'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 35

Просмотры  42 просмотров

Калинина Е.А.

  


МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ *

  


Аннотация:
в работе представлена методика организации познавательной деятельности учащихся при изучении дискуссионных вопросов истории   

Ключевые слова:
историко-культурный стандарт, трудные вопросы истории, учебная дискуссия   


УДК 372.893

Калинина Е.А.

учитель истории и обществознания

МБОУ г. Мурманска «СОШ №18»

(г. Мурманск, Россия)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ

 

Аннотация: в работе представлена методика организации познавательной деятельности учащихся при изучении дискуссионных вопросов истории.       

 

Ключевые слова: историко-культурный стандарт, трудные вопросы истории, учебная дискуссия.

 

Усилением влияния исторической науки на школьный предмет «История» явилась разработка в 2014 году историко-культурного стандарта как части Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [3, с. 15].

Внедрение в школьную образовательную практику историко-культурного стандарта и включение в контент курса российской истории так называемых «трудных» вопросов истории требует изменений в организации познавательной деятельности учащихся.

Существенным нововведением историко-культурного стандарта является перечень «трудных» вопросов истории. Это темы, которые касаются важнейших событий истории России и вызывают наибольшие дискуссии в обществе и объективные сложности в преподавании [1]. При этом в содержании школьных учебников рекомендуется придерживаться единой точки зрения на исторические события, не допуская противоречий и «взаимоисключающих трактовок»[2].

Перечень «трудных» вопросов включает тридцать одно наименование, в числе которых заявлен вопрос о роли Ивана IV в российской истории. Именно этот вопрос и методические особенности его изучения учащимися основной школы является объектом рассмотрения в рамках данной работы.

Эпоха правления Ивана IV, согласно историко-культурному стандарту, изучается в курсе «История России» в разделе II: Россия в XVI–XVII веках: от великого княжества к царству. Знакомство учащихся с данным периодом происходит на седьмом году их обучения.

Темы, касающиеся дискуссионных вопросов в исторической науке, создают возможность для овладения учениками тех знаний, представлений и умений, которые закреплены в примерной предметной программе по истории. Среди них, в частности, можно отметить работу с различными версиями и оценками: определять и аргументированно излагать свое отношение к такому противоречивому деятелю в российской истории, как Иван IV, и его политике [4].

Важность рассмотрения дискуссионных вопросов состоит и в том, что их обсуждение требует применения контекстных исторических знаний, что способствует более глубокому осмыслению событий и явлений прошлого.

При рассмотрении дискуссионных тем ученики учатся определять и объяснять причины и последствия событий и явлений периода правления Ивана Грозного, работать с историческими источниками и интерпретировать содержащуюся в них информацию, а также давать свою оценку этой эпохе и применять элементы источниковедческого анализа.

Таким образом, изучение эпохи правления Ивана IV сопровождается осмыслением «трудных» вопросов истории, рассмотрение которых дает возможность достигать следующих результатов школьного исторического образования: умение работать с различными версиями и оценками; умение определять и аргументированно излагать свое отношение к событиям и явлениям эпохи правления Ивана IV; формирование способности применять исторические знания, что позволяет более глубоко осмыслить изучаемую информацию; формировать умение работать с историческими источниками и интерпретировать содержащуюся в них информацию; определять и объяснять причины и последствия событий и явлений; давать свою оценку эпохи; умение применять элементы источниковедческого анализа.

При работе с «трудными» вопросами истории за основу можно взять

исследовательский подход [5, с. 22]. В этом случае ученикам можно предложить работу с историческими и историографическими источниками, в которых высказываются разные мнения на одно и то же событие. Такая работа поможет развить у учащихся умение анализировать информацию, интерпретировать и объяснять суть дискуссионных вопросов.

Например, на уроке по теме «Результаты и последствия опричнины» можно предложить следующие варианты работы.

Предоставить учащимся мнения историков по данному вопросу:

  • «Анализируя проблему централизации, следует еще раз подчеркнуть, что рудиментом удельной децентрализации в XVI в. были не церковь и не Новгород Великий, а система удельных княжеств в первую очередь. Ни царь, ни его опричная дума, по-видимому, никогда не выступали последовательными противниками удельной системы. Более того, Грозный создал опричнину по образу и подобию княжеского удела и, судя по духовному завещанию, намеревался возродить порядки, изжитые уже в конце XV в.»
    (Р. Г. Скрынников, советский и российский историк);
  • «…Новгород не случайно был избран царем для нанесения удара. Ведь там все дышало воспоминаниями о прежней независимости от Москвы. Да и в политическом строе здесь сохранялись некоторые особенности, уходившие корнями во времена феодальной раздробленности. Можно назвать традицию, согласно которой наместниками в Новгород назначали только людей с княжескими титулами, эти наместники имели право самостоятельных сношений с некоторыми иностранными государствами. Таким образом, получается, что опричнина способствовала централизации, была объективно направлена против пережитков удельного времени» (В. Б. Кобрин, советский историк, доктор исторических наук, профессор).

