'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 61

Просмотры  40 просмотров

Эссин А.Д.

  


СОЧЕТАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ *

  


Аннотация:
в статье обсуждается основное отличие между процессной и результативной мотивациями, анализируется способность обучающегося к запоминанию информации в современных социальных условиях, (в условиях информационной среды), в процессе освоения программы дополнительного образования. Рассматривается роль письма и проговаривания в слух выученной информации обучающимся в процессе развития его познавательской деятельности   

Ключевые слова:
мотивация, познавательская деятельность, мозг, память, информация, методика, мнемотехника   


УДК 37.03

Эссин А.Д.

магистр, студент 2-го курса кафедры

«Педагогики и профессионального образования»

Курский государственный университет

(г. Курск, Россия)

 

СОЧЕТАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ

МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

Аннотация: в статье обсуждается основное отличие между процессной и результативной мотивациями, анализируется способность обучающегося к запоминанию информации в современных социальных условиях, (в условиях информационной среды), в процессе освоения программы дополнительного образования. Рассматривается роль письма и проговаривания в слух выученной информации обучающимся в процессе развития его познавательской деятельности.

 

Ключевые слова: мотивация, познавательская деятельность, мозг, память, информация, методика, мнемотехника.

 

В ходе теоретической и опытной работы по освоению учебной программы дополнительного образования педагогом на занятиях применялся принцип процессной мотивации у обучающихся с целью развития у них познавательской деятельности.

В отличии от мотивации, ориентированной на результат, которая не гарантирует комфортный и интересный процесс формирования познавательской деятельности, а наоборот – часто напряжённый, мотивация, ориентированная на процесс – обеспечивает комфортный и интересный процесс познавательской деятельности у обучающегося, позволяя ему накопить желаемый уровень мотивации, тем самым ориентируя его на желаемый результат [1].

Результаты получились следующие: с одной стороны, применение данного принципа позволило наладить благоприятную атмосферу учёбы и социализации в учебной группе – дети стали проявлять инициативу в опросах, и выполнении заданий, помогать друг-другу, с другой стороны не натренированность памяти оперировать большими объёмами информации, запоминать эти объёмы послужило причиной неспособности самостоятельно выполнять работу без помощи учителя и как следствие явились основными сдерживающими факторами развития познавательской деятельности.

Как показывают исследования в области хранения, (удержания) информации в памяти человека (данные кривой Эббингауза), уже в первый час после запоминания теряется 60% информации, 65% забывается в течение 10 часов, 80% — через 6 дней (рис. 1). То есть информация забывается сперва очень быстро, затем скорость забывания экспоненциально падает [2].

 

Рисунок 1 – график хранения информации

в памяти человека с течением времени [2].

 

Причина почему спустя 6 дней человек помнит лишь 20% очевидна – мозг единственный орган, отвечающий за контроль регуляции жизнедеятельности всего организма человека – соответственно его жизнеобеспечение будет самым энерго затратным. Самой человеческой природе не выгодно, чтобы в организме человека какой-либо орган перегружался и выходил из строя, поскольку в таком случае поэтапно начнут отказывать остальные органы и летальный исход обеспечен. Именно поэтому в процессе эволюции человеческий мозг сформировался таким образом, что может хранить около 20% - самой важной, (значимой) информации о каком-либо событии человека.

       С развитием информационных технологий, доступ к фактически любой информации стал простым и достаточно быстрым. С точки зрения энергозатрат, энергии на то, чтобы посмотреть, прочитать – «найти» данные мозг тратит энергии на много меньше нежели на «обработку, усвоение, хранение» этой же информации. Соответственно значимость запоминания какой-либо информации в уме будет определятся в сторону меньших энергозатрат.

В 2011 году вышла статья Дэниела Вегнера, которая рассказывает о проведении довольно простой эксперимента с запоминание информации: испытуемые зачитывали тексты, содержащие некоторые новые для них сведения (например, «мозг страуса меньше его глаза»), потом сохраняли эти тексты в папки на компьютере. Через некоторое время их спрашивали, что они прочли, допустим, о мозге страуса. При этом проверялось как фактическое знание, так и знание о том, в какой файловой папке сохранен этот материал [3].

Оказалось, что если люди понимают, что у них есть возможность взять какие-то сведения из соответствующей папки, то им важнее запомнить обозначение папки, а не точную информацию, которая там лежит. Первый вывод этой экспериментальной публикации состоял в том, что студенты — представители цифрового поколения, которые родились вместе с планшетом и имеют постоянный доступ к тому, что им нужно находить в сет и, — вообще все помнят плохо. Второй вывод состоял в том, что хоть они и не помнят сам материал, зато знают, где его искать. Так, если нам нужна цитата из книги, мы вспоминаем не саму эту цитату, а где лежит книга. Помнить «где» оказалось важнее, чем помнить «что». [3]

Таким образом, полностью ориентироваться только на процессную мотивацию – не стоит. В таком случае возникает вопрос – как грамотно педагогу в рамках своей преподавательской деятельности сочетать «результативную» и «процессную» мотивации. Ответ очевиден – педагогу важно через интересный учебный процесс ориентировать обучающегося на желаемый результат.

Так, если для педагога одним из результатов его преподавательской деятельности является натренированная память у обучающегося оперировать большими объёмами информации, запоминать эти объёмы, то важными вопросами являются методика получения желаемого результата и формирование интересного процесса освоения данной методики. На сегодняшний день выучивание текста наизусть, его проговаривание – пересказ в слух, а также пересказ в форме письма от руки является оптимальным решением развития познавательской деятельности у обучающегося.

Исследования австралийских учёных по активности нейронов в мозгу человека в ходе его активной деятельности дали следующий результат. Так если человек пишет текст от руки ручкой, то в процессе письма задействовано около 10000 нейронов, в то время как при печати этого текста – около 8 нейронов. Если говорить о проговаривании информации в слух (произношение фонетических звуков), то задействовано около 1800 нейронов [4].

Заучивание новой информации довольно трудоёмкий и долгий по времени процесс, поэтому в этом процессе лучше всего использовать мнемотехнику – инфорграфика с помощью «стикеров», – привязка новых терминов, слов к простым образам (символы, узоры, картинки), распространённые в менталитете носителя языка. Такая мнемотехника ускоряет процесс формирования новых нейронных связей в мозге, улучшает процесс запоминания, хранения и воспоминание ранее выученного материала в памяти человека. Важно отметить ещё один фактор скорости запоминания – частота повторения и объём текстовой информации в процессе заучивания (запоминания) нового материала. Методика здесь проста искомый объём текста повторяется семь раз в слух фрагментами (полностью проговаривается то, что получилось запомнить, и то, что не запомнилось), а на восьмой проговаривается полностью весь объём наизусть. Далее, выученный объём пишется наизусть от руки. В последствии, проговаривается наизусть весь материал, а затем наизусть пишется от руки.

В результате такого подхода у детей появляется способность запоминать большие объёмы информации, а также концентрация внимания на задаче. Более того, та «шпаргалка» – ключевой учебный материал, которую учат дети в экзаменационной форме, она полностью используется ими на практике, что даёт развитие образов к выученной теории т.е. чёткое и точное понимание задач в теоретической и практической формах. Всяческая похвала, социализация на перемене повышают уровень мотивации у учащихся. Важно отметить тот факт – похвала, которая носит пропагандистский и агитационный характер, способствует формированию познавательского интереса у обучающегося.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Эссин А.Д. СОЧЕТАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 392 - 397. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9006 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9006



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.