'
Пушкова А.Д.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в работе производится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза. Анализ производится на основе законодательства Российской Федерации как отдельного государства-члена Евразийского экономического союза
Ключевые слова:
культурные ценности, перемещение культурных ценностей, законодательство, регулирование
УДК 346.7
Пушкова А.Д.
студент
Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Юридический институт им. М.М. Сперанского
(г. Владимир, Россия)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в работе производится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза. Анализ производится на основе законодательства Российской Федерации как отдельного государства-члена Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: культурные ценности, перемещение культурных ценностей, законодательство, регулирование.
Культурные ценности выступают как особый вид товаров, для перемещения которых установлены запреты и ограничения. Данные меры позволяют ужесточить контроль за операциями, связанными с ввозом и вывозом предметов, представляющих культурную ценность для государства. Достаточное количество нормативно-правовых актов регулируют перемещение, а также действия декларанта при осуществлении операций, связанных с выпуском перевозимой культурной ценности.
На данный момент международное, наднациональное и национальное законодательство не дает точного определения «культурных ценностей». Стоит подробно рассмотреть какие нормативно-правовые акты регулируют ввоз и вывоз культурных ценностей в РФ.
На национальном уровне регулирование перемещения культурных ценностей регламентируется Законом РФ № 4804-1 от 15.04.1993 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Закон содержит следующие понятия:
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) устанавливает основные положения, регламентирующие деятельность лиц, осуществляющих перемещение товаров. В кодексе также присутствуют отдельные статьи, касающиеся перемещения культурных ценностей. К примеру, в ТК ЕАЭС упоминается, что таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении культурных ценностей при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза государственными, негосударственными и муниципальными музеями, государственными и негосударственными архивами, библиотеками, иными государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования и при завершении действия указанных процедур помещением товаров под таможенную процедуру реэкспорта и реимпорта товаров соответственно, а также культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления [1, ст. 47].
Решение Коллегии ЕЭК «О мерах нетарифного регулирования» содержит положение о вывозе с таможенной территории ЕАЭС культурных ценностей. В документе установлено, что вывоз культурных ценностей может осуществляться только при предоставлении лицензии или разрешительного документа (заключения), составленных по установленной форме. Лицензию на импорт или экспорт отдельных видов товаров в Российской Федерации выдает Министерство промышленности и торговли, заключение – Министерство культуры. Данные документы необходимо предоставить в таможенный орган в рамках контроля для подтверждения сведений, указанных в декларации. Физическим лицам, которые вывозят культурные ценности в качестве товаров для личного пользования, необходимо получить заключение, а при отсутствии первого письменное уведомление согласующего органа – Министерства культуры, о том, что заключение (разрешительный документ) на вывоз соответствующих культурных ценностей не требуется. Юридическим лицам в обязательном порядке нужно предоставить либо лицензию Министерства промышленности и торговли, либо заключение Министерства культуры. Исключением является, когда культурные ценности помещаются под таможенные процедуры реэкспорта и таможенного транзита, необходимости в предоставлении выше перечисленных документов нет.
В национальном законодательстве регулирование перемещения культурных ценностей осуществляется законом № 4804-1 от 15.04.1993 «О вывозе и ввоз культурных ценностей». Он дублирует Решение ЕЭК и определяет, что вывозить и ввозить культурные ценности могут как физические, так и юридические лица. Из этого следует, что декларантом может выступать конкретный человек. Частные, муниципальные или государственные музеи, а также иные юридические лица обязаны предоставить декларацию на товары, физические лица – пассажирскую таможенную декларацию. Во многом Закон дублирует некоторые положения законодательства ЕАЭС, в том числе ранее упомянутых нормативно-правовых актов, а также конкретизирует аспекты, касающиеся правил выдачи разрешительных документов, а также подробно раскрывает, к примеру, проведение экспертизы культурных ценностей. В последствии экспертное заключение должно быть предоставлено по запросу в таможенный орган, что подтвердит сведения, указанные в декларации.
Поверхностный взгляд на современное законодательство позволяет сделать вывод об отсутствии комплексного системного подхода в области правового регулирования оборота культурных ценностей.
Подводя итог, наглядно видно, что лицу, осуществляющему перемещение культурных ценностей, приходится обращаться к достаточному количеству нормативно-правовых актов. Стоит отметить, что некоторые из выше перечисленных нормативно-правовых документов применимы только на территории РФ. Особенности перемещения культурных ценностей в остальных государствах – членах ЕАЭС отличаются, так как зависят также от национального законодательства стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Пушкова А.Д. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 521 - 525. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9028 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*