'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 59

Просмотры  73 просмотров

Шароватов Н.Н.

  


МЕТОД «БРЕЙНРАЙТИНГ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ *

  


Аннотация:
в данной работе представлена характеристика и условия для развития умения сравнивать исторические события у обучающихся 10 класса. Делается вывод об использовании интерактивного метода «брейнрайтинг» как средства оптимального развития данного умения. Также на основе психолого-педагогической литературы и разработанных уроков по истории определены возможности метода «брейнрайтинг» как средства развития умения сравнивать события прошлого   

Ключевые слова:
умение сравнивать, интерактивные методы, метод «мозгового штурма», метод «брейнрайтинг»   


УДК 372.893

Шароватов Н.Н.
студент социально-гуманитарного факультета
Сургутский государственный педагогический университет
(г. Сургут, Россия)

МЕТОД «БРЕЙНРАЙТИНГ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ

 

Аннотация: в данной работе представлена характеристика и условия для развития умения сравнивать исторические события у обучающихся 10 класса.  Делается вывод об использовании интерактивного метода «брейнрайтинг» как средства оптимального развития данного умения. Также на основе психолого-педагогической литературы и разработанных уроков по истории определены возможности метода «брейнрайтинг» как средства развития умения сравнивать события прошлого.

 

Ключевые слова: умение сравнивать, интерактивные методы, метод «мозгового штурма», метод «брейнрайтинг».

 

В современных социально-экономических, политических и культурных условиях учебная деятельность школьников, как главных участников образовательного процесса, приобретает учебно-исследовательский характер. Это требует разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания. В настоящее время к таким технологиям относятся активные и интерактивные методы обучения, которые способствуют активному взаимодействию учащихся и педагога. К интерактивным методам относится метод «брейнрайнг», представляющий собой разновидность мозгового штурма, когда происходит письменная фиксация новых идей. Данный метод мало изучен в методической науке, поэтому становится актуальным его изучение и внедрение в практику современной школы.

Умение сравнивать относится к операционным исследовательским умениям и вместе с другими умениями данной группы составляет главный прикладной инструментарий в учебно-исследовательской деятельности учащихся на всех ступенях образования. В основе данного действия лежит психическая способность человека к сопоставлению на теоретическом и практическом уровнях. В обучении сравнение является распространенной мыслительной операцией и дидактическим приемом, позволяющим установить черты сходства и различия между изучаемыми явлениями и предметами [11, с. 554].

Структура действия сравнения включает в себя объект сравнения и те предметы, которые проходят сопоставление с данным объектом. Существенно важно в данной процедуре наличие основания (признаков) для сравнения: сопоставляемые объекты должны иметь хотя бы один признак, по которому их будут сравнивать [13, с. 141-142].

Можно выделить ряд причин того, почему данному исследовательскому умению уделено достаточное внимание как в нормативных, методологических разработках, так и на уровне самой практики обучения и воспитания истории. Во-первых, умение сравнивать исторические события на уроках истории обладает большим методическим потенциалом в достижении предметных результатов, в частности, в формировании исторического мышления школьников [2, с. 1]. Во-вторых, примечателен факт, что чем выше у школьника развито действие по сравнению, то это делает его мышление более самостоятельным и гибким, что положительно влияет на его учебную и повседневную жизнь [10, с. 166]. В-третьих, учащиеся, особенно в подростковом возрасте, постоянно ищут ориентир, пример для подражания. Развитая способность к сравниванию дает им возможность это делать более продуктивно и верно, выделяя все достоинства и недостатки своего идеала [14, с. 171].

Система образования в России с недавнего времени переносит акцент с предметного на метапредметное содержание учебного процесса. Это связано как с изменением задач стоящих перед людьми в условиях информационного общества, так и с изменением роли школы как агента социализации. Внедрение метапредметного подхода в образование – это и есть попытка повернуть учебную деятельность навстречу новым вызовам и потребностям. По замечанию А.В. Хуторского, метапредметность «как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка» [3, с. 10].

Под универсальными способами деятельности или универсальными учебными действиями (далее – УУД) большинство исследователей понимают «совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [15, с. 168]. В ФГОС они представлены в форме метапредметных результатов образовательной деятельности и определяются как «умения, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного или всех учебных предметов» [12, с. 164].

Познавательные умения являются ключевыми метапредметными умениями, так как, согласно мнению ученых А.В. Усовой и А.А. Боброва, «от того, насколько успешно сформируются умения этого вида, зависит овладение новыми знаниями и умениями, а на их основе ­– новыми способами решения поставленных проблем» [9, с. 106]. Далее перед нами непосредственно встает вопрос по созданию условий для формирования познавательных умений, в частности, умения сравнивать исторические события. Какие принципы лежат в структурировании самих этих условий? Отечественный психолог Л.С. Выготский, например, считал, что познавательные умения вырабатываются с освоением содержания конкретных учебных предметов. Однако в настоящее время, по словам исследователя О.В. Литовченко, большая часть ученых склонны к тому, что усвоение знаний требует от обучающихся специальных способов их приобретения, то есть выработки, наряду с познавательными, регулятивных и коммуникативных УУД [9, с. 106].

