'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 83

Просмотры  137 просмотров

Пушкова А.Д.

  


ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе производится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза. Анализ производится на основе законодательства Российской Федерации как отдельного государства-члена Евразийского экономического союза   

Ключевые слова:
культурные ценности, перемещение культурных ценностей, законодательство, регулирование   


УДК 346.7

Пушкова А.Д.

студент

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Юридический институт им. М.М. Сперанского

(г. Владимир, Россия)

 

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в работе производится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза. Анализ производится на основе законодательства Российской Федерации как отдельного государства-члена Евразийского экономического союза.

 

Ключевые слова: культурные ценности, перемещение культурных ценностей, законодательство, регулирование.

 

Культурные ценности выступают как особый вид товаров, для перемещения которых установлены запреты и ограничения. Данные меры позволяют ужесточить контроль за операциями, связанными с ввозом и вывозом предметов, представляющих культурную ценность для государства. Достаточное количество нормативно-правовых актов регулируют перемещение, а также действия декларанта при осуществлении операций, связанных с выпуском перевозимой культурной ценности.

На данный момент международное, наднациональное и национальное законодательство не дает точного определения «культурных ценностей». Стоит подробно рассмотреть какие нормативно-правовые акты регулируют ввоз и вывоз культурных ценностей в РФ.

На национальном уровне регулирование перемещения культурных ценностей регламентируется Законом РФ № 4804-1 от 15.04.1993 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Закон содержит следующие понятия:

  1. культурные ценности – движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение;
  2. культурные ценности, имеющие особое значение, – культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение [3, ст. 5]. Данные определения конкретизируются Коллегии ЕЭК «О мерах нетарифного регулирования», где предоставлен перечень культурных ценностей по товарным позициям [2, прил. № 2, разд. 2.20].

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) устанавливает основные положения, регламентирующие деятельность лиц, осуществляющих перемещение товаров. В кодексе также присутствуют отдельные статьи, касающиеся перемещения культурных ценностей. К примеру, в ТК ЕАЭС упоминается, что таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении культурных ценностей при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза государственными, негосударственными и муниципальными музеями, государственными и негосударственными архивами, библиотеками, иными государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования и при завершении действия указанных процедур помещением товаров под таможенную процедуру реэкспорта и реимпорта товаров соответственно, а также культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления [1, ст. 47].

Решение Коллегии ЕЭК «О мерах нетарифного регулирования» содержит положение о вывозе с таможенной территории ЕАЭС культурных ценностей. В документе установлено, что вывоз культурных ценностей может осуществляться только при предоставлении лицензии или разрешительного документа (заключения), составленных по установленной форме. Лицензию на импорт или экспорт отдельных видов товаров в Российской Федерации выдает Министерство промышленности и торговли, заключение – Министерство культуры. Данные документы необходимо предоставить в таможенный орган в рамках контроля для подтверждения сведений, указанных в декларации. Физическим лицам, которые вывозят культурные ценности в качестве товаров для личного пользования, необходимо получить заключение, а при отсутствии первого письменное уведомление согласующего органа – Министерства культуры, о том, что заключение (разрешительный документ) на вывоз соответствующих культурных ценностей не требуется. Юридическим лицам в обязательном порядке нужно предоставить либо лицензию Министерства промышленности и торговли, либо заключение Министерства культуры. Исключением является, когда культурные ценности помещаются под таможенные процедуры реэкспорта и таможенного транзита, необходимости в предоставлении выше перечисленных документов нет.

В национальном законодательстве регулирование перемещения культурных ценностей осуществляется законом № 4804-1 от 15.04.1993 «О вывозе и ввоз культурных ценностей». Он дублирует Решение ЕЭК и определяет, что вывозить и ввозить культурные ценности могут как физические, так и юридические лица. Из этого следует, что декларантом может выступать конкретный человек. Частные, муниципальные или государственные музеи, а также иные юридические лица обязаны предоставить декларацию на товары, физические лица – пассажирскую таможенную декларацию. Во многом Закон дублирует некоторые положения законодательства ЕАЭС, в том числе ранее упомянутых нормативно-правовых актов, а также конкретизирует аспекты, касающиеся правил выдачи разрешительных документов, а также подробно раскрывает, к примеру, проведение экспертизы культурных ценностей. В последствии экспертное заключение должно быть предоставлено по запросу в таможенный орган, что подтвердит сведения, указанные в декларации.

Поверхностный взгляд на современное законодательство позволяет сделать вывод об отсутствии комплексного системного подхода в области правового регулирования оборота культурных ценностей.

Подводя итог, наглядно видно, что лицу, осуществляющему перемещение культурных ценностей, приходится обращаться к достаточному количеству нормативно-правовых актов. Стоит отметить, что некоторые из выше перечисленных нормативно-правовых документов применимы только на территории РФ. Особенности перемещения культурных ценностей в остальных государствах – членах ЕАЭС отличаются, так как зависят также от национального законодательства стран.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 24.03.2023). В данном виде документ опубликован не был;
  2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 10.01.2023) «О мерах нетарифного регулирования» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 24.03.2023). В данном виде документ опубликован не был;
  3. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 08.12.2020) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://consultant.ru (дата обращения: 24.03.2023). В данном виде документ опубликован не был.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пушкова А.Д. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 521 - 525. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9028 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9028



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.