'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 60

Просмотры  66 просмотров

Шафикова А.А.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС *

  


Аннотация:
важной задачей мотивации к профессиональной ориентации является успех дополнительной образовательной деятельности детей, в том числе их активное участие в непрерывном дополнительном образовании (готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию). И дополнительное образование выступает тем звеном, которое помогает развитию личности и ориентации ее на раннюю профессиональную ориентацию   

Ключевые слова:
внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательный процесс, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт   


УДК 37.377.8

Шафикова А.А.

ст. преподаватель кафедры педагогики

ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(г. Уфа, Россия)

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

 

Аннотация: важной задачей мотивации к профессиональной ориентации является успех дополнительной образовательной деятельности детей, в том числе их активное участие в непрерывном дополнительном образовании (готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию). И дополнительное образование выступает тем звеном, которое помогает развитию личности и ориентации ее на раннюю профессиональную ориентацию.

 

Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование, воспитательный процесс, обучающиеся, федеральный государственный образовательный стандарт.

 

Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Содержательным дополнением к пониманию сути внеурочной деятельности является определение внеучебной деятельности … понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых целесообразно решать задачи воспитания и социализации [1]. Вследствие вышесказанного, внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. На сегодняшний день внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, целью которой выступает создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе культурных традиций и постижения духовно-нравственных ценностей. В условиях внедрения ФГОС важность взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования приобретает особую значимость, в том числе продиктована вопросами их самореализации и социальной адаптации личности [2]. Неотъемлемым условием разработанной программы внеурочной деятельности выступает контролируемость и наличие системы диагностики для её эффективности.

Таким образом, организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях ФГОС представляет собой сложную технологию условий развития во внеурочное время. И главной задачей данной технологии выступает создание условий для реализации социально значимых потребностей личности в самореализации и самоактуализации. Целью организации воспитательного процесса при этом в дополнительном образовании является развитие и воспитание личности, формирование у них художественно-эстетического вкуса, раскрытие индивидуальности и потенциала.

Реализация новых стандартов в системе дополнительного образования детей дает возможность интеграции, как более мобильную часть системы образования, обеспечивает гибкость целей, содержаний, форм организации образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Так же дает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные результаты, изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования, методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов.

Огромные возможности занятий внеурочной деятельности в поддержке и развитии одаренных и других особых категорий детей: трудных, с ограниченными возможностями здоровья, работы в социуме, социального творчества детей, организацию каникулярного времени детей. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеют много общего, они ориентированы на развитие личности ребенка, направление деятельности (художественные, спортивные, досуговые), формы организации (кружки, секции, клубы, факультативные и индивидуальные занятия, элективные курсы), обе сферы связаны с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы [3]. Учреждения дополнительного образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг [4].

Современная школа при этом дает возможности обучающимся осваивать образовательный стандарт, в том числе, создает условия для всестороннего развития. Дополнительное образование является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Грамотное сочетание общего и дополнительного образования в общеобразовательной организации может помочь как развитию личности ребенка, так и всего образовательного процесса. Существует четыре основных модели организации дополнительного образования. Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, обучающихся определяется не столько потребностями, сколько имеющимися в школе возможностями. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует. В таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции» и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.). Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. Четвертая модель существует в учебно-воспитательных комплексах. На сегодняшний день она является наиболее эффективной, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В учебно-воспитательных комплексах, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Таким образом, организация внеурочной деятельности существенно расширяет возможности целенаправленной подготовки обучающихся профессиональной ориентации. Организация при этом внеурочных занятий в системе дополнительного образования существенно способствует формированию у обучающихся культуры, воспитания самостоятельности, а также творческое развитие каждого ребенка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Валеева Г.Х., Туйсина Г.Р. Развитие творческих способностей в системе общего и профессионального образования // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева, 2014. - №3. С. 68-75
  2. Валеева Г.Х., Шульман С.А., Куваева М.М. Организация внеурочной деятельности в системе дополнительного образования детей // учебно-методическое пособие, - Сибай: Сибайская городская типография - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. - 84 с.
  3. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. - №3 - С. 15-18.
  4. Валеева Г.Х., Куваева. М.М., Мусин Ш.Р., Чигров М.Н. Подготовка будущих учителей к организации внеурочной деятельности // учебно-методическое пособие - Сибай: Сибайская городская типография - филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2017. - 80 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шафикова А.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 386 - 391. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9005 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9005



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.