'
Хачатуров А.С.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД *
Аннотация:
статья посвящена изучению роли руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в системе внутренних дел Российской Федерации по организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по защите бюджетных средств, выделяемых на проведение закупок для государственных и муниципальных нужд. Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий
Ключевые слова:
закупки, коррупция, мошенничество, оперативно-розыскная деятельность, руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
УДК 34
Хачатуров А.С.
УМВД России по г. Ялте,
заместитель начальника отдела ЭБиПК
(Республика Крым, г. Ялта)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ,
ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКУПОК
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Аннотация: статья посвящена изучению роли руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в системе внутренних дел Российской Федерации по организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по защите бюджетных средств, выделяемых на проведение закупок для государственных и муниципальных нужд. Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова: закупки, коррупция, мошенничество, оперативно-розыскная деятельность, руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Непосредственно понятие оперативно-розыскной деятельности закреплено в статье 1 Федерального закона РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в виде деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по защите бюджетных средств, выделяемых на проведение закупок для государственных и муниципальных нужд представляет собой комплекс оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемый в результате получения соответствующих сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в виде гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в статье 6 настоящего Федерального Закона, а в последствии использование полученных результатов в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела органом предварительного следствия.
Статьёй 1 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентирован порядок регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, их планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Реализация Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» возможна через принципы, которые представляют собой обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В качестве принципов можно выделить принцип открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, определенных статьями 6-12 настоящего Закона. Одной из областей непосредственного применения принципов Закона является совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Экономика в целом, а сфера государственных и муниципальных закупок в частности, является одной из наиболее пораженных коррупции. Это обусловлено тем, что в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения указанных нужд, ежегодно в России выделяются многомиллиардные бюджетные денежные средства. По оценкам исследователей в настоящее время в контрактной системе функционирует более трехсот тысяч государственных и муниципальных контрактов заказчиков и около полумиллиона поставщиков, что делает ее одной из крупнейших хозяйственных систем страны. По данным Минэкономразвития, в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещений о закупках на сумму около 6,5 триллионов рублей. Сфера закупок на государственные и муниципальные нужды наиболее подвержена преступным посягательствам, в результате чего наносится существенный вред бюджетной системе Российской Федерации, а также непосредственно гражданам, получающим некачественные товары, работы и услуги. Сфера государственных и муниципальных закупок наиболее подвержена криминальным посягательствам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства дворовых территорий, строительства детских площадок, реконструкция парков, скверов и т.д.
Органам внутренних дел необходимо наращивать усилия в борьбе с преступностью при совершении хищений бюджетных средств. Знание сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по выявлению фактов хищений бюджетных денежных средств законодательства, регламентирующего процесс проведения закупок, умение полноценно эксплуатировать и использовать соответствующие информационные ресурсы находится на уровне выше среднего. Поисковые и аналитические мероприятия с использованием электронных площадок имеют существенную специфику, овладение которой требует значительных временных затрат, навыков и специальных компетенций. На ряду с указанными вопросами сотрудникам, закрепленным за данной линией обслуживания, приходится выполнять и иные задачи, стоящие перед органами внутренних дел, такие как несение службы в нарядах, охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, выезды в длительные командировки и т.д.
Одним из обязательных оснований для возбуждения следственным органом уголовного дела по факту хищения бюджетных денежных средств является наличие судебной строительно-технической экспертизы, в ходе которой должны быть установлены объемы выполненных работ, услуг либо товароведческой экспертизы, определяющей стоимость товаров. Проведение указанных экспертиз осуществляют частично подразделения ЭКЦ МВД России, а также лаборатории судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации. В Республике Крым находится лишь два таких учреждения. На примере ЭКЦ МВД по Республики Крым лишь только два эксперта, осуществляющие судебные строительно-технические экспертизы определяющие объемы и стоимость выполненных работ, в производстве которых в настоящее время находится 42 производства. Объем необходимых работ при их проведении несет огромные временные ресурсы. Примерный срок проведения с учетом очередности составляет от шести месяцев до одного года.
