'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 38

Просмотры  69 просмотров

Коваленко Д.С.

  


ВЫСВОБОЖДЕНИЕ СИЛЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ: КАК УЧЕНИКИ МЛАДШИХ КЛАССОВ РАЗВИВАЮТ КРИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ С ПОМОЩЬЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА *

  


Аннотация:
раскрытие потенциала молодых умов - задача, требующая инновационных подходов, особенно когда речь идет о развитии навыков критического мышления. В этой статье рассматривается сила пространственного мышления и узнаем, какую пользу может принести ученикам начальной школы работа с геометрическими материалами   

Ключевые слова:
пространственное мышление, младшие школьники, геометрический материал   


УДК 37

Коваленко Д.С.

Оренбургский государственный педагогический университет

(г. Оренбург, Россия)

 

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ СИЛЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ:

КАК УЧЕНИКИ МЛАДШИХ КЛАССОВ РАЗВИВАЮТ КРИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

С ПОМОЩЬЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

Аннотация: раскрытие потенциала молодых умов - задача, требующая инновационных подходов, особенно когда речь идет о развитии навыков критического мышления. В этой статье рассматривается сила пространственного мышления и узнаем, какую пользу может принести ученикам начальной школы работа с геометрическими материалами.

 

Ключевые слова: пространственное мышление, младшие школьники, геометрический материал.

 

Россия в последние десятилетия прошла через серьезные социально-экономические изменения, которые повлияли на характер экономических и ценностных ориентиров общества. Как результат, в настоящее время основными элементами общей культуры стали математические знания, методы и язык. Это в свою очередь привело к изменению целей и задач образования. Современное общество нуждается в личностях, обладающих индивидуальностью и способностью к непрерывному образованию, готовых работать в условиях постоянно меняющихся требований. При этом математические знания и навыки становятся неотъемлемой частью профессиональной компетенции.

Все большую актуальность приобретает ориентация процесса обучения на формирование интеллектуально-развитой личности. Это свидетельствует о необходимости усиления работы над развитием этого вида мышления. Всё это требует решения таких актуальных проблем, как развитие мышления, совершенствование практических умений и навыков школьников и т.п. В этом ряду важное место занимает проблема формирования и развития пространственных представлений обучающихся. Разработка методик формирования пространственных представлений учеников в математике является актуальной задачей. Множество исследований в этой области показывают, что пространственная интуиция важна для понимания математических концепций. Однако, выбор инструментария для этого процесса очень важен. Психологическая наука может помочь в создании эффективных методик, которые будут способствовать развитию пространственного мышления у школьников.

Развитие пространственного мышления в школе является необходимым условием для успешности в ряде профессий, которые требуют эффективного использования информации о физических и пространственных явлениях.

Несмотря на это, учебники математики не уделяют должного внимания развитию пространственного мышления у школьников. Задания, которые представлены в учебниках, недостаточно систематизированы и не нацелены на развитие этого вида мышления в целом. Из-за этого у школьников может возникнуть недостаток в навыках, которые пригодятся им в профессии в будущем.

В связи с этим можно утверждать, что совершенствование общеобразовательной и профессиональной школы важно и непременно требует усиления внимания к формированию и развитию пространственного мышления у школьников. Работа над этим должна начинаться с обновления и улучшения учебников по математике, в которых должны быть представлены задания на развитие пространственных представлений в целом за учебный год. Использование новых технологий, включая компьютерные и интерактивные учебные программы, также может поспособствовать успешному освоению этого вида мышления у школьников.

Важно отметить, что пространственное мышление является одним из основных компонентов развития человека и влияет на успешность его жизненной и профессиональной деятельности. Оно формируется с раннего возраста и может быть развито с помощью разнообразных упражнений и заданий, направленных на развитие пространственного воображения и восприятия. Оптимальное развитие пространственного мышления может быть достигнуто при индивидуальном подходе и использовании различных методик и технологий.

Существуют три вида мышления, которые определяются по роли, играемой словом, образом и действием в мыслительном процессе, а также их взаимосвязях. Конкретно-действенное мышление характеризуется приоритетом действий и реальных объектов, представленных в пространстве. Такое мышление используется в повседневной жизни при выполнении различных задач. Конкретно-образное мышление основано на образах и восприятии пространственных объектов. Это мышление используется при решении задач, связанных с ориентацией в пространстве, а также при творческой и фантазийной деятельности. Абстрактное мышление базируется на использовании понятий и абстракций, которые не имеют непосредственного отношения к реальным объектам. Такое мышление используется в научной, математической и философской деятельности.

Под пространственным мышлением, формируемым в процессе обучения геометрии, понимается обобщенный образ геометрического объекта, складывающийся в результате переработки (анализа) информации о нем, поступающей через органы чувств.

Анализ учебников различных УМК для начальной школы показал, что заданий на развитие пространственного мышления слишком мало, и они не дают возможности хорошо сформировать пространственное мышление. Это может быть связано с недостаточной внимательностью исследователей к данной проблеме, отсутствием единообразия в определении понятия "пространственное мышление" и необходимостью разработки и апробации новых методик и заданий. Также возможно, что педагоги не придают достаточного значения развитию пространственного мышления, сосредотачиваясь на других аспектах обучения. Это может привести к недостаточному развитию данного познавательного процесса у детей, что может негативно сказаться на их умственном развитии в целом. Поэтому необходимо провести дополнительные исследования и разработать эффективные методики по развитию пространственного мышления в начальной школе.

Для овладения геометрическим материалом необходимо проводить разнообразные уроки, использующие различные методы и приемы обучения. Одним из таких методов является работа с геометрическими моделями. Обучающиеся должны уметь самостоятельно создавать геометрические модели из различных материалов, а затем использовать их для выполнения различных заданий.

