'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 49

Просмотры  38 просмотров

Сидор Е.С.

  


ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются инновационные педагогические технологии, актуальность применения которых обусловлена потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления   

Ключевые слова:
иностранный язык, педагогические технологии, инновация, инновационные технологии, преподаватель, обучающийся, интерактивные технологии, проективно-исследовательские технологии, компьютерные технологии, творчество   


УДК 378.147

Сидор Е.С.
преподаватель-стажёр

Белорусский государственный университет
(г. Минск, Беларусь)

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

 

Аннотация: в работе рассматриваются инновационные педагогические технологии, актуальность применения которых обусловлена потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления.

 

Ключевые слова: иностранный язык, педагогические технологии, инновация, инновационные технологии, преподаватель, обучающийся, интерактивные технологии, проективно-исследовательские технологии, компьютерные технологии, творчество.

 

XXI век – эпоха коренных перемен и инноваций, век новой культуры и внедрения новых технологий, предъявляющих к личности требования на уровне обновленного сознания, понимания новых возможностей, а владение иностранным языком является в современных реалиях одним из главных требований к подготовке конкурентоспособного специалиста. На сегодняшний день занятия по иностранному языку должны соответствовать духу времени и быть нацелены на развитие мышления, творческой активности и самостоятельных поисково-исследовательских способностей обучающихся.

Современное высококачественное обучение в системе высшего образования предусматривает сокращение разрыва между достижениями современной науки и содержанием учебных программ с учётом результатов новейших исследований, значительное обновление содержания образования и использование инновационных технологий обучения. Следовательно, наблюдается тенденция к переосмыслению целей, содержания, средств и методов обучения иностранному языку, а также поиску новых моделей и технологий обучения, способствующих реализации социально-развивающего потенциала данной дисциплины [2, с.31].

Технология – (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умения, “logos” - учение) – наука об искусстве, путь к результату. Согласно А.Н. Щукину, в дидактике и методике обучения иностранным языкам образовательная технология – это совокупность приемов работы учителя, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени [4, с.262].

Одним из важнейших условий повышения качества будущих специалистов в системе университетского образования является использование инновационных технологий обучения, что подразумевает использование методик, активизирующих деятельность студентов.  «Инновация» (от лат. «in» – в, «novus» – новое) – обновление, введение нового в некоторую сферу деятельности [2, с. 6]. Инновация предполагает введение чего-либо нового в педагогический процесс, что может проявляться не только в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания, но и в организации совместной деятельности педагога и учащихся [2, с. 14].  Такая организация инновационного обучения создает новый тип учебно-воспитательного процесса, что предполагает утверждение отношений посредством совместного поиска и анализа, и в результате способствует развитию творческих возможностей и интеллектуальных сил обучающегося, а также обеспечивает значительное повышение качества учёбы и достижение поставленных целей и задач в более короткие сроки. Таким образом, педагогические инновации направлены на решение актуальных задач обучения, на перспективы развития общества и тенденции социального прогресса.

Важнейшим условием качественной профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего образования является переориентация учебного процесса с получения готовых знаний на самостоятельное решение поставленных задач, на активное включение каждого студента в учебно-познавательную исследовательскую деятельность, применения ими на практике полученных знаний и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут пригодиться [2, с.23]. Для преподавателя не так важно научить определенным знаниям, как воспитать умение приобретать эти знания и активно пользоваться ими, побудить студентов к активной познавательной деятельности.

Проектирование образовательной среды, способствующей формированию личности обучающегося может быть наиболее успешно реализовано при условии, что сам преподаватель относится к категории инноватора, поскольку при отсутствии гибкости мышления нет готовности к новым идеям. Следовательно, важными факторами осуществления инновационной деятельности являются креативность преподавателя, а также потребность в новизне и самосовершенствовании, поиске более совершенных способов работы. Многие исследователи связывают вместе понятие креативности и инновационности, понимая их как открытость новому, когда осознается потребность в изменении и восприятии новшеств [2, с.8]. При этом, критерием приемлемости инноваций выступают продуктивность и оптимальность. Продуктивность (результативность) предполагает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателя, а оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций предполагает наименьшие физические, умственные и временные затраты [2, с.11].

Стоит отметить, что инновационное обучение не имеет однозначно предписанной методики организации педагогического процесса, однако к формам и методам, обеспечивающим инновационное обучение, можно отнести задания, которые позволяют развить творческую активность обучающихся и учат их практически пользоваться языком. Сюда можно отнести диалог, дискуссию, интервьюирование, обмен информацией и принятие групповых решений, и т.д. Например, диалог предполагает переработку учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов, продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога и контекстно-игровые ситуации [2, с. 8].  

