'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 76

Просмотры  48 просмотров

Лаптева А.М., Ишигеев В.С.

  


ОСОБЕННОСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В СИЗО *

  


Аннотация:
автором статьи рассматривается особенности отбывания наказания в СИЗО   

Ключевые слова:
хозяйственное обслуживание, следственный изолятор, заключенный, перевоспитание, труд, пенитенциарное законодательство   


УДК 34

Лаптева А.М.

студент 1 курса, напр. «Уголовное право и криминология»

Институт государства и права,

Байкальский государственный университет

(г. Иркутск, Россия)

 

Научный руководитель:

Ишигеев В.С. 

Институт государства и права,

Байкальский государственный университет

(г. Иркутск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В СИЗО

 

Аннотация: автором статьи рассматривается особенности отбывания наказания в СИЗО.

 

Ключевые слова: хозяйственное обслуживание, следственный изолятор, заключенный, перевоспитание, труд, пенитенциарное законодательство.

 

Режим отбывания лишения свободы и его функции по профилактике нарушений и преступлений среди осужденных, оставленных в следственном изоляторе.

И.В. Шмаров писал, что воспитательная функция режима состоит в трех этапах: во-первых, карой, так как это заставляет перевоспитываться человеку, приучает его к дисциплине, соблюдению правил отбывания наказания; во-вторых, эта функция реализуется путем установления законов и правил поведения, не являющихся по своей сути карательными (застилание постели, слежка за чистотой спального места, опрятный внешний вид и в-третьих, эта функция реализуется при помощи реализации необходимых правовых рычагов, благоприятствующих положительному использованию средств исправительного воздействия.

Одним из важных способов исправления лиц, совершившим преступление и заключенных в местах лишения свободы, является воспитательная работа (ст. 109-110 УИК РФ) Их цель направлена на  появление у осужденных правопослушного поведения, уважения к людям, к труду, закону и иным человеческим ценностям правилам и нормам морали и нравственности.

Режим всегда был, есть и остается основным средством исправления осужденных, в том числе и лиц, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию СИЗО.

Общественно полезный труд как средство исправления осужденных, поддержания порядка и дисциплины в следственном изоляторе.

В связи с тем, что совершенное лицом преступление нарушает социальную справедливость, у государства возникает право наказать это лицо, способное выбирать варианты своего поведения. Осуждённый может быть ограничен в передвижении, благах или правах. Все представленные варианты наказания не несут никакой материальной пользы для общества, поскольку заключённый просиживает свой самый активный для труда возраст. Государство дало возможность искупить свои проступки при помощи физического труда.

Труд заключенных активно используется во всем мире. Осужденные шьют одежду для военных, собирают электронику и мебель, принося прибыль не только бюджетам стран, но и частным компаниям. Работа арестантов ежегодно приносит России миллиарды рублей, при этом на самих осужденных страна тратит в десятки раз меньше. Это очень выгодный обмен.

И.Н. Чернышов писал, что труд осужденных представляется как благо человека, сочетание всех средств исправления оступившихся людей, а также удовлетворение потребностей личности и государства. Впервые же правовое регулирование труда лиц, отбывающих наказание.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ общественно полезный труд является одним их основных средств исправления осужденных. Труд не только активизирует профессиональные качества субъекта, но и устанавливает и развивает положительные характеристики человека. Трудовая деятельность поддерживает порядок и дисциплину в местах отбывания заключения. Общественная работа скрепляет и развивает социальные связи заключенных. В следствие чего на важности производительного труда для исправления осужденных основывается пенитенциарная педагогика, законодательные акты, которые контролируют исполнение наказания. Труд служит важным фактором среди средств исправления осужденных, а производственная деятельность в ИУ не должна препятствовать этому процессу, что также соответствует нормам международных стандартов обращения с заключенными.

Особенности воспитательного воздействия на осужденных в следственном изоляторе.

Перед описанием особенностей воспитательного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в СИЗО, в первую очередь необходимо иметь представление о людях, которые там оставлены для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. В процессе реального исследования были определены криминальные особенности осужденных. Это россияне, жители городов, ранее не отбывавшие наказания в местах лишения свободы. В основном это мужчины в возрасте от восемнадцати до сорока лет. Более семидесяти процентов из них совершили тяжкие преступления, более семидесяти семи процентов имеют время заключения до пяти лет. Практически восемьдесят процентов из них обладают общим или средним профессиональным образованием. Социально они не потеряны для общества и имеют полезные связи и поддерживают семейные отношения.

