'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 48

Просмотры  38 просмотров

Ремешева Е.М.

  


ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ В.В. НАБОКОВА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается вопрос о развитии читательской компетенции и об отсутствии внимания в школьной программе творческому миру В.В. Набокова, знание и понимание которого, на наш взгляд, не только поможет в формировании читательской компетенции школьников, но и откроет новые подходы к изучению творчества русских классиков   

Ключевые слова:
Набоков, читательская компетенция, интерпретация текста   


УДК 372.882

Ремешева Е.М.

учитель русского языка и литературы

Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
(г. Тула, Россия)

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

МАЛЫХ ЖАНРОВ В.В. НАБОКОВА

 

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о развитии читательской компетенции и об отсутствии внимания в школьной программе творческому миру В.В. Набокова, знание и понимание которого, на наш взгляд, не только поможет в формировании читательской компетенции школьников, но и откроет новые подходы к изучению творчества русских классиков.

 

Ключевые слова: Набоков, читательская компетенция, интерпретация текста.

 

В.В. Набоков – это автор, который в большинстве случаев вызывает у учителей и школьников ассоциации с «недоступностью понимания». На наш взгляд произведения этого писателя как нельзя лучше подходят для развития читательской компетенции школьников именно потому, что смысл произведений В.В. Набокова не лежит на поверхности, а собирается из множества текстовых элементов, которые мы подробно описывали в первой главе.

Изучение творчества Набокова периода его молодости, его русского наследия, даст основу для будущего осознанного изучения и оценки художественной прелести его англоязычных произведений, особенно «Бледного огня», «Посмотри на арлекинов», «Ады», блестящих лекций по русской и западной литературе, модернистского перевода «Евгения Онегина».

В трудах Б. Гаспарова предлагается технология мотивного анализа. Ученый считает, что такой подход способствует формированию компетентного читателя-школьника, который впоследствии самостоятельно способен понимать и интерпретировать художественный текст. Эта технология заключается в том, чтобы выявить в тексте мифологемы, ключевые понятия и символы, складывающиеся в мотивы. Мифологема понимается как часть или мотив мифа, использованные в произведении, а ключевыми понятиями будут являться наиболее важные, многозначные и часто повторяющиеся понятия, определяемые нередко как концепты. По нашему мнению, данная технология для анализа рассказов В.В. Набокова, так как его произведения строятся именно на сюжетах, сценах и образах глобальных и универсальных для культуры народа.

Не стоит также забывать об учебной дискуссии, но такой подход к построению урока требует от читателей-школьников понимание и осмысления первичного текста. Учебная дискуссия эффективна будет тогда, когда учитель полностью контролирует течение урока: знает, когда нужно закончить дискуссию, что предоставить детям для самостоятельного решения, а что объяснить самому. Если учитель владеет данными умениями, то он сможет так построить дискуссию, чтобы она развивала возможности учащихся в плане выявления для себя основных принципов поиска решения поставленных вопросов. Также умение задавать «правильные» вопросы тексту поможет учащимся в дальнейшем более полно и быстро понимать и интерпретировать художественный текст.

Каждому преподавателю необходимо будет найти такой подход к изучению рассказов В. Набокова, который будет соответствовать способностям обучаемого класса, но также будет развивать читательскую компетенцию школьников. Важно не испортить впечатление о сложном и интересном художественном мире В.В. Набокова, а наоборот привлечь внимание обучающихся к творчеству этого писателя.

Изучение рассказа «Удар крыла» стоит начать с простых вопросов о том, где происходит действие, кто главный герой и с какой целью он приехал на курорт. Один из учащихся должен ответить, что действие в рассказе происходит в одной из гостиниц деревни Церматт среди снегов. Тридцатипятилетний Керн, мучимый одиночеством и суицидальными мыслями, приезжает на курорт, чтобы развеяться после смерти жены: «…У меня была жена. Она полюбила другого. Тот оказался вором. Крал автомобили, ожерелья, меха... И она отравилась. Стрихнином» [1, с.65]. Керн находится под воздействием страха одиночества, у него нет смысла к существованию: «нельзя так дальше, я схожу с ума. Вместо будущего – черная стена. Ничего нет» [1, с.60].

