'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 55

Просмотры  49 просмотров

Терентьева Т.А.

  


ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИНЯТИЮ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ *

  


Аннотация:
в данной статье предпринята попытка исследовать роль игровых методов при реализации содержания внеурочной деятельности по принятию ценностей патриотизма младшими школьниками. В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу, что применение игровых методов позволяет сформировать особое игровое пространство, позволяющее младшим школьникам усваивать основы патриотизма   

Ключевые слова:
патриотизм, младшие школьники, педагогические условия, дидактические игры, подвижные игры, игровые методы, воспитание, нравственность, внеурочная деятельность   


УДК 37.034

Терентьева Т.А.

студентка факультета педагогики и психологии

Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова

(Россия, г. Ульяновск)

 

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРИНЯТИЮ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

 

Аннотация: в данной статье предпринята попытка исследовать роль игровых методов при реализации содержания внеурочной деятельности по принятию ценностей патриотизма младшими школьниками. В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу, что применение игровых методов позволяет сформировать особое игровое пространство, позволяющее младшим школьникам усваивать основы патриотизма. 

 

Ключевые слова: патриотизм, младшие школьники, педагогические условия, дидактические игры, подвижные игры, игровые методы, воспитание, нравственность, внеурочная деятельность.

 

Сегодня в нашей стране наступает новая историческая эпоха, которая обуславливает значимость воспитания патриота, настоящего гражданина, способного с честью и достоинством защищать и отстаивать интересы своей Родины. Поэтому в таких современных нормативно-правовых документах, как «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025» первоочередной задачей стоит задача по патриотическому воспитанию подрастающего поколения [3]. При этом подчеркивается, что воспитательная работа должна быть направлена на укоренение личности в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны.

Младший школьный возраст – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы патриотических качеств, чувств, отношений и системы ценностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указывается, что патриотическое воспитание является главным и приоритетным направлением образовательно-воспитательной работы. Его основной задачей выступает развитие чувства патриотизма, уважения памяти героев и защитников Отечества, старшего поколения и людей труда, формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию страны, к традициям многонационального народа и природе. При этом важно ориентироваться на взаимосвязь мероприятий по патриотическому воспитанию с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают обучающихся.

Ценность патриотизма не является врожденным качеством личности. Оно постепенно присваивается личностью в процессе целенаправленного патриотического воспитания, которое в педагогической науке рассматривается в качестве приоритетного, способствующего полноценному развитию личности. При недооценке данного вида воспитания в образовательном процессе, по замечанию Т.В. Ермаковой приводит к ослаблению социальных, экономических, нравственных и культурных основ развития общества и государства [1]. Вследствие этого педагоги, как теоретики, так и практики, должны особое внимание уделять внимание вопросам реализации задач и содержания патриотического воспитания учащихся на всех ступенях школьного образования.

Процесс принятия ценности патриотизма современными младшими школьниками требует создания педагогических условий, в частности, таких как использование игровых методов реализации содержания внеурочной деятельности по принятию ценностей патриотизма младшими школьниками.

Важным шагом в реализации поставленной задачи видится необходимость включения разнообразных игр при реализации программы внеурочной деятельности, таких как:

- дидактические игры («Да или нет», «Найди на карте…», «Собери флаг» и пр.);

- подвижные игры («Дружная семья», «Защити границы» и пр.).

Применение дидактических игр способствует закреплению и расширению знаний и представлений, развитию осознанного понимания многих понятий и их значений. Эмоциональная атмосфера их проведения позволяет активизировать всех обучающихся и создать необходимые положительные эмоционально-чувственные состояния, что также положительно отражается на принятии ценностей патриотизма.

Например, дидактическая игра «Найди на карте…» в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Малая Родина – мой родной город», позволяет закрепить представления о расположении достопримечательностей в городе, а также развить самостоятельность, сообразительность и познавательный интерес к родному краю. В ходе игры обучающиеся, разбившись на команды, должны быстро и правильно отметить на карте города те достопримечательности, которые называет ведущий. Причем вначале игры ведущим выступает педагог, а затем он должен быть выбран из числа учеников. Это позволяет активизировать деятельность младших школьников, разнообразить их игровые устремления и показать, что данную игру можно проводить и без участия взрослых.

Подвижные игры позволяют не только снять напряжение и усталость, разнообразить деятельность на занятии, но и обобщить представления обучающихся, развить эмоционально-чувственный отклик на то или иное явление, связанное с принятием патриотизма. Например, подвижная игра «Защити границы», в рамках занятия «Великое призвание – Родину защищать», предполагает разделение обучающихся на команды с целью обыграть ситуацию защиты границы. Одна команда выступает в роли защитников, вторая команда исполняет роль шпионов-диверсантов, которые должны перебежать границу. Защитники патрулируют условно обозначенную на полу границу, когда они отворачиваются, шпионы предпринимают попытку перебежать линию. Защитникам нужно быстро среагировать. Это игра развивает физические качества младших школьников (быстроту реакции, ловкость), а также позволяет на более эмоционально-действенной основе приобрести представления и отношения к значимости защиты своей страны.

Таким образом, на наш взгляд, применение игровых методов при реализации содержания внеурочной деятельности по принятию ценностей патриотизма младшими школьниками позволяет создать специальное игровое пространство, в котором обучающийся не просто вступает во взаимоотношения со сверстниками, но и активно усваивает знания, нормы, правила поведения, которые помогают детям усвоить основы патриотизма [2].     

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у детей // Методист. – 2014. – № 3. – С. 66-68
  2. Орлова Н.П. Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших школьников. Дис. … канд. пед. наук. – Киров. 2006. – 158 с.
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810. (Дата обращения 17.06.2023) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Терентьева Т.А. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИНЯТИЮ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 358 - 362. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9000 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9000



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.