Важный элемент работы с геометрическим материалом - это развитие умения анализировать, сравнивать и описывать геометрические объекты. Для этого необходимо проводить задания, в которых обучающимся предлагается найти отличия и сходства между объектами, определить, какой из них больше, меньше, толще, выше и т.д.

Особое внимание следует уделить обучению строительной геометрии. Этот раздел математики позволяет научиться построению различных геометрических фигур и схем, используя простые инструменты, такие как линейка и циркуль. Работа в данном разделе позволяет обучающимся закрепить навыки и умения, приобретенные на предыдущих занятиях.

Наконец, важным компонентом работы с геометрическим материалом является развитие творческого мышления и фантазии. Обучающимся можно предлагать создавать свои собственные геометрические модели и фигуры, используя имеющиеся материалы и инструменты. Это поможет им не только закрепить полученные знания, но и развить воображение и креативные способности.

Для развития этих направлений целесообразнее использовать традиционное конструирование и современное программное обеспечение «Живая математика». Это эффективное объединение двух основных средств развития пространственного мышления - конструирования и использование компьютерных технологий. Конструирование позволяет развивать умение работать с трехмерными объектами и пространствами, а также улучшать восприятие форм, размеров и пропорций. Современное программное обеспечение «Живая математика» дополняет конструирование и позволяет создавать и анализировать сложные математические модели и геометрические фигуры. Это улучшает понимание механизмов функционирования реальных объектов и систем.

Такое сочетание традиционных и современных методов обучения и развития может быть особенно полезным для детей и молодежи, которые выросли в цифровой эпохе и привыкли работать с компьютером, но также имеют потребность в развитии пространственного мышления. Преподаватели могут использовать конструкционные игры и упражнения, а также программное обеспечение «Живая математика» для того, чтобы улучшить навыки своих учеников и помочь им преодолеть трудности в математическом образовании.

Экспериментальная работа по развитию пространственного представления младшего школьника проводилась в МОБУ «СОШ № 49», во 2 «А» классе, в количестве 20 человек возраста 8-9 лет. Цель работы заключалась в развитии у младших школьников пространственного мышления и представления, а также повышении интереса к предмету «Математика».

Эксперимент проводился в течение 3 месяцев и включал в себя различные задания, направленные на развитие пространственного мышления: от рисования геометрических фигур до решения логических задач. В рамках работы были использованы различные материалы: геометрические фигуры, карточки с заданиями на логическое мышление, игры с конструктором и пазлы.

Результаты эксперимента показали, что участники смогли значительно улучшить свои навыки пространственного мышления и представления, а также проявили больший интерес к изучению математики.

Таким образом, экспериментальная работа позволила добиться положительных результатов в развитии пространственного мышления у младших школьников.

Важность развития пространственного мышления является неоспоримой в современном мире, где графические образы, карты и диаграммы являются основой для захватывания информации. Низкий уровень развития пространственного мышления у большинства учащихся является вызовом для образования, так как это может привести к трудностям в понимании математических и технических наук. Школьники нуждаются в специальных методах обучения для повышения уровня пространственного мышления. Важно поддерживать и стимулировать развитие этой важной интеллектуальной способности, чтобы помочь ученикам лучше понимать окружающий мир.

Для этого можно использовать специальные обучающие программы и игры, которые развивают пространственное мышление, а также проводить дополнительные упражнения на уроках, направленные на развитие этого умения. Важно также обратить внимание на индивидуальные особенности каждого обучающегося и подходить к работе с ними индивидуально, учитывая их уровень развития и потребности. Развитие пространственного мышления - важный компонент успешной учебы и будущей профессиональной деятельности, поэтому его развитие должно быть приоритетной задачей в образовании.

Таким образом, развитие пространственного мышления младшего школьника является приоритетным направлением работы учителя начальных классов в современной школе и служит фундаментом для успешного обучения на последующих образовательных ступенях. Развитие пространственных представлений можно достигнуть через использование в обучении специальных методов, игр и заданий. Так, например, можно проводить занятия по геометрии, использовать игры, которые способствуют развитию пространственных мыслительных процессов: конструкторы, пазлы, складывание фигурок из бумаги, составление трехмерных моделей и т.д. Кроме того, можно использовать информационные и компьютерные технологии, которые позволяют визуализировать материал и упрощают восприятие материала.

Наконец, важно понимание того, что формирование пространственных представлений - это процесс непрерывный, который продолжается в течение всей жизни. Для поддержания и совершенствования этого процесса необходимо стимулировать интерес к математике и развивать умения и навыки, связанные с решением задач, построением графиков, моделированием и т.д. Только так можно обеспечить полную и успешную профессиональную и личностную реализацию человека в современном обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Беломестная А. В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе «Математика и конструирование»./ А. В. Беломестная, Н. В. Кабанова // - Начальная школа — 2003. — № 9
  2. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся./Л. Р. Болотина Начальная школа - 1994 - №11 Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец./ Л.А. Венгер, В.С. Мухина М.: Просвещение, 2000. 336 с.
  3. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся: под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.- 142с.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: Л.С. Выготский - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 98с.
  5. Гончарова М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. / М. А.Гончарова. —  М. «Антал» 2012.
  6. Шадрина И. В «Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии»/ Начальная школа, 2001 №1, с.47. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Коваленко Д.С. ВЫСВОБОЖДЕНИЕ СИЛЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ: КАК УЧЕНИКИ МЛАДШИХ КЛАССОВ РАЗВИВАЮТ КРИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ С ПОМОЩЬЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 264 - 271. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8983 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8983



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.