Далее логичным будет анализ описания главных героев. Школьником можно предложить составить таблицу, состоящую из трех колонок – интересно, важно, непонятно. Такое разграничение поможет учащимся структурировать ключевые моменты, касающиеся описания. Далее при помощи текста класс должн ответить, что описание лица главного героя строится на зооэпитите – «конский профиль и крепкий лоск на скулах». Здесь учитель должен направить класс и объяснить, что такой образ дан автором не случайно. Мифологема коня несет в себе множество смыслов (соответственно, объяснить, что такое мифологема и рассказать о вариантах значения этого образа следует либо самому преподавателю, либо учащемуся, которому нужно предварительно дать индивидуальное задание, для освещения данного вопроса на уроке), но учитывая контекст произведения, можно сказать, что он функционален, как знак «животного влечения» к Изабель и как знак, имеющий в основе ритуальную подоплеку (самоубийство Керна, принесение себя в жертву). Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что Керн находится между атеизмом и богоборчеством, и привести аргументы к этому тезису – на вопрос Монфиори о вере в Бога, он отвечает: «Библейский Бог. Газообразное позвоночное…Не верю». В ответ Монфиори приводит цитаты из книги Иова (гл.41), в которой описывается мистическое животное левиафан – аргумент бессилия Иова перед Богом. Отсылка к данному эпизоду позволяет предположить, что Керн окажется в такой ситуации, в которой ощутит всю свою ущербность перед божественным началом (к этому выводу учащиеся должны прийти вместе с учителем в ходе дискуссии).

Следующем шагом будет анализ портрета Монфиори и сравнение портретов его и Керна. Учащиеся должны отметить, что описание Монфиори содержит больше подробностей нежели описание Керна. Автор постоянно акцентирует внимание читателя на «козьих глазах», в то время как описание глаз Керна вообще игнорируется писателем. Керн утратил связь с жизнью, он вроде слепого, которому поводырем становится Монфиори со своими зоркими глазами зверя. В качестве вывода о портрете Монфиори, школьники должны сказать, что этот герой ассоциируется с определенным образом – бледный, рыжий человек с заостренными ушами, знания его очень обширны, интересуется Библией, а точнее ее перевиранием, а имя имеет слишком явное созвучие с персонажем гетевского «Фауста». К тому же он ищет потенциальных самоубийц с целью «поприсутствовать» и сразу понял намерения Керна: «Я хочу вам сказать, что я решил покончить с собой... <…> – Я так и думал, – неожиданно мягко заговорил он. – Сегодня, когда вы смотрели на танцующих, и раньше, когда встали из-за стола... Было что-то в вашем лице... Морщинка между бровей... Особая... Я сразу понял... <…> – Слушайте, что я вам скажу, – продолжал он, опустив тяжелые, лиловатые веки в бородавках ресниц. – Я повсюду ищу таких, как вы, – в дорогих гостиницах, в поездах, на морских курортах, – ночью, на набережных больших городов... <…> – Послушайте, Керн, я хочу присутствовать... Можно?» [1, с.65 – 66]

Анализируя портрет главной героини, учащиеся должны отметить, что основными деталями портрета главной героини являются глаза и губы: «Облик у нее был легкий и стремительный, рот такой яркий, что, казалось, Творец, набрав в ладонь жаркого кармина, горстью хватил ее по нижней части лица» [1, с.54]. В процессе анализа школьники должны сделать вывод о том, что в этом описании присутствует явная оппозиция красного и белого: «снежные глаза и огненный рот», «кармин и слоновая кость», что отражает мертвенность этого облика. Черный цвет волос, одежды и аксессуаров Изабель в общей сумме с красным и белыми чертами, создают довольно вульгарный образ, который ассоциируется с низменными желаниями. И только после контакта с мистическим существом ее облик обретает живые черты, например, глаза, сияющие, «словно опушенные инеем».

Следующим шагом необходимо проследить взаимосвязь цветовой гаммы в рассказе: такую же оппозицию красного и белого можно наблюдать в описании пространства и интерьера в рассказе: «исполинская белизна вокруг», рыжий песок поверх снега у гостиницы, «рыжая пасть» камина – доминанта все время меняется, один цвет сменяет другой. Казалось бы, теплые тона должны отражать витальную сторону, но «горящие» лица людей и оранжевая «пасть» камина задают мифологеме огня в рассказе апокалипсическое звучание. Из чего учащиеся должны заключить, что трагедия в финале рассказа предсказывается в тексте заранее.

