ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ *
Аннотация: в работе представлен анализ основных направлений дистанционных образовательных технологий в системе основного общего образования. По каждому направлению представлены примеры использования данных технологий в образовательной среде и сделан вывод об их влиянии на участников учебного процесса
Ключевые слова: математика, дистанционные образовательные технологии, основное общее образование
УДК 37
Пряхина С.В. студент Институт математики, механики и компьютерных наук им. И. И. Воровича Южный федеральный университет
(г. Ростов-на-Дону, Россия)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Аннотация: в работе представлен анализ основных направлений дистанционных образовательных технологий в системе основного общего образования. По каждому направлению представлены примеры использования данных технологий в образовательной среде и сделан вывод об их влиянии на участников учебного процесса.
Ключевые слова: математика, дистанционные образовательные технологии, основное общее образование.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) рассматриваются как принципиально новые средства обучения, призванные изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству через разнообразные организационные формы и методы обучения. Основное применение ДОТ нашли в системе основного общего образования в период введения социальных ограничений для обеспечения непрерывности образовательного процесса. Также значительную роль ДОТ играют в дополнительном образовании детей и взрослых, в некоторых случаях являясь основной, если не единственной формой взаимодействия преподавателя с учениками. Привлечение этих образовательных технологий с полноценным использованием их ресурсов решает задачу максимальной индивидуализации учебного процесса.
Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».
Рассмотрим основные направления использования ДОТ при обучении математике в школе.
Рис. 1. Дистанционные образовательные технологии в школе (ДОТ)
Организация системы информационно-методической поддержки учебного процесса может быть реализована при использовании образовательных платформ и сайтов, которые дают возможность пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Более того, они являются базой для размещения методических материалов и разработок, с помощью которых учителя могут делиться опытом или, наоборот, искать идеи среди работ своих коллег [1], [2]
Одним из примеров использования преподавателем ДОТ для дополнительной подготовки учеников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ) является обращение учителя к тематическим сайтам [3], [4], изучение преподавателем различных видеороликов обучающего характера, а также интернет-тренажеров. В сумме элементы данных технологий дают большой потенциал к решению вопросов качественной подготовки учащихся к выпускным экзаменам.
Предоставление возможностей личного общения или создания обществ по интересам. На образовательных платформах предусмотрены чаты, например форумы на сайте А. А. Ларина [5], где учащиеся и преподаватели обсуждают методы решения экзаменационных заданий по математике.
Расширение кругозора, повышение культурного уровня, углубление знаний по предмету может быть реализовано с помощью сайтов, популяризующих математические знания. Одним из таких является сайт «Математические этюды» [6]. Небольшие визуализации математических сюжетов, рассказы о классических и современных задачах математики, возможность «прикоснуться» к математическим теоремам – все это можно найти на просторах данной платформы.
Организация творческой деятельности учащихся может быть осуществлена в рамках проектной деятельности, объединяющей детей по интересам. К примеру, использование возможностей такой компьютерной программы, как Geogebra [7] позволяет и учащимся, и преподавателям найти решение определенной проблемы или же создать «продукт» работы. Для реализации проектной деятельности можно использовать различные компьютерные программы. Например, в качестве темы проекта можно предложить разработку математической игры в программе PowerPoint.
Дистанционная математическая олимпиада представляет собой соревнование между отдельными учащимися или командами школ одного или нескольких регионов с помощью сети Интернет. Для реализации данного аспекта создаются специальные онлайн-платформы, на которых учащимся предлагаются различного рода задания. Учащийся может зайти на сайт, содержащий задания олимпиады, зарегистрироваться, отправить заявку, затем решить задания, а готовую работу либо выложить на сайт, либо отправить по электронной почте.
Повышение культурного-образовательного и художественно-воспитательного уровня детей и членов их семьи, других субъектов процесса обучения возможно реализовать в виде проведения дистанционных собраний (родительские собрания, педагогические советы). Выход в прямой эфир преподавателей, размещение роликов на различные темы (воспитание, детская психология, образование и взаимодействие с детьми), запись подкастов – все это реализуется с помощью ДОТ. С недавнего времени в России стартовал Всероссийский проект «Открытые родительские собрания» [8], направленный на проведение онлайн-собраний. Формат таких мероприятий довольно нестандартен, что, на самом деле, и привлекает даже самых занятых родителей.
Предоставление учащимся и учителям возможности установления связей по интересам с другими школами и сообществами можно реализовать с использованием компьютерного класса, имеющего связь с другими образовательными организациями. Например, создание «цифровых сообществ», объединяющих другие школы, ВУЗы, колледжи. Проведение совместных вебинаров, видеоконференций, интернет-трансляций способствует развитию связей между участниками учебного процесса.
Таким образом, использование современных ДОТ в обучении предоставляет дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий в рамках традиционного урока, что, в свою очередь, позволяет усилить образовательные эффекты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Официальный сайт ООО «Инфоурок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/. – Дата обращения: 16.06.2023
Математика. Подготовка к ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alexlarin.com/. – Дата обращения: 16.06.2023
ОГЭ-2023: задания, ответы, решения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://math-oge.sdamgia.ru/. – Дата обращения: 16.06.2023
Математические этюды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.etudes.ru. – Дата обращения: 16.06.2023
GeoGebra for Teaching and Learning Math [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.geogebra.org/. – Дата обращения: 16.06.2023
Всероссийский проект «Открытые родительские собрания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/institut/projects/vserossiyskiy-proekt-otkrytye-roditelskie-sobraniya/. – Дата обращения: 16.06.2023
Пряхина С.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 303 - 307. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8991 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ? - напишите письмо в редакцию журнала:
zhurnal@vestnik-nauki.com
*В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.