'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 51

Просмотры  84 просмотров

Стенникова А.Н.

  


ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА *

  


Аннотация:
современное образование, реализующее подход индивидуализации, ведёт постоянные поиски наиболее эффективных инструментов. В статье описывается один из таких инструментов - проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся школы, основные аспекты данного процесса, структура, а также трудности внедрения   

Ключевые слова:
индивидуализация образования, индивидуальная образовательная траектория, проблемы проектирования индивидуальных образовательных траекторий, особенности проектирования образовательных траекторий   


УДК 37

Стенникова А.Н.

аспирант

академической кафедры методологии и теории

социально-педагогических исследований по направлению

общая педагогика, история педагогики и образования,

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

директор

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №7»

(г. Тобольск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩЕГОСЯ

ПРИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Аннотация: современное образование, реализующее подход индивидуализации, ведёт постоянные поиски наиболее эффективных инструментов. В статье описывается один из таких инструментов - проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся школы, основные аспекты данного процесса, структура, а также трудности внедрения.

 

Ключевые слова: индивидуализация образования, индивидуальная образовательная траектория, проблемы проектирования индивидуальных образовательных траекторий, особенности проектирования образовательных траекторий.

 

«Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают»

© Асмолов А.Г.

 

 Индивидуализация обучения является важным направлением в современной педагогике Российской Федерации, обеспечивающим эффективную работу с учащимися. Согласно мнению В. П. Бедерхановой, «индивидуализация… есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрёл в индивидуальном опыте». [5;88,91] Различные методы и модели индивидуализации позволяют учителям ориентироваться на особенности каждого ребенка и помогают получить наилучшие результаты в обучении.

 Индивидуализация обучения уже применяется в образовательных учреждениях, но большинство школ продолжают использовать традиционные методы обучения. Существует необходимость в изучении и разработке моделей индивидуализации, которые будут максимально эффективны и адаптированы к конкретным потребностям учеников.

 Индивидуализация обучения базируется на принципах гуманизма, уважения к индивидуальности каждого ученика и принятия разнообразия. Существует множество моделей индивидуализации образования, включая:

 - дифференцированный подход к обучению, который предполагает группировку учащихся по уровню знании;

- индивидуальный подход, предполагающий индивидуальные задания и проекты, обучение с использованием современных технологий, таких как онлайн-курсы, вебинары и образовательные программы, которые основываются на интересах и потребностях учащихся;

- коллективно-индивидуальный подход, например, «Перевернутый класс», где учащиеся получают лекционные материалы дома, а затем на уроке применяют полученные знания на практике под руководством учителя или рабочие станции, где каждая ученик работает над своим независимым проектом с индивидуальным подходом.

Каждая из этих моделей имеет свои характеристики и особенности, и может быть эффективно использована в процессе обучения.

 Одним из наиболее инновационных инструментов реализации индивидуализации в образовании является использование индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ). В настоящее время ИОТ является одной из приоритетных задач школы при проектировании образовательной среды. Она предусматривает индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его особенностей и потребностей, обеспечивая, таким образом, более эффективное обучение.

Индивидуальная образовательная траектория сформирована на основе следующих принципов:

- индивидуальной направленности;

- научной обоснованности;

- гибкости

- рефлексивности

- сотрудничества

- целеполагания

- самостоятельности.

Проектирование ИОТ проявляется в таких этапах, как: диагностика, программирование, реализация и контроль.

При диагностике учитель оценивает состояние ученика, выявляет его потребности и идентифицирует ресурсы, которые будут полезны в процессе обучения. Использование различных методов для определения предпочтений и ресурсов ученика позволяет более точно выявить потребности каждого участника образовательного процесса.

При программировании планируется весь путь, который должен пройти ученик. Основное внимание уделяется выбору, объему и последовательности тем, занятий, методик обучения, а также критериям и способам оценки достижения поставленных целей.

Этап реализации ИОТ заключается в проведении планирования, взаимодействии с родителями или иными заинтересованными сторонами, формировании программы и выборе соответствующих методов, а также контроле за процессом обучения.

Контроль - это утверждение, что ИОТ достигает своей цели. Контроль включает в себя процедуры оценки, осуществляемые при помощи методов количественной оценки, а также оценку качественных характеристик.

Одним из важных аспектов ИОТ является оценка результатов обучения. Учителя должны уметь корректировать ИОТ в зависимости от результатов оценки, а также применять различные методы оценки достижений учеников, в том числе диагностические, формирующие и суммирующие или итоговые оценки.

Важным элементом в процессе реализации ИОТ является обратная связь. Учителя могут получать её от учеников и родителей, а также применять различные методы анализа данных (например, статистику посещения уроков, уровень достижений и т.д.), чтобы улучшить качество обучения и адаптировать ИОТ к потребностям каждого ученика.

