'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 47

Просмотры  54 просмотров

Раимбердиева М.Ж.

  


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье в результате анализа теоретического материала по теме определены причины и последствия неуспеваемости детей младшего школьного возраста. Причиной этого является отсутствие методов работы школ, возрастных особенностей, психологической готовности ребенка к школе. В статье показаны некоторые примеры формирования мотива учения у младших школьников, не способных добиться результатов на уроке математики. В конце статьи сделаны научно-методические выводы о формировании у учащихся мотивов учения   

Ключевые слова:
неуспеваемость, слабоучение, учебная мотивация, знания, умения, навык, усвоение урока, учебная деятельность   


УДК 37

Раимбердиева М.Ж.

магистрант кафедры педагогики

и психологии начального и дошкольного образования

Ошский государственный университет

(г. Ош, Кыргызстан)

 

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ

 

Аннотация: в статье в результате анализа теоретического материала по теме определены причины и последствия неуспеваемости детей младшего школьного возраста. Причиной этого является отсутствие методов работы школ, возрастных особенностей, психологической готовности ребенка к школе. В статье показаны некоторые примеры формирования мотива учения у младших школьников, не способных добиться результатов на уроке математики. В конце статьи сделаны научно-методические выводы о формировании у учащихся мотивов учения.

 

Ключевые слова: неуспеваемость, слабоучение, учебная мотивация, знания, умения, навык, усвоение урока, учебная деятельность.

 

Основные направления модернизации современной школы связаны с идеями развития личности и создания условий для раскрытия индивидуальности учащихся. Поэтому проблема поиска эффективных средств учебной мотивации младших школьников как фактора обеспечения качества образования весьма актуальна.

Успеваемость младших школьников с каждым годом снижается. В книге «Диагностика школьной дезадаптации» утверждается, что от 15 до 40 % учащихся начальных классов по тем или иным причинам имеют трудности в обучении [3]. Поэтому формирование мотивов, важных для дальнейшего образования ребенка, становится жизненно важной целью в его собственной учебной деятельности. В то же время это не только средство для достижения других целей, но и необходимое условие, без которого невозможно представить дальнейшее образование школьника.

По мнению Ю.К.Бабанского, учебные прогулы являются следствием неспособности ребенка в полной мере усвоить учебный материал и выполнить учебные задания и не соответствуют нормативным критериям школьного образования [1]. Педагогу особенно важно выработать уверенность в мотивации достижения успеха у младших школьников:

  1. Создание атмосферы доверия между учителем и учеником.
  2. Заинтересоваться успехами детей, добиться уважения.
  3. Уметь видеть индивидуальные особенности каждого ученика и поощрять его исходя из мотивов ребенка.
  4. Сделать активность ребенка известной и понятной.
  5. Дать учащимся ощущение прогресса и успеха в учебной деятельности.

Принимая во внимание все перечисленные педагогические условия, учитель может решить задачу развития мотивации в своем классе. Таким образом, данные педагогических исследований свидетельствуют о большом резерве формирования мотивационной среды обучения у младших школьников [2]. Основное содержание мотивации в этом возрасте – «учиться читать». Младший школьный возраст ̶ начало формирования образования, от которого в большинстве случаев зависит его судьба во всем школьном возрасте.

Мотивация к обучению — это процесс, который усиливает, направляет и поддерживает усилия по выполнению учебной деятельности [4]. Это сложная, комплексная система, создающая мотивы, цели и реакции на неуспеваемость, усердие и направленность ученика. В последние годы возросло понимание педагогами роли положительной учебной мотивации в обеспечении успешного усвоения учащимися знаний и навыков.

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приемов положительно влияет на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной среды учащихся. Создаваемая на занятиях и внеурочной деятельности приятная обстановка в значительной степени способствует формированию положительной учебной мотивации, что является необходимым условием не только успешного прохождения всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка. Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Мотивация положительно влияет на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности;
  2. Через мотивацию формируется определенное отношение студентов к предмету изучения и осознание ими важности ценности для развития личности;
  3. Содержание учебных материалов и процесс обучения, представляющий собой организацию процесса познавательной деятельности учащихся, являются источниками формирования положительной учебной мотивации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. – 199 - №1. – С.18.
  2. Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю.П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №2. – С. 19-24.
  3. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. - Москва : Ред.-изд. центр консорциума "Социал. здоровье России". – 201 – 126 с.
  4. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск: Народная асвета, 1977. – 228 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Раимбердиева М.Ж. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 308 - 311. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8992 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8992



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.