'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 44

Просмотры  101 просмотров

Пластинина Н.Е.

  


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ *

  


Аннотация:
в статье представлен воспитательный потенциал народной куклы, роль и место народных прикладных традиций и в процессе реализации программы «Кукольная мастерская», реализующейся в системе дополнительного образования детей   

Ключевые слова:
дополнительное образование, образовательная программа, художественное творчество народная культура, народная кукла, декоративно–прикладное творчество   


УДК 37

Пластинина Н.Е.

педагог дополнительного образования,

Центр развития творчества детей и юношества г. Кирова

(г. Киров, Россия)

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

 

Аннотация: в статье представлен воспитательный потенциал народной куклы, роль и место народных прикладных традиций и в процессе реализации программы «Кукольная мастерская», реализующейся в системе дополнительного образования детей.

 

Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная программа, художественное творчество народная культура, народная кукла, декоративно–прикладное творчество.

 

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим»

© В.С. Шефнер

 

В современной России актуальность реализации воспитательного потенциала декоративного и прикладного творчества, как наиболее близкого восприятию детей, сложно переоценить. Это стало одной из причин разработки дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Кукольная мастерская», которая объединяет в себе различные формы и виды декоративно-прикладного творчества для создания уникальных изделий, где процесс обучения и творческий процесс обеспечивает художественно – творческое развитие и нравственное воспитание личности, готовность к созидательной деятельности и творческому труду. Кроме того, программа «Кукольная мастерская» детского объединения «Умелец» – возможность для обучающихся приобщиться к культурному наследию и многовековому народному опыту. В народной кукле соединяются история и современность, народные художественно-прикладные традиции её изготовления. Они свидетельствуют о взаимосвязи природы и человека, о сообразности и соразмерности всего в этом мире.

       Кукла помогает устанавливать связь между поколениями, объединять «предков и потомков». Именно сейчас повышается ценность игрушки, умело собранной из лоскутков ткани руками любящей мамы, сестры, тёти, бабушки, подружки и оживленная фантазией ребёнка. Делая свою куклу, обучающиеся вкладывают в неё личную энергию, мысли, чувства. Мастер самобытной народной куклы Яна Волкова определяет её как «мостик между детством и взрослой жизнью, между прошлым и настоящим, между миром, видимым и невидимым, духовным».

В процессе реализации программы «Кукольная мастерская» мы рассматриваем куклы как объект культурно–исторического наследия наследия. Изучается история, роль куклы в жизни людей разных исторических эпох, особенности кукол разных народов, материалы для изготовления кукол в разные исторические периоды, изготовление кукол как вид декоративно – прикладного искусства и художественного творчества. Особое внимание обращается на раздел «Вятская народная кукла: особенности и изготовление», где дети изучают характерные особенности русской и Вятской народной куклы, виды кукол. инструменты и материалы для их изготовления. При освоении этого раздела важным моментом является знакомство с вятскими мастерицами по изготовлению народной тряпичной куклы: Н.И. Касимовой, Н.В. Осиповой, М.Л. Ветошкиной, технологиями изготовления Вятских кукол: тряпичных, нитяных, соломенных, кукол из нескольких материалов обучающиеся переходят к практике: изготовлению русских и вятских кукол: тряпичных, нитяных, соломенных кукол, кукол из нескольких материалов без использования ножниц и иголок (кукла - Крупеничка, Коза, Рождественский Ангел).

Детей завораживает чудесное превращение обычных лоскутков в маленького человечка, который может стать благодарным слушателем, верным другом, помощником в приобретении опыта общения и разрешения конфликтов с другими людьми. Человек подсознательно тянется туда, где ему уютно и тепло. Это, может быть дом, другой человек, уголок в его душе, кукла. Обнимая куклу, дети передают ей своё тепло, ласку, любовь, и она с благодарностью возвращает эти вечные ценности. Материалы из которых изготавливаются русские тряпичные куклы, только натуральные, а потому очень приятны на ощупь и создают при взаимодействии множество положительных эмоций и гасят агрессию.

         В людях всегда жива тяга к прекрасному. Благодаря таким программам как «Кукольная мастерская» дети вместе с родителями, друзьями создают сказочный мир кукол, развивая фантазию и творческое воображение, речь и мелкую моторика, художественный вкус.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способности и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В процессе изготовления игрушек по различным темам программы у обучающихся постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Создание тряпичных кукол и игровых ситуаций с ними помогает укреплению значения семьи в жизни детей, доброму отношению к другим людям. А рациональное использование новых материалов, а также материалов, бывших в употреблении, способствует экологическому воспитанию.

Мир ребёнка – это в значительной мере те игрушки, которыми мы его окружаем. Кукла для девочки – это развитие её материнского начала. Она должна быть такая, чтобы ей было легко играть: любоваться, рассматривать, перемещать. Условность тряпичной куклы помогает развивать у ребёнка креативность, воображение. Кукла - это человечек, магическая фигурка, в ней заложена важная информация.

Детское объединение «Умелец» – это не просто учебная площадка, а родной уголок, где можно учиться, общаться, делиться опытом, показывать свои успехи, задавать вопросы, получать подарки. Да, здесь мы учимся дарить и получать подарки. Если ребёнок научится получать радость от дарения подарков, его жизнь будет намного приятнее, насыщеннее, ярче, счастливее. Известно, что человек, не умеющий дарить подарки, не сможет оценить подарка, сделанного ему. В «Умельце» происходит волшебство рождения образа, полного энергии любви и доброжелательности, приносящее в жизнь благополучие и радость. В ходе работы творческой мастерской обучающиеся осваивают базовые навыки выполнения индивидуальных творческих работ: замысел, эскиз, подбор материалов и инструментов, разработку рабочей выкройки, выполнение работы, оформление, создают конкурсные и выставочные творческие работы, разрабатывая эскизы, подбирая материалы и инструменты, учатся презентовать собственные работы.

Детские изделия становятся не только выставочными работами, но и настоящими игровыми куклами – подружками для их создателей. Дети в своих играх много «разговаривают» с куклами, рассказывают им свои маленькие секреты, делятся переживаниями, читают им вслух, что содействуют развитию мышления, эмпатии, фантазии и речи, благотворно влияет на психическое здоровье. Опираясь на многолетний опыт автора можно утверждать, что народная игрушка всегда вызывает у ребёнка интерес, пробуждает его любознательность, открывает новые горизонты, побуждает к созданию новых игровых сюжетов и игровых действий.

В процессе реализации программы «Кукольная мастерская» игрушка остаётся для обучающихся неисчерпаемым ресурсом для формирования сохранения, развития и трансляции ценностных ориентаций, освоения культурных ценностей, формирования лучших личностных качеств. Народная игрушка – это целый мир, в котором собрана и выражена мудрость наших предков, дающая нам возможность переосмыслить свою жизнь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Берстенёва Е., Догаева Н. Кукольный сундучок/Елена Берстенёва, Наталья Догаева. –Белый город. Воскресный день, 2013, Печатная слобода.
  2. Волкова Я., Детские куклы и обереги / Яна Волкова Серия Русская тряпичная кукла .– АСТ-Пресс , 2017. – 88 с.
  3. Миронова О.В. Народная кукла / Ольга Миронова. – М.: Формат-М., 2015.–68 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пластинина Н.Е. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 292 - 296. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8989 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8989



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.