Пути решения данных проблем возможны при создании в структуре территориальных подразделений ЭБиПК специализированных органов, единственной задачей которых будет мониторинг сети интернет с целью поиска информации о возможных фактах совершения преступлений в данной сфере, увеличения численности данных подразделений, закрепления за конкретными сотрудниками лишь одной линии работы, освобождение их от выполнения иных задач, стоящих перед органами внутренних дел, систематическое дополнительное обучение последних, а так же включение их в состав конкурсных комиссий по осуществлению закупок товаров, работ и услуг с целью получения еще большего объема информации. В части проблематики проведения экспертиз крайне важно увеличить штат экспертов в указанной области.
На примере наиболее распространенного преступления в данной сфере – мошенничество. Данный вид преступления совершается на различных стадиях, а именно: размещение заказа, заключение контракта, исполнение его условий и приемке заказчиком выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров по контракту. Их субъектами выступают профессиональные участники - должностные лица представителя заказчика и представители исполнителя контракта.
Как пример, можно привести следующий способ мошенничества в рассматриваемой сфере - предоставление заведомо ложных сведений о стоимости имущества либо использование товара более низкого качества. Представленная схема документируется в основном путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках дел оперативного учета. Основной смысл способа состоит в том, чтобы выдать товар более низкого качества за тот, который стоит дороже.
Изучение различных способов хищения денежных средств путем обмана либо злоупотребления доверием и различных примеров из правоприменительной практики объективно свидетельствует о том, что должностное лицо может сделать это только с привлечением подрядчика. Отсюда следует вывод: практически всегда хищения совершаются в группе лиц и необходимо искать подтверждения этому. Поэтому, любой выявленный факт несоответствия документальных данных о ходе и результатах выполнения работ либо услуг, поставки товаров с фактическим их исполнением, оперативнику следует изначально рассматривать не только лишь как действия одного руководителя коммерческой организации, а как единую схему действий группы лиц, функционирующей с целью получения одного преступного результата – хищения в рамках контракта части либо всех бюджетных денег. При получении оперативной информации о возможных фактах хищений, оперуполномоченному в первую очередь стоит сконцентрироваться на проведении оперативно-розыскных мероприятия, направленных на документирование преступных действий фигурантов в рамках дел оперативного учета, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, комбинировать гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия. Крайне положительный эффект дает приобретение источников оперативной информации, способных подробно рассказать о планируемой преступной деятельности, сделках и сути выполняемых работ. Подводя итог анализа отмечается, что выявление и пресечение преступлений, совершаемых в сфере государственных и муниципальных закупок товаров (работ, услуг) достаточно сложный процесс и имеет свою специфику, требует наличия у оперативного сотрудника широкого спектра юридических, экономических и технических знаний, детального и длительного документирования фактов преступной деятельности, значительного количества привлекаемых оперативно-технических средств. Крайне важным в этом направлении является создание эффективной системы сбора (накопления) оперативно-значимой информации о преступлениях в изучаемой сфере, а также о лицах, имеющих к ним отношение. При этом, значительная роль в этом отводится негласному аппарату ОВД. Для повышения эффективности по противодействию мошенничествам, совершаемым в сфере государственных и муниципальных закупок товаров (работ, услуг), руководителям органов внутренних дел необходимо:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020
Уголовный кодекс Российской Федерации №63-ФЗ от 13.06.1996 (ред. от 18.03.2023)
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации №174-ФЗ от 18.12.2001 (ред. от 18.03.2023)
Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности №144-ФЗ от 12.08.1995 (ред. от 29.12.2022)
Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013 (ред. от 28.12.2022)
Федеральный Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» №223-ФЗ от 18.07.2011 (ред. от 05.12.2022)
Федеральный Закон «О государственном оборонном заказе» (с изменениями и дополнениями) №275-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 28.12.2022)
Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации №24 от 09.07.2013 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 24.12.2019)
Практика борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Аналитический обзор. - М.: Академия управления МВД России, 2017.
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Хачатуров А.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 551 - 559. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9033 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*