С точки зрения ведущего вида учебной деятельности и условий обучения иностранным языкам можно выделить два основных типа технологий: интерактивные и проективно-исследовательские. Интерактивные технологии моделируют контекст устного речевого общения обучающихся. Они обеспечивают устное речевое взаимодействие, развитие коммуникативных умений, умений аудирования, стратегий социального взаимодействия, культуры межличностного общения. Проективно-исследовательские технологии предполагают создание обучающимся определенного личностно значимого образовательного продукта. Они обеспечивают закрепление полученных знаний и умений, взаимосвязанное развитие всех видов речевого общения и их применение в реальной ситуации. Проектная технология непосредственно связывает процесс овладения иностранным языком с реальным его использованием. Это означает, что осваиваемые в учебном процессе знания, речевые навыки и умения перестают быть «разрозненными», они естественно присваиваются обучающимися, а ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает этот процесс личностно значимым и мотивированным для каждого из них, поскольку студент сам регулирует свою поисковую деятельность: определяет проблему, выдвигает гипотезы её решения, выбирает методы исследования, занимается сбором, систематизацией и анализом полученных данных [1, с.260]. Если студенты готовят презентации, участвуют в дискуссии, вовлечены во взаимопроверку, у них происходит очень важный переход к пониманию и применению теории через описание, объяснение, интерпретацию. Когда они могут высказаться критически в процессе выполнения и оценки проекта, участия в дебатах или разборе ситуации, можно диагностировать появление у них готовности изменить, проявить активность и творчество [2, с.29].

На сегодняшний день широко используется в обучении иностранным языкам игровая интерактивная технология (Edutainment), она имеет своеобразную формулу: «увлечение плюс обучение» (Education with Entertainment). Исследования показывают, что в условиях игрового моделирования происходит переход учебной деятельности в учебно-творческую, в игре отрабатываются навыки продуктивного мышления, развивается креативность, способность решать всё новые проблемы, возникающие как в действительности, так и в профессиональной деятельности. При этом, взаимодействуя в команде, обучающиеся учатся этикету общения и речевому поведению [2, с. 8]. В языковых и коммуникативных играх предлагаются более простые однозначные задачи, в отличие от ролевой игры, которая носит комплексный многоцелевой характер и предполагает создание воображаемой ситуации, где обучающиеся действуют «по сценарию» в предлагаемых обстоятельствах, выполняя определенную воображаемую роль.

Применительно к обучению иностранным языкам данные технологии считаются наиболее эффективными, поскольку они стимулируют творческую активность обучающихся и развивают их познавательный интерес к изучению иностранного языка, в них предусмотрена гибкость в определении целей, учтены личностные интересы и индивидуальные особенности обучающихся, а также отдается предпочтение парным и групповым формам взаимодействия, что создает предпосылки для большей результативности обучения [3, с.154].

Также не менее эффективной считается компьютерная технология обучения, поскольку в занимательной форме помогает обучающимся усвоить разнообразную информацию, развить логику, интуицию, мышление, креативность, творческую активность, приобрести навыки решения мыслительных задач, принятия решений, определения стратегий общения. Данная технология обучения обогатилась понятиями «обучение через познавательную деятельность», «обучение через открытие», появилась возможность способов моделирования различных сред обучения, которые активизируют интеллектуальные способности обучающегося [2, с.32].

Одним из примеров компьютерных технологий является создание «облака слов». «Облако слов» создается с целью представления информации, освещения основных моментов выполненной работы и визуализации результатов работы.
Примеры использования технологии «Облако слов» на занятиях по английскому языку со студентами естественнонаучных специальностей:

  1. «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака; 2. «Соотнесите имена ученых с их открытиями» – студентам предлагается самим составить облако, где будут использованы имена ученых и их открытия; 3. «Составьте предложения или перескажите текст» – используется как можно больше слов из облака;
  2. «Угадайте ученого / явление» – в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие любые признаки, позволяющие распознать заданное слово. 5. Самостоятельная работа – студенты при работе с текстом выделяют наиболее важные слова (понятия) в текстах для составления определений, их запоминания и анализа. В дальнейшем они могут использовать составленные облака слов в качестве плана ответа или презентации.

Стоит отметить, что использование педагогических инноваций – это не только стремление к новизне, но и возможность реализовать личностно-ориентированный подход к личности обучаемого, что является основным концептуальным направлением образования XXI века. Таким образом, использование инновационных образовательных технологий, новая культура мышления и новый уровень общения преподавателя и студентов в образовательном процессе позволяют создать творческую среду и огромную мотивацию к освоению и переносу знаний и опыта из учебной ситуации в ситуацию профессиональной деятельности, что способствует развитию творческих возможностей и способностей обучающихся, а также повышает эффективность формирования коммуникативной и профессиональной компетентности специалистов, способных на самостоятельное решение коммуникативно-познавательных задач проблемного характера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – Москва : КНОРУС, 2017. С. 246-265.
  2. Дмитренко Т.А. Современные технологии обучения иностранному языку в системе высшего образования : учебное пособие / Т.А. Дмитренко. – Москва :МПГУ, 2020. С. 5-25.
  3. Леонтьева Т.П. Методика преподавания иностранного языка : учебное пособие / Т. П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. С. 154.
  4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006. С. 262.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сидор Е.С. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 320 - 327. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8994 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8994



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.