Образ ангела в рассказе ломает привычную ассоциацию читателя с библейским образом. Предваряя анализ этого образа, можно попросить школьников рассказать о своих ассоциациях с этим образом, описать сложившийся в их сознании традиционное представление об ангеле и попросить сравнить его с тем, что предлагает нам писатель. Это позволит учащимся ярче прочувствовать образ, представленный в рассказе. Автор описывает ангела так: «Бурая шерсть на крыльях дымилась, отливала инеем. Оглушенный ударом, ангел опирался на ладони, как сфинкс <…> Глаза, продолговатые, словно близорукие, бледно-зеленые, <…> не мигая смотрели на Керна из-под прямых, сросшихся бровей. Керн, задыхаясь от острого запаха мокрого меха, стоял неподвижно, в бесстрастности предельного страха, разглядывая гигантские, дымящиеся крылья, белый лик» [24, с.67]. Это существо лишено нормальной речи, оно производит только пугающие звуки вроде лая или воя. В его образе сочетаются фантастические и животные черты, такой двойственную сущность ангела подтверждает многократное его сравнение со сфинксом, в мифологии имеющим ассоциацию со смертью и болезнями, а в христианстве – с демоническим существом. Интересно то, что в описании этого «ангела» присутствует такая деталь, как «белый» лик – это своего рода указание на ложную святость этого существа, поэтому реакцией Керна не него было не благоговение, а ужас, стыд, омерзение.

В художественной системе этого рассказа присутствует «принцип набоковского зеркала». Преподаватель должен объяснить суть этого приема. «"Принцип зеркала" - это выраженный в зеркальном символе, образе, мотиве, композиции способ организации художественного мира, основанный на противопоставлении взаимоотражающихся миров, и способ восприятия их героем, отражающем все в своем сознании» [8].  Этот прием помогает выразить соотношение двух миров, «так как его значение в традиционной культуре связывается с пограничностью, идеей перехода из одного мира в другой» [8]. В данном рассказе представлены две пары персонажей, отражающих друг друга – это Керн и Монфиори, Изабель и ангел. Монфиори и ангел, для этих персонажей как тени, которые в конечном итоге приводят их к гибели (противопоставить героев должны и прийти к такому выводу должны сами учащиеся).

Завершая анализ рассказа, учащиеся вместе с учителем должны отметить, что именно мотив лица в данном рассказе является ключевым в раскрытии духовной сущности героев и является отличительной чертой двоемирия набоковского текста.

Окончательный вывод по рассказу «Удар крыла» должны сделать сами ученики, можно предложить учащимся написать каждому краткий вывод в своей тетради, а затем сравнить свое мнение с мнениями одноклассников и в итоге прийти к общему выводу по пройденному материалу. Вывод: структура данного рассказа – это противостояние жизни и смерти, которое должно закончиться победой одной из сторон. В этом случае верх одерживает смерть, благодаря вмешательству мистической стороны. Набоков считал, что «смерть и дурная жизнь равноценны» [1, с.338], соответственно смерть главных героев – это логичное завершение, которое соответствует состоянию их душ. «Удар крыла» как удар судьбы, божественное правосудие, которое ожидает даже тех, кто отрицает его существование.

На материале рассказа «Удар крыла» учащиеся могут освоить понятия мифологемы, «принцип набоковского зеркала» и мотив лица, увидеть, как автор может ломать устоявшиеся образы с привнесением в них нового, порой неожиданного смысла, а также оценить мастерство и гениальность такого писателя как В.В. Набоков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Набоков В. Полное собрание рассказов / сост. А. Бабиков. 3-е изд., уточненное. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 752 с. (The Big Book).
  2. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Едиториал УРСС, 2003. 300 с.
  3. Овсянникова Т.Г., Мовнар И.В., Шишигина Т.Л. Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2010. 112 с.; то же [Электронный ресурс].URL:http://viro.edu.ru/attachments/article/5667/Chitat_kompetencija.pdf
  4. Лимонова. Е. О мире и даре Владимира Набокова в школе. Ярославль, 2002.; то же [Электронный ресурс].URL:http://microbik.ru/dostb/«О+мире+и+даре+Владимира+Набокова».+%28Изучение+творчества+Владимира+Набокова+в+школе%29b/main.html
  5. Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: практикум. 2-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА; Наука, 2011. 408 с.
  6. Зайцева Ю. «Принцип зеркала» в художественной системе В. Набокова; то же [Электронный ресурс].URL:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=666&level1=main&level2=articles/
  7. Джонсон Д.Б. Миры и антимиры Владимира Набокова / пер. с англ. СПб.: Симпозиум, 2011.; то же [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/kPS/kPS-Abc/ 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ремешева Е.М. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ В.В. НАБОКОВА // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 312 - 319. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8993 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8993



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.