На основе ряда методических работ, можно заключить, что для развития умения сравнивать исторические события в 10 классе необходимы следующие условия. Во-первых, учащиеся должны знать и уметь применять общий алгоритм для сравнения [13]. Во-вторых, применительно к 10 классу уместно сравнивать совокупность событий, имеющих между собой родственные причинно-следственные связи, например такие явления как экономические кризисы, мировые войны, образование государств и т.п. [2]. Третьим условием является поддержка определённого уровня мотивации и познавательного интереса на уроке [4]. Из этого следует четвертое условие, заключающееся в том, что сам урок должен иметь проблемный характер, то есть цель урока – в решении учащимися определенной проблемы или ряда вопросов соответствующей предметной темы [8]. Последнее условие состоит в широком применении инновационных педагогических технологий, в частности активных и интерактивных методов обучения, которые будут способствовать плодотворному взаимодействию учащихся [7].  

К данным методам относится метод письменного мозгового штурма – «брейнрайтинг». Брейнрайтинг (brainwriting), или «мозговое письмо», по словам исследователя Бурцевой И.В., «немой вариант мозгового штурма» [5, с. 2]. Метод был предложен учеными Института Баттеля во Франкфурте (Германия). Суть метода состоит в следующем: учащиеся поочередно заполняют лист бумаги своими идеями, отличными от идей других. Когда все заполнят лист, то начинается оценивание и отбор необходимых предложений. Каждому на размышление дается 5-10 минут [1, с. 120]. Отличие от классического мозгового штурма состоит в том, что запрещается оглашение выдвигаемых идей во время их генерирования, которое происходит письменно. По замечанию исследователя Горшковой О.В., если в таком брейнрайтинге участвует 6 человек, то они могут выдать вариантов решения проблемы до 90 единиц [6, с. 3]. Использование данного метода способствует формированию навыков взаимодействия в команде и развитию творческих способностей у обучающихся [1, с. 121].

Говоря об оптиальном использовании метода «брейнрайтинг» на уроках истории в старших классах, можно выделить несколько условий. Во-первых, для применение брейнрайтинга следует выбирать повторительно-обобщающие уроки. Во-вторых, учащиеся должны иметь сформированные знания и представления об изученной теме, так как без этого невозможно плодотворное взаимодействие между ними. Из этого вытекает третье условие, которое заключается в том, что сама предметная тема (или отдельный раздел) должна быть широкой, насыщенной фактами, событиями, персоналиями. Иными словами, необходимо достаточное «ментальное пространство», чтобы развернуть интеллектуальную деятельность учащихся. Четвертое условие состоит в деление класса на подгруппы из 10-12 человек для их улучшенной работы. Пытаться задействовать в мозговом штурме сразу весь класс из 30 и более учеников малоэффективно, что приведет к низкому результату. Последним требованием будет введение временного ограничения в процессе брейнрайтинга для каждого учащегося. Это ускорит и усилит коллективную выработку новых идей.

На основе результатов разработанных и проведенных повторительно-обобщающих занятий по темам «Революции в России в начале XX века» и «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в рамках курса  «История России» в 10 классах были выделены следующие возможности интерактивного метода «брейнрайтинг» в развитии у старшеклассников умения сравнивать исторические события:

–  усиление познавательного интереса и мотивации учащихся на уроках истории;

– оптимизация мыслительной активности учащихся в отношении сравнения исторических событий, в частности, в подборе критериев для сравнения, выделении причин, факторов и других составляющих сравнения событий.

– отношение учащихся при подготовке к урокам истории становится более ответственным, осознанным и мотивированным.

Таким образом, метод «брейнрайтинг» имеет достаточный дидактический потенциал для его применения на уроках истории в старших классах, где учащиеся в силу объективных причин готовы к работе с данным приемом. Для педагога и учеников это будет хорошим опытом плодотворного сотрудничества в решении образовательных задач.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Александров Е.Л., Шульман М.Г. Формирование инновационной образовательной среды высшей школы как фактор активизации познавательной деятельности студентов: зарубежный опыт // Вестник ТГПУ.   № 1 (190). С. 116-122.
  2. Бабенко, Т.А. Сравнительный анализ на уроках истории как одно из главных средств формирования проблемного метода обучения истории и формирования творческого мышления // Наука, образование и культура.   С.1-4.
  3. Баринова, Е.А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика.   С.9-14.
  4. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории // Сибирский педагогический журнал.   №2. С.67-72.
  5. Бурцева, И.В. Особенности инновационного процесса в социальной работе // Инновации в науке.   С.1-5.
  6. Горшкова, О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Научно-методический электронный журнал «Концепт».    № 53.   С. 1-6.
  7. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Машиностроение и компьютерные технологии.   № 4.  С. 1-10.
  8. Куршиева Б.М., Милиев И.Х. Развитие исследовательских умений учащихся в учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования.   №2 (51).  С. 223-224.
  9. Литовченко, О.В. Познавательные умения учащихся: проблемы формирования в современной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.   С.103-111.
  10. Малых, Л.М. Сравнение как ресурс развития личности в процессе изучения языков // Вестник Московского университета. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация   №3.  С. 164-173.
  11. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич ­– Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с.
  12. Петунин, О.В. Метапредметные умения школьников // Народное образование.   №7.  С.164-169.
  13. Подходова Н.С., Фефилова Е.Ф. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки.    С. 139-146.
  14. Спиридонова, С.Б. Образ Другого в развитии самопознания школьников // Известия Саратовского университета.   Т.4, вып. 2 (4).  С. 170-172.
  15. Шаяхметова В.Р., Обухова О.Ю. Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения истории // Пермский педагогический журнал.    №8. С.168-174. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шароватов Н.Н. МЕТОД «БРЕЙНРАЙТИНГ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 378 - 385. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9004 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9004



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.