Г.Й. Шнайдер пишет, что основной целью воспитательного воздействия является возвращение правонарушителя в общество. Так же, законодатель в первой части ст. 1 УИК РФ в качестве основной цели уголовно-исполнительного законодательства РФ определил исправление осужденных и предотвращение совершения будущих преступлений осужденными и иными лицами. В ст. 9 УИК РФ воспитательная работа является основным средством исправления. Перевоспитание осужденных согласно ст. 109 УИК РФ необходимо для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития. В.И. Селиверстов утверждает, что постановка осужденных на правопослушное поведение имеет огромный социальный и исправительный эффект, при условии создания надлежащих условий. В.В. Агильдин отмечает, что в процессе образовании у заключенных социальных качеств личности, законодатель обращает внимание на уважительное отношение к человеку, обществу, труду.

Указанные задачи воспитательной работы неразрывно связаны с средствами исправления осужденных: с соблюдением режимных требований, организацией общественно полезного труда, получением общего образования, деятельностью администрации колонии, проведением специальных мероприятий и, наконец, всей социально-психологической, оперативной атмосферы в исправительном учреждении.

По закону, к способам исправления, осуществляющимся администрацией учреждения и представителями различных организаций, относятся воспитательная работа и общественное воздействие. Но в любом случае перевоспитание вращается вокруг проблемы ресоциализации осужденного, т.е. процесса исправления и перевоспитания судимых лиц. Из вышесказанного можно сделать парадоксальный вывод о том, что осужденные не должны адаптироваться к условиям пенитенциарного учреждения.

В целях адаптации представленной выше категории осужденных к будущим условиям общества является весьма полезна реализация ч. 3 ст. 121 УИК РФ о возможности за полгода до окончания срока наказания жить и работать вне территории СИЗО, а женщинам совместно с семьёй или детьми.

Выводы.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство закрепляет содержание осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, на условиях, предусмотренных для исправительных колоний общего режима. Так же, в СИЗО имеются особенные воспитательные воздействия на осужденных, благоприятно влияющие на будущее исправление и адаптацию вне следственного изолятора. Основным средством перевоспитания остается режим, который благоприятно влияет на поведение заключенных на территории изолятора и после на свободе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция РФ. – М.: Мартин. – 2016. – 64 с.
  2. О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления: Указ от 12.07.2005 г. № 796 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 29. – Ст. 3037.
  3. О практике назначения судами уголовного наказания: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2007 г. № 2 // Российская газета. – 2007. – 27 января. – С. 3-4.
  4. Трудовой кодекс РФ: офиц. текст принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г.– М.: Норма-ИНФА М, 2002. – 207 с.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 18.12.97 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 2. – Ст. 198.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: по состоянию на 20.09.2008 г. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 94 с.
  7. Уголовно-исполнительныйкодексРФ:Федеральныйзаконот 18.12.96 № 1-ФЗ (ред. от 28.12.16) // Собрание законодательства РФ. 1997. – № 2. – Ст. 198.
  8. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 18.12.96 № 1-ФЗ (ред. от 25.10.2016). – М.: Проспект, 2016. – 96 с.
  9. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63- ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  10. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63- ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996 г.) (ред. от 07.03.2011 г.). – М.: Проспект, 2016. – 224 с.
  11. Земельный кодекс РФ. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД 28.09.2001 СФ 10.10.2001). Режим доступа://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/.24.02.2018
  12. Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 15.02.2006 г. № 21 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2009. – № 6. – С. 5-6.
  13. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [Электронный ресурс] : Приказ от 16 декабря 2016 г. № 295. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/420387264. – 30.11.2017.
  14. Об утверждении положения о следственном изоляторе уголовно- исполнительной системы Минюста РФ: Приказ от 25 января 1999 г. № 20 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. – № 10. – С. 8-17.
  15. Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему: Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 г. № 89 (ред. от 24.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 07.02.2000. – № 6.- Ст. 769.
  16. Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования, лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах: Приказ от 27 марта 2006 г. № 61 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 17. – С. 5-7.
  17. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 года № 103- ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.
  18. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года: Распоряжение от 14.10.2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 43. – Ст. 5544.
  19. Концепция федеральной целевой программы «Развитие Уголовно- исполнительной системы (2017-2025 годы)» [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 г. № 2808-р. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479292. – 30.11.2017.
  20. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ (принят ГД ФС 03.07.2009 г.) // СПС КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  21. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.11.1995 № 168-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
  22. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 года № 103-ФЗ
  23. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.
  24. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2010 года: Распоряжение Правительство РФ от 14.10.2010 г.
  25. № 1772-р. // Собр. Законодательств Рос. Федерации. – 2010. – № 43. – Ст. 5544.
  26. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 33. – Ст. 1316.
  27. Положение о предварительном заключении под стражу // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1969. – № 29. – Ст. 248.
  28. Положение о следственном изоляторе УИС МЮ РФ: Приказ МЮ РФ от 25.01.1999 г. № 20 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. – № 10. – С. 3-11.
  29. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Одобрены экономическим и социальным советом. В резолюциях 663 (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС « КонсультантПлюс».
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лаптева А.М., Ишигеев В.С. ОСОБЕННОСТИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В СИЗО // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 484 - 491. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9021 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9021



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.