'
Стенникова А.Н.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ *
Аннотация:
в современном образовании, направленном на повышение качества образования, большую актуальность приобретает вопрос проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся школы. Среди важнейших аспектов данного процесса является роль педагога, его функции, необходимые качества. В статье описываются основные компетенции, которыми должен обладать педагог для успешной работы с учениками, реализуя подход индивидуализации, а также трудности, с которыми он может столкнуться
Ключевые слова:
индивидуальная образовательная траектория, компетентностная модель учителя, проблемы проектирования индивидуальных образовательных траекторий, особенности проектирования образовательных траекторий
УДК 37
Стенникова А.Н.
аспирант
академической кафедры методологии и теории
социально-педагогических исследований по направлению
общая педагогика, история педагогики и образования
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
директор
Средняя общеобразовательная школа №7
(г. Тобольск, Россия)
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ
ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация: в современном образовании, направленном на повышение качества образования, большую актуальность приобретает вопрос проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся школы. Среди важнейших аспектов данного процесса является роль педагога, его функции, необходимые качества. В статье описываются основные компетенции, которыми должен обладать педагог для успешной работы с учениками, реализуя подход индивидуализации, а также трудности, с которыми он может столкнуться.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, компетентностная модель учителя, проблемы проектирования индивидуальных образовательных траекторий, особенности проектирования образовательных траекторий.
"Каждый ребенок обладает своей индивидуальностью и уникальными способностями. Развивая эти способности, мы можем сделать образование более эффективным и эффективным для каждого ребенка"
© Джон Дьюи
Сегодня национальные цели образования Российской Федерации направлены на повышение качества образования, создание системы выявления, поддержки и развития талантов, а также обеспечение возможности их самореализации. Еще Лев Семёнович Выготский настаивал на необходимости адаптировать образование к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ученика и максимально эффективно развивать его способности и возможности. Позже данный подход был оформлен в концепции индивидуализации и персонализации, которые изучались в трудах таких ученых, как Александровой Е.А, Алексеев Н.А., Зеера Э.Ф., Тряпицыной А. П., Хуторского А. В. и других. Одним из самых эффективных средств вышеназванных подходов является индивидуальная образовательная траектория, введение которой в средней школе обеспечивает более эффективное обучение, увеличение мотивации учащихся к обучению, а также повышение качества знаний и умений, что позволяет учащимся достигать лучших результатов в обучении и успешно осваивать полученные знания в жизни.
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий является важным шагом в развитии современного образования, так как позволяет выходить за рамки стандартизированного обучения и учитывать индивидуальные потребности и способности учеников, а также их скорости и стили обучения. Основная идея заключается в том, чтобы каждому ученику дать возможность развиваться в своем собственном темпе, на основе его сильных и слабых сторон, а также соответствующих условий обучения и поддержки со стороны педагога. По мнению Алексеева Н.А. индивидуальная образовательная траектория предполагает развитие таких качеств в педагоге, как умение систематически формировать навык рефлексии учащихся, уточнять выбор и своевременно корректировать траекторию. [2; 27, 36] В.В. Семенцов для внедрения индивидуальных образовательных программ предлагает отказ от традиционной классно-урочной системы и введение должности посредника – освобожденного классного воспитателя, который будет контролировать процесс образования и помогать направлять, периодически включать в процесс других специалистов при возникновении проблем.[7] В.М. Лизинский, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской отмечают необходимость формирования у учащихся навыков к самообразованию, где роль педагога заключается в сопровождении ребёнка в процессе самостоятельного постижения им информации, расширения личного опыта, выявления собственного потенциала. [8; 379] В рамках такой организации образовательного процесса роль педагога становится ключевой, приобретает тюторский характер. Для создания персонализированной обучающей среды, педагог должен обладать компетенциями, которые позволяют ему определить образовательные потребности каждого ученика, выбрать оптимальные образовательные технологии и методы, согласовать с учащимся, а также оценить и корректировать результаты. Кроме того, важно помнить о том, что индивидуализация обучения - это процесс непрерывный, поэтому педагог должен уметь быстро и грамотно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и потребностям ученика и его законных представителей. Поэтому компетентная модель педагога при реализации индивидуальной образовательной траектории включает в себя следующие компетенции:
При проектировании индивидуальных образовательных траекторий у педагога могут возникнуть сложности, которые в основном сводятся к:
Чтобы минимизировать трудности, необходимо учитывать следующие особенности при построении индивидуальных образовательных траекторий в средней школе:
Таким образом, реализация индивидуальных образовательных траекторий требует от педагога не только определенных профессиональных, но и личностных качеств, таких как творческий подход к работе, умение взаимодействовать в коллективе и адаптироваться к изменениям в образовательном процессе. При правильной подготовке и учете особенностей процесса персонализации применение компетентностной модели педагога открывает новые возможности для модернизации образовательного процесса и повышения качества обучения в школах, а соответственно способствует реализации национальных целей образования нашей страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Стенникова А.Н. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 328 - 334. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8995 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*