Анализ данных научных трактовок можно провести с использованием приема «ИНСЕРТ». Вопросы могут быть следующие:

  • Объясните суть каждой оценки (подчеркните одной чертой точку зрения каждого автора по вопросу о причинах введения опричнины).
  • Какие аргументы приводят авторы в защиту своей позиции? (подчеркните двумя чертами).
  • Определите объективность высказываний, обратив внимание на авторов.
  • С какой точкой зрения вы согласны и почему?

 Это задание направлено на сравнение мнений историков для выявления и анализа неоднозначных трактовок причин введения опричнины, а также для определения своего отношения к существующим мнениям.

Период правления Ивана IV Грозного вызывает много разных оценок в кругах историков, поэтому для работы с дискуссионными вопросами целесообразно использовать такой способ проблемного обучения как дискуссия.

Преимущества ее состоят в том, что она способствует развитию критического мышления, формированию культуры ведения споров, культуры общения; стимулирует самостоятельность мышления, интеллектуальную и творческую активность школьников, способствует выработке ценностного отношения к проблемам, помогает лучше понять содержание проблемы, учит рассуждать и выдвигать убедительные аргументы, отстаивать свою точку зрения [5, с. 18-23].

Подготовка к дискуссии играет важную роль в том, каким образом пройдет организованное занятие: будет ли оно эффективным или нет. В связи с этим заранее учащимся предлагается ознакомиться с необходимой для дискуссии информацией. Для этого следует выдать раздаточный материал, где приведены различные точки зрения и аргументы по изучаемым проблемам.

Особое внимание учащихся необходимо обратить на правила поведения при ведении дискуссии. Важно донести до учеников, что дискуссия – это не спор. Здесь важно найти истину в решении проблемного вопроса. Главным результатом такой работы является достижение взаимопонимания между оппонентами на обсуждаемый вопрос и приходу к окончательному результату.

Ниже приведен методический вариант организации факультативного занятия по вопросу о том, способствовала ли опричнина централизации Российского государства в XVI веке, с применением элементов дискуссии.

Данное занятие рассчитано на учащихся седьмых классов и нацелено в первую очередь на формирование аргументированной личной позиции школьников.

Для достижения цели используются следующие методы – интерактивный метод обучения, проблемный частично-поисковый метод.

В ходе занятия внимание обращается на следующие аспекты: выделение признаков централизации. Работа в группах: учащиеся с помощью данных им мнений исследователей определяют, какие методы опричнины способствовали централизации государства, а какие – децентрализации. После этого каждая группа приводит свои аргументы в пользу той или иной точки зрения. В завершении занятия подводятся итоги дискуссии.

Предполагается, что в конце урока учащиеся поймут, какая точка зрения по вопросу о том, была ли опричнина путем централизации страны, им ближе всего. Также предполагается, что учащиеся смогут аргументировать свое мнение; получат навыки участия в дискуссии.

Таким образом, при обсуждении дискуссионных вопросов по эпохе правления Ивана IV можно использовать высказывания различных историков по тем или иным спорным вопросам и на основании работы с ними посредством сравнительного анализа текстов развивать у учеников критическое мышление, умение анализировать информацию, формулировать свое отношение и защищать свою точку зрения. Также применение такого вида заданий помогает преподавателю развить творческие способности и самостоятельное мышление, формировать поисковые и исследовательские навыки у учащихся.

В достижении этих результатов важную роль играют учебные дискуссии как приемы частично-поискового метода проблемного обучения. Их роль заключается также в развитии критического мышления и культуры общения, ведения диалога.

 

Вариант факультативного занятия по теме:

«Опричнина как один из путей централизации или децентрализации Российского государства»

 

*Цель – создать условия для формирования аргументированной личной позиции школьников по вопросу о том, способствовала ли опричнина централизации Российского государства.

*Задачи урока (планируемые результаты обучения)

Образовательные задачи (предметные результаты)

В результате занятия ученики будут знать и понимать:

  • Признаки централизации.
  • Соответствие методов, с помощью которых Иван IV проводил политику опричнины, централизации государства.
  • Мнения ученых по вопросу о характере опричнины и ее результатах.

