'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 69

Просмотры  47 просмотров

Добрынин Е.Д.

  


ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются проблемные вопросы конституционно-правовой ответственности законодательных органов государственной власти в Российской Федерации. На данный момент можно прийти к выводу о недостатке оснований реализации мер ответственности в отношении представительных органов субъектов Российской Федерации. Единство публичной власти предполагает и системное единство их юридической ответственности и недопустимость ее неопределенности. Любое принятое решение законодательного органа власти должно подвергаться контролю со стороны институтов гражданского общества и органов государственной власти   

Ключевые слова:
конституционно-правовая ответственность, законодательные органы государственной власти   


УДК 34

Добрынин Е.Д.

магистрант

Марийский государственный университет

(г. Йошкар-Ола, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

 

Аннотация: в работе рассматриваются проблемные вопросы конституционно-правовой ответственности законодательных органов государственной власти в Российской Федерации. На данный момент можно прийти к выводу о недостатке оснований реализации мер ответственности в отношении представительных органов субъектов Российской Федерации. Единство публичной власти предполагает и системное единство их юридической ответственности и недопустимость ее неопределенности. Любое принятое решение законодательного органа власти должно подвергаться контролю со стороны институтов гражданского общества и органов государственной власти.

 

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, законодательные органы государственной власти.

 

Конституционные изменения 2020 года установили принцип единства публичной власти в норме ч. 3 ст. 132 Конституции РФ. Его сущность заключается в том, что государственные органы и органы местного самоуправления должны на постоянной основе взаимодействовать между собой для достижения эффективности в ключевых сферах жизни общества и разрешения возникающих задач. В соответствии с принципом единства публичной власти можно говорить о том, что реально проблемы в социальной, экономической и политической сферах решаются. На практике осуществление рассматриваемого принципа осуществляется на всех уровнях власти. Посредством единства становится невозможным ссылаться на неэффективность проводимой деятельности органом в связи с его самостоятельности внутри созданной подсистемы публичной власти [1, с. 98]. В связи с этим единство публичной власти следует обозначить в качестве перспективного и актуального вектора развития государства, поскольку оно направлено на поддержание единства в рамках довольно самостоятельных подсистем государственного и местного звена.

Несмотря на внесенные в Конституцию РФ поправки, необходимо отметить, что отсутствует положение о необходимости создания эффективного механизма юридической ответственности субъектов публичной власти. Его важность заключается в том, что она направлен на укрепление единства системы публичной власти.

Необходимость прозрачности в работе органов власти привела к формированию нового принципа функционирования государственных образований, а именно принципа транспарентности [2, с. 58]. Его значение заключается в том, что не допускается нарушение доверительных отношений между гражданами и государственными структурами, поскольку информация обо всех решениях и действиях, принимаемых компетентными органами, находится в открытом доступе.

Действующее законодательство содержит конкретный перечень способов доступа к информации о деятельности органов власти, при этом список является открытым. Несоблюдение принципа открытости информации приводит к мерам негативной ответственности. В большинстве случаев нарушение заключается в сокрытии информации о доходах государственных служащих, включая предоставление заведомо ложных сведений об их доходах.

Однако был принят Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], который разрешает региональным и муниципальным депутатам, осуществляющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, не декларировать доходы. Однако депутатам необходимо представлять указанную отчетность в течение четырех месяцев после избрания, а также в случае совершения сделок, общая сумма которых превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Характерной особенностью института юридической ответственности органов публичной власти является дуализм его реализации, связанный со способностью нести меры ответственности, как перед государственными органами, так и непосредственно перед населением [4, с. 33]. В целях укрепления общественного доверия и повышения эффективности института отзыва в действующем законодательстве необходимо расширить перечень оснований и предусмотреть возможность реализации этой меры ответственности на федеральном уровне. Для того чтобы создать полноценную систему юридической ответственности органов государственной власти, необходимо сформировать отдельное направление правовой политики, которое включало бы установление четких оснований, мер ответственности и процедур их реализации.

Отсутствие подобной системы, в частности в отношении законодательных органов, приводит к низкой результативности осуществляемой ими деятельности.

Для укрепления единства системы публичной власти, провозглашенного Конституцией РФ, и снижения общего уровня недоверия в обществе требуется закрепление единого основания ответственности органов власти на региональном и местном уровнях, а именно утраты доверия со стороны населения данной административно-территориальной единицы.

Таким образом, система юридической ответственности, а именно ее позитивное проявление, призвана обеспечивать выстраивание добропорядочной и эффективной модели поведения должностных лиц. Необходимо в нормах российского законодательства закрепить возможность роспуска нижней палаты Федерального Собрания РФ со стороны избирателей в результате утраты доверия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Серков П.П. Конституционная ответственность в Российской Федерации: современная теория и практика: монография / П.П. Серков. Москва: Норма, 2020. С. 98.
  2. Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Комбарова Е.В. Транспарентность органов публичной власти Республики Крым в условиях информационного общества // Вестник Томского государственного университета. Право. 2020. № 37. С. 57-74.
  3. Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2023. – № 6. – Ст. 919.
  4. Кузьмин И.А. Публично-правовая ответственность (доктринальные и правоприменительные позиции). Lex russica (Русский закон). 2017. – № 7. – С. 30-41. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Добрынин Е.Д. ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 442 - 445. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9014 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9014



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.