'
Касторнов Ю.А.
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ *
Аннотация:
актуальность исследования определяется в необходимости развития творческих способностей, вклад в которые является важной задачей, раскрывающий творческий потенциал подростков. Представлен анализ форм возможного использования средств музейной педагогики в развитии креативности подростков. Результаты: проведено исследование, направленное на выявление путей и способов использования музейной педагогики для формирования креативности у подростков, в результате сделан вывод о необходимости использования эффективной программы мероприятий, содержательной основой которой будут средства музейной педагогики в музее
Ключевые слова:
креативность, музейная педагогика, музей, творчество, культурно-образовательная деятельность, общение
УДК 37
Касторнов Ю.А.
студент
Тюменский государственный университет
(г. Тюмень, Россия)
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация: актуальность исследования определяется в необходимости развития творческих способностей, вклад в которые является важной задачей, раскрывающий творческий потенциал подростков. Представлен анализ форм возможного использования средств музейной педагогики в развитии креативности подростков. Результаты: проведено исследование, направленное на выявление путей и способов использования музейной педагогики для формирования креативности у подростков, в результате сделан вывод о необходимости использования эффективной программы мероприятий, содержательной основой которой будут средства музейной педагогики в музее.
Ключевые слова: креативность, музейная педагогика, музей, творчество, культурно-образовательная деятельность, общение.
Вклад в развитие человеческого капитала является важной задачей, приоритетом которого становиться раскрытия творческого потенциала людей.
В отечественной науке усиливается интерес в изучении и развитии основ и методик применения современных и инновационных форм развития креативности, а также к потенциалу средств музейной педагогики в формировании креативности подростков
В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова определяют креативность (от лат. creation — созидание) как способность к творчеству, созиданию, продуцированию идей, методик, технологий, проектов; включает повышенную чувствительность к проблемам, к выявлению противоречивости знания.
Также, креативность (от англ. create — творить, создавать) - универсальная познавательная творческая способность [1, с.42,с.62].
Музейная педагогика - область научно-практической деятельности, имеющей тенденцию к саморазвитию в интегративную область знания, пограничную с музеологией, педагогикой, психологией, социологией и культурологией и являющаяся основой реализации культурно-образовательного потенциала музея [2, с.7].
Творческое обучение повышает креативное мышление у подростков, в них прибавляется уверенность, проявляется отсутствие страха принимать участие в творческих мероприятиях, быстро и оперативно принимать решения, различными оригинальными способами добиваться результатов, подробно производить оценку своих решений и улучшать его. В ходе развития креативного мышления совершенствуется внимательность и память, мышление и творческая фантазия. Главным итогом использования различных направлений творческой деятельности является эмоциональное удовлетворение подростков процессом и результатом собственного труда.
В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Важными формами для раскрытия творческого потенциала в музее являются:
Целью создания данных форм является развитие креативности у подростков в рамках посещения музея средствами музейной педагогики для освоения творческих способностей, получения и применения новых знаний и способности находить новые идеи и пути решения различных проблем.
Для подтверждения указанных выше слов, было проведено исследования на базе структурного подразделения «Ялуторовский музейный комплекс» государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское-музейно просветительское объединение» с применением следующих средств музейной педагогики:
В эксперименте приняли участия 149 подростков обучающихся в образовательных учреждений Тюменской области.
Оценка измерения уровня креативности у подростков была проведена по методикам Дж. Гилфорда «Тест на творческое мышление», Э.П. Торренса «Тест творческого мышления» задание «Фигурная форма» перед прохождением мероприятий программы, а также после прохождения всех этапов.
Рис. 1. «Тест творческого мышления»
Э.П. Торренса, задание «Фигурная форма»
Уровень креативности по Э.П. Торренсу характеризуется:
30 — плохо; 30—34 — ниже нормы; 35—39 — несколько ниже нормы; 40—60 — норма; 61—65 — несколько выше нормы; 66—70 — выше нормы;
>70 — отлично.
В первоначальном проведенном тесте по определению уровня креативности у подростков по методике Э.П. Торренса средний балл составил 39, что согласно шкалы уровня креативности составляет результат несколько ниже нормы.
При проведении мероприятий с использованием форм и средств музейной педагогики, повторное тестирование подростков показало, что уровень креативности составил 62 балл, что составляет значение несколько выше нормы.
Рис.2. Тест Дж. Гилфорда
«Тест на творческое мышление» до реализации программы
В проведенном тестировании до реализации программы по определению уровня креативности у 30 подростков по методике Дж. Гилфорда показатели тестирования: беглость (суммарное число ответов 1 ответ = 1 балл) составил 30 ответов, показатель оригинальность 6 ответов (число редких, уникальных ответов 1 оригинальный ответ+5 баллов), что в итоге составило 60 баллов.
Рис.3. Тест Дж. Гилфорда «Тест на творческое мышление»
после реализации программы
В проведенном тестировании после реализации программы по определению уровня креативности у 30 подростков по методике Дж. Гилфорда показатели тестирования: беглость (суммарное число ответов 1 ответ = 1 балл) составило 30 ответов, показатель оригинальность 14 ответов (число редких, уникальных ответов 1 оригинальный ответ+5 баллов), что в итоге составило 104 балла.
По результатам тестирования произошла положительная динамика процесса развития креативности средствами музейной педагогики, произошел рост показателей оригинальности – числа необычных ответов.
Использование методик измерения уровня креативности Э.П. Торренса и Дж. Гилфорда позволило проследить положительную динамику по ее развитию у подростков, что отразилось в повышении уровня креативности и в формировании оригинальных, редких и уникальных ответов в процессе решения задач.
По результатам проведенного исследования в части измерения уровня креативности по методикам Э.П. Торренса и Дж. Гилфорда программа показала свою эффективность.
Участие в программе мероприятий при посещении музея с применением средств музейной педагогики, целью которых является развитие творческих способностей подростков, приобретение и в дальнейшем применение новых знаний и способностей находить новые идеи доказало свою эффективность.
У подростков проявляется инициативность, разнообразие мнений, интерес, заинтересованность в музейной деятельности, где не только можно получить знания, но и принять участие в создании идей, предметов, что очень важно для решения творческих задач и развития креативности.
Музеи имеют ресурсы для создания и продвижения музейного продукта, собственную инфраструктуру, а также являются полноправными участниками культурных и творческих индустрий, способных развить креативность и творческий потенциал у подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Касторнов Ю.А. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 249 - 255. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8981 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*