Развивающие задачи (предметные результаты)

В результате занятия ученик научится:

  • Сопоставлять признаки централизации с методами, с помощью которых проводилась опричнина.
  • Определять и аргументированно излагать свое мнение о том, способствовала ли опричнина централизации Российского государства.
  • Применять исторические знания.
  • Работать с историческими источниками и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
  • Применять элементы источниковедческого анализа.
  • Участвовать в дискуссии, соблюдая правила ведения спора.

Воспитательные задачи (личностные результаты)

  • Расширение кругозора школьников через знакомство с дискуссиями, которые возникают по спорным вопросам правления Ивана Грозного.
  • Осознание учениками неприятия насильственных методов управления государством на примере периода опричного террора.

Планируемые метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Извлекают информацию из разных источников.
  2. Формулируют и обосновывают выводы.
  3. Критически оценивают содержащиеся в тексте авторские позиции.
  4. Сопоставляют мнения и оценки, определяют и аргументируют личную позицию.

Коммуникативные:

  1. Излагают суждения, обмениваются мнениями, слушают друг друга.
  2. Согласовывают суждения с партнером.
  3. Сотрудничают с соучениками.
  4. Находят общее решение.
  5. Осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств.

Регулятивные:

  1. Определяют и формулируют цель изучения материала.
  2. Оценивают результаты своей деятельности.
  3. Соотносят свои действия с планируемыми результатами.

* Форма факультативного занятия – семинар-дискуссия.

*Структура (этапы):

1.Мотивационная беседа.

  1. Выделение признаков централизации.
  2. Работа в группах: определение, какие методы опричнины способствовали централизации государства, а какие – децентрализации.
  3. Защита группами своей точки зрения с помощью аргументов. Учащиеся определяют, какие методы способствовали централизации, а какие – децентрализации государства.
  4. Подведение итогов дискуссии.

*Оборудование (ресурсное оснащение) урока: компьютер (ноутбук), проектор, историографические материалы.

* Методы и формы обучения: проблемный частично-поисковый метод; формы обучения – индивидуальная, групповая.

* Основные понятия: централизация, децентрализация, дискуссия, опричнина, террор.

 

Таблица 1 – Вариант факультативного занятия по теме: «Опричнина как один из путей централизации или децентрализации Российского государства»

Этапы урока

Деятельность учителя и организация деятельности учащихся

Примечания

1.Организационный момент

Приветствие

 

2.Актуализация знаний.

.

ü Период правления Ивана Грозного можно разделить на два этапа – каких?

ü Какие события можно назвать «переломными» в жизни правителя? Что привело царя к изменению проводимой политики?

ü Что, по вашему мнению, оказало наибольшее влияние на правителя?

ü Можете ли вы назвать хронологические рамки каждого периода?

ü Что такое удельные княжества?

ü  Какими правами обладали бояре в начале правления Ивана IV?

ü  Членами какого органа они были?

ü  Какие функции выполняли?

ü Для чего царю нужна была сильная самодержавная власть?

ü Какое государство хотел построить Иван IV?

ü  С помощью чего царь проводил политику опричнины?

ü  С какими процессами она была тесно связана?

Правление Ивана IV можно разделить на период «хорошего» царя, когда проводились реформы, направленные на укрепление и централизацию государства, и «плохого» - вторая половина правления, когда Иван IV вводит опричнину.

Рубежом между этими периодами можно считать 1550-е годы.

События – смерть Анастасии Романовны, неудачи в Ливонской войне, болезнь Ивана Грозного после Казанского похода, разногласия с Избранной радой

Периоды – «переломный» период начался с 1550-х годов (1553 – болезнь, 1560 – смерть жены)

Бояре были членами Боярской думы – совещательного органа, с которым государь должен был советоваться, обсуждать важные вопросы жизни страны

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Опричнина – мероприятие, направленное на объединение страны или на ее раскол? Выскажите свое мнение

 

Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить на занятии?

 

В исторической науке есть некоторые вопросы, которые вызывают у историков споры, и сегодня мы попробуем вжиться в роль исследователей и понять ваше личное мнение по такому спорному вопросу истории России, как опричнина, а именно – как она повлияла на процесс централизации страны.

 

Наше занятие будет включать элементы дискуссии (спор). Прежде, чем начать, обратите внимание на правила поведения в дискуссии.

 

 

 

Правила поведения в дискуссии:

ü Критиковать идеи, а не людей

ü Цель – не победить, а прийти к наилучшему решению

ü Выслушивать суждение каждого, даже если не согласен с ним

ü Прежде, чем выступать, - определись со своей позицией

ü Спорь честно, не искажая мыслей и слов других

ü Доказательства – точный и бесспорный факт

ü Признание правоты оппонента, если доказана ошибочность моего мнения

ü Изменять точки зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

ü При выступлении использовать формулу ПОПС:

ü  Позиция (я считаю, что…)

Объяснение (потому что…)

Пример (например, …)

Следствие (следовательно…)

4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания

2. Выделение признаков централизации

 

Давайте для начала выясним (или вспомним), что такое централизация, и какие ее признаки мы можем выделить.

