при этом с большой отдачей. По мнению И.Б. Шебуракова и О.Н. Шебураковой, «наличие внутренней мотивации к эффективной служебной деятельности определяется устойчивыми паттернами мотивационно-потребностной сферы служащего, которые необходимо учитывать, в первую очередь, при принятии кадровых решений о приеме на работу (службу), назначении (служебном продвижении) гражданского служащего, а также в процессе взаимодействия руководителя со своими подчиненным» [15].

В качестве элементов системы мотивации государственных служащих следует обозначить [6]:

1)    государственные гражданские служащие ориентируются только на исполнение государственных интересов, а не личных;

2)    система оплаты труда государственных гражданских служащих едина во всех государственных органах;

3)    оплата труда представляет собой главный материальный стимул государственных служащих;

4)    государственные служащие должны иметь условия для последующего карьерного роста;

5)    оплата труда государственных служащих должна быть на уровне заработной платы, получаемой в частном секторе;

6)    необходима разработка льгот, а также компенсаций, предоставляемых государственным служащим на постоянной основе [5].

Таким образом, мотивация представляет собой совокупность факторов, механизмов, а также процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению всех целей, в которых нуждается индивид. В свою очередь, под мотивацией государственного служащего следует понимать совокупность движущих сил, которые в той или иной мере побуждают определенного соответствующее лицо к последующему и эффективному осуществлению определенных действий, связанных с возлагаемыми на него обязанностями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Андрианова Е.В. Человеческий капитал - основа конкурентоспособности российской экономики: монография / Е. В. Андрианова. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. 136 с.
  2. Ануфриева И.Ю. Управление персоналом: кадровая стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум / И. Ю. Ануфриева. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. 97 с.
  3. Артамонова И. А. Теория управления: учебное пособие / И. А. Артамонова. М.: Изд-во МИИГАиК, 2013. 105 с.
  4. Байтасов Р.Р. Управление персоналом: конспект лекций / Р. Р. Байтасов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 351 с.
  5. Васильева Е.И. Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих: дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2010. С. 84.
  6. Веселова Н.Ю. Государственная и муниципальная служба / Н. Ю. Веселова, Н. П. Бычкова. – Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017. 203 с.
  7. Головко А.Н. Мотивация государственных гражданских служащих: проблемы и пути их решения // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 93-95.
  8. Гоман Е.И. Проблемы мотивации государственной гражданской службы Российской Федерации и типология государственных служащих. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/PROMYShLENNAYa-POLITIKA-GLOBALIZACIYa-INNOVACII-USTOIChIVOST/PROBLEMY-MOTIVACII-GOSUDARSTVENNOI-GRAZhDANSKOI-SLUZhBY-ROSSIISKOI-FEDERACII-I-TIPOLOGIYa-GOSUDARSTVENNYH-SLUZhAShIH-72128/1/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD.pdf.
  9. Евтихов, О.В. Управление персоналом организации: учебное пособие / О. В. Евтихов. М.: Инфра-М, 2014. 298 с.
  10. Копылов В.В. Государственная и муниципальная служба: практикум / Копылов В.В. Тверь: Триада, 2017. 95 с.
  11. Лагун И.В. К проблеме мотивации государственных гражданских служащих // Развитие современного региона: вопросы науки и практики Сборник научных статей. 2014. С. 59-63.
  12. Мазитова Г.Ф. Проблемы совершенствования мотивации государственных служащих в РФ // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 9. С. 657-659.
  13. Сабына Е.Н. Государственная и муниципальная служба / Сабына Е. Н. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2015. 43 с.
  14. Фомина В.П. Теория управления: учебное пособие / В. П. Фомина, С. Г. Алексеева. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 156 с.
  15. Шебураков И.Б., Шебуракова О.Н. Мотивация государственных гражданских служащих: необходимость системного подхода URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-neobhodimost-sistemnogo-podhoda. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гордиенко Д.Д. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 576 - 582. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9036 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9036



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.