'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 52

Просмотры  53 просмотров

Стомаченко А.А.

  


ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье представлены материалы, по вопросам организации инновационной деятельности в начальной школе, выделены направления и подходы, описаны критерии и показатели готовности педагога к инновационной деятельности   

Ключевые слова:
инновации, инновационные процессы, направления, критерии, показатели   


УДК 373

Стомаченко А.А.

магистрант 2 курса

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь, Россия)

 

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в статье представлены материалы, по вопросам организации инновационной деятельности в начальной школе, выделены направления и подходы, описаны критерии и показатели готовности педагога к инновационной деятельности.

 

Ключевые слова: инновации, инновационные процессы, направления, критерии, показатели.

 

Сегодня очевидно, что двигателем развития современного образовательного учреждения является инновационная деятельность, направленная на разрешение многих существующих проблем в образовании.

Но стоит отметить, что не каждый учитель готов к переходу от хорошо знакомой системы образования и введению инноваций. Современный учитель находится в режиме «инновационного поиска», связанного с изменением подходов к построению образовательного процесса. Для правильной организации и управления инновационной деятельностью в педагогическом коллективе необходимо оценить уровень его готовности к введениям новшеств.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Говоря о новациях, в большинстве случаев имеют в виду обнаружение новых явлений, но в тоже время это и введения новых понятий, терминов.

Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. [1]

Инновация в образовании – это специфическая форма управления развитием образования, позволяющая упорядоченно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса в целом.

В начальной школе в развитии инноваций выделяются следующие направления:

  • создание новых типов школ с целью индивидуализации и дифференциации обучения;
  • акцентирование внимания на дисциплинах эстетического цикла;
  • создание и внедрение новых учебных курсов, изменение содержания образования;
  • большое внимание уделять формированию экологической культуры;
  • разработка учебников, учебно-методических пособий, программ;
  • внедрение инновационных технологий, методик;
  • создание экспериментальных площадок, классов;
  • внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий. [2]

Инновационная деятельность в начальной школе включает в себя технические, учебные и внеучебные инновации. В связи с обновлением и новым содержанием ФГОС выделяют методико-ориентированные и проблемно ориентированные инновационные процессы.

Методико-ориентированные предполагают использование образовательных технологий и методик (современные информационные технологии, проектное обучение, модульное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, дифференцированное обучение, программированное обучение). Проблемно ориентированные инновационные процессы призваны решать определенные задачи, направленные на осознание своей личности и социальной значимости. [3]

В результате изучения литературы, такими показателями, по которым можно судить о возможностях инновационного развития образовательной организации являются:

  • Качество или ресурс развития (система образования взаимосвязана с другими социальными системами, т. е. как сервисное обслуживание по социальному заказу или как структура, которая определяет развитие). В первом случае, система сама адаптируется к социальному заказу, а отношение к системе образования строится на затратном принципе, во втором – с помощью системы образования изменяется социальная действительность, в ходе которой обеспечивается инвестиции в развитие, что существенно меняет статус системы и предполагает её соответствующее изменение.
  • Наличие реального (а не провозглашенного) многообразия не только видов и типов образования как предметной разновидности единого содержания (то есть формы), но и образовательных технологий, т.е. образовательных и педагогических систем. Само разнообразие и вариативность, оформленные как принципы организации систем, сохраняя возможность выбора и целеполагания, становятся успехом их инновационного развития.
  • Степень сформированности условий организации инновационной деятельности, определяющая инновационную обстановку, которая включает в себя инновационную инфраструктуру, расширенный диапазон мотивационной политики (от экономической до моральной), информационное (в том числе научно-консультационное) обеспечение, мобильность инновационного пространства и многое другое.

Инновационная деятельность оказывает определенное влияние на образовательный процесс в начальной школе, оно может быть, как позитивным, так и негативным. Для обеспечения позитивного влияния нужна специальная деятельность руководителей образовательного учреждения по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне.

Если вновь обратиться к проблемам стоящими перед образовательной организацией, важно вспомнить что одной и значимых является именно готовность учителей к инновационной деятельности, наличие у них достаточной мотивации к изучению и использованию новшеств.

Для проведения диагностики в МАОУ СОШ №37 (г. Пермь) была выбрана диагностическая карта авторов В.А. Сластёнин, Л.С. Подымов раскрывающая критерии и показатели готовности педагогов к инновационной деятельности. (Таблица №1)

 

Таблица №1. Критерии и показатели готовности педагога

к инновационной деятельности (В.А. Сластёнин, Л.С, Подымова)

Критерии

Показатели

1.                 Мотивационно-творческая направленность личности

1.1.          Заинтересованность в творческой деятельности

1.2.          Стремление к творческим достижениям

1.3.          Стремление к лидерству

1.4.          Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации

1.5.          Личная значимость творческой деятельности

1.6.          Стремление к самосовершенствованию

2.                 Креативность педагога

2.1.          Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления

2.2.          Стремление к риску

2.3.          Критичность мышления, способность к оценочным суждениям

2.4.          Способность к самоанализу, рефлексии

3.                 Профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной деятельности

3.1.          Владение методами педагогического исследования

3.2.          Способность к планированию экспериментальной работы

3.3.          Способность к созданию авторской концепции

3.4.          Способность к организации эксперимента

3.5.          Способность к коррекции своей деятельности

3.6.          Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов

3.7.          Способность к сотрудничеству

3.8.          Способность творчески разрешать конфликты

4.                 Индивидуальные особенности личности педагога

4.1.          Работоспособность в творческой деятельности

4.2.          Уверенность в себе

4.3.          Ответственность

 

Было выявлено, что у 40% педагогов высокий уровень готовности к инновационной деятельности, у 27% – средний, у 33% – низкий. Так на диаграмме можно увидеть, что средний и низкий уровень готовности у учителей преобладает.

 

Диаграмма №1.

Уровень готовности педагогов начальной школы МАОУ СОШ №37

к инновационной деятельности

 

Чаще всего педагоги отмечали, что инновационная деятельность привлекательна для них, так как возрастает авторитет среди родителей и учащихся, приобретается новый статус среди коллег, возрастает самоуважение и формируется новый взгляд на себя.

По данным показателям можно сделать выводы о том, что готовность педагогического коллектива школы к инновационной деятельности на среднем уровне. Что подтверждается и руководством учебного учреждения, которое характеризует педагогический коллектив как способный к освоению любых новых технологий, который хочет совершенствоваться, но не всегда видит нужное направление, не имеет должной мотивации со стороны руководства.

Руководителю начальной школы на современном этапе развития системы образования необходимо осознавать на каком этапе развития находится его организация и своевременно включать педагогов в инновационную деятельность, вносить новые проекты в учебно-воспитательный процесс своей образовательной организации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вилинов А. М. ИННОВАЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Том 11. – Москва, 2008. – стр. 392
  2. Кларин В. М. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.; Знание, 2009.
  3. Прохорова М.П. Содержание и виды инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования / М.П. Прохорова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12. – [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60257. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Стомаченко А.А. ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 343 - 349. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8997 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8997



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.