Ключевым моментом в реализации ИОТ становится самость учащегося. [8] Педагогам необходимо помочь учащимся сформировать навыки самостоятельности в самообразовании и саморазвитии, самоконтроля, самодиагностики, правильности выбора, рефлексии. В зависимости от готовности к самостоятельной деятельности, учащиеся направляют педагогам запрос на их деятельность [1; 149]

Важно не забывать о психологической поддержке учеников, находящихся на индивидуальной образовательной траектории. Педагоги должны уметь учитывать психологические особенности учеников, помогать им преодолевать сложности и поддерживать мотивацию к обучению.

Родители и общество играют существенную роль в проектировании ИОТ учащихся. Они обеспечивают инфраструктурную поддержку, материальную базу, организуют обучение дома, поддерживают мотивацию учащихся и др. Родители «….становятся теми, кем и являются изначально: заказчиками образования для своих детей и партнёрами педагогов» [1;35].

Таким образом, внедрение ИОТ в образовательную среду школы позволяет иметь более персонализированное обучение, учет личностных характеристик учеников и ориентацию на их потребности и цели, а также осуществлять более эффективный мониторинг и контролировать процесс обучения.

 Несмотря на многочисленные преимущества индивидуальных образовательных траекторий, существуют некоторые ограничения для этого инструмента. Одной из проблем, является нехватка квалифицированных учителей, которые смогут работать с каждым учеником индивидуально. Поэтому организации могут потребоваться дополнительные инвестиции для переподготовки педагогов и расширения штата. Данное направление требует большого количества времени и ресурсов, что не всегда доступно для школ с ограниченным бюджетом или малым числом учителей. Незначительный прогресс в обучении может быть вызван неэффективностью планирования процесса обучения, либо недостаточной компетентностью учителей. Поэтому важно сформировать компетентностную модель педагога, его роль и функции при реализации ИОТ. Еще одной проблемой является отсутствие необходимых технических средств и технологий, которые позволяют автоматизировать процесс создания и учета индивидуальных образовательных траекторий. Для того, чтобы решить данную проблему, необходимо обеспечить соответствующее оборудование и программное обеспечение. Также нужно отметить сложность измерения результатов обучения, поскольку каждый ученик проходит свой уникальный путь обучения. Невозможность применения индивидуализации в некоторых областях знаний, где необходимы единые стандарты и правила – ещё одна проблема. Кроме этого, следует учитывать различные факторы, которые могут повлиять на индивидуальные образовательные траектории учащихся, в том числе социально-экономическое положение семьи, культурные различия и многие другие. Эти факторы могут оказать значительное влияние на доступность и качество образования, а также на способность учащихся успешно следовать своим индивидуальным образовательным траекториям. Для решения проблем, связанных с организацией индивидуальных образовательных траекторий в общеобразовательных школах, необходимо разработать комплексные подходы. Это означает, что для успешной реализации индивидуальных образовательных траекторий нужно решать не только технические и технологические проблемы, но и проблемы кадровых ресурсов, развития культуры творческого взаимодействия педагогов и учеников, а также создания условий для работы с родителями.

 Подход, основанный на индивидуальном подходе к образованию, позволяет учителям и учащимся, родителям работать вместе в более приятной и профессиональной обстановке, и позволяет достигать большей эффективности в учебном процессе. В результате, индивидуальные образовательные траектории имеют огромный потенциал для оптимизации образования и улучшения успеваемости учащихся в средней школе. Также следует обратить внимание на то, что индивидуальные образовательные траектории идут в ногу с современными требованиями образования, основывающимися на идее персонализации и адаптивного обучения. Этот подход позволяет достичь максимального эффекта от образования, учитывая возможности и потребности каждого ученика.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 335 с.
  2. Александрова Е.А. Индивидуально-ориентированные траектории воспитания и развития как альтернатива фронтальным планам воспитательной работы в классе//Директор школы. 2008. №4. С. 73-77.
  3. Алексеев Н.А. Профильное обучение в контексте личностно-ориентированного образования. Тюмень: Легион-Групп, 2005. С. 27,36.
  4. Асмолов А. Г.Культурно-историческая психология и конструирование миров.М. : Воронеж, 1996. С. 439.
  5. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001. С.88,91.
  6. Семенцов В.В. Индивидуализация классно-урочного образования: проблемы и перспективы. М.: Сентябрь, 1998.
  7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. М.: Владос-пресс, 2005.
  8. Хуторской А.В. Свободное развитие как пространство образования//Новые ценности образования. Вып. 7. М., 1997.С. 23-33
  9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное бучение в школе. М.: Сентябрь, 1996
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Стенникова А.Н. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 335 - 342. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8996 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8996



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.