 

ü  Прочитайте несколько определений и выпишите из них признаки централизации.

•                  Централизация – это политическая система, которая основана на создании общегосударственного аппарата управления и ликвидации уделов (В. В. Пенской).

•                  Централизация – это такая система, при которой правовые нормы действуют для всей территории государства, а не только для его отдельных частей (А. А. Габов).

•                  Централизация – система государственного устройства, при которой центральная власть стремится руководить деятельностью местных властей, подчинить своему непосредственному воздействию все или многие стороны местной жизни (словарь Брокгауза и Ефрона).

 

Также для работы нам понадобится понятие децентрализация. Выпишите признаки из определения:

 

•   Децентрализация – система, при которой разграничиваются функции центральной власти и местных властей (А. А. Габов).

•   Децентрализация – предоставление местным органам самостоятельности в управлении местными делами.

•   Децентрализация – система, при которой нецентральные (выборные) органы имеют в отношении дел, рассматриваемых как местные, право принятия решений без подчинения в своих взаимоотношениях с центральной властью вышестоящему органу (Жан-Мари Бесе).

 

Итак, теперь к каждому из этих пунктов мы будем относить мероприятия Ивана IV во время опричнины.

 

2. Работа в группах с историографическими источниками: определение, какие методы опричнины способствовали централизации государства, а какие – децентрализации

 

Ученики делятся на 2 группы. Первая группа приводит аргументы в пользу того, что опричнина способствовала централизации государства. Вторая – в пользу того, что опричнина привела к децентрализации государства.

Для помощи в дискуссии каждой группе предоставляются мнения исследователей. Необходимо прочитать их высказывания и выделить в каждом из них следующее:

·   Какой точки зрения придерживается каждый автор?

·   Какие аргументы они приводят в пользу своей точки зрения?

 

Историографические материалы выдаются каждой группе отдельно.

 

3. Защита группами своей точки зрения

 

Каждая группа приводит один аргумент в пользу своей точки зрения. В ответ на это другая группа приводит контраргумент.

 

Вывод: какие методы способствовали централизации, а какие – децентрализации государства?

 

4.     Подведение итогов дискуссии

 

Вывод: какую точку зрения, на ваш взгляд, можно считать наиболее убедительной: опричнина привела к централизации или децентрализации государства? Объясните свой ответ

(Каких аргументов больше – в пользу первого мнения или второго?)

 

Централизация:

•         создание общегосударственного аппарата управления

•         ликвидация уделов

•         правовые нормы действуют для всей территории государства

•         центральная власть руководит деятельностью местных властей

 

Децентрализация:

•   функции центральной власти и местных властей разграничиваются

•   местные органы самостоятельны в управлении местными делами

•   выборные органы при решении местных вопросов не подчинены центральной власти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опричнина способствовала централизации:

 

Аргументы «за»:

•     Убийство последнего удельного князя – В. Старицкого

•     Иваном Грозным совершен поход на Новгород, так как здесь сохранялись черты феодальной раздробленности

•     Опричнина лишила бояр их собственности, поместная система предполагала большее подчинение

 

Опричнина способствовала децентрализации:

 

Аргументы «за»:

•   введя опричнину, царь разделил страну на 2 части, то есть уделы не были ликвидированы, и сама опричнина была создана по типу удела

•   армия так же была разделена, что не позволило дать отпор крымскому хану Девлет-Гирею

•   было создано 2 системы управления: опричные органы и земские

•   в стране не было единых правовых норм, царило беззаконие

•   Боярская Дума продолжала играть роль при решении государственных вопросов

9.Рефлексия (подведение итогов занятия)

·   Остались ли вы при своем мнении на период правления Ивана IV или ваши одноклассники смогли привести достаточно убедительные аргументы для того, чтобы вы изменили вашу точку зрения?

·   Какое мнение было в начале дискуссии?

·   Какое сейчас?

·   Что запомнилось больше всего?

·   За что вы могли бы себя похвалить?

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Башелханов, А. Ю. «Трудные вопросы истории России» в Историко-культурном стандарте – теоретический аспект [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/trudnye-voprosy- kulturnom-standarte-teoretichkiy-aspekt (дата обращения: 26.05.2022).
  2. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. URL: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html (дата обращения: 26.02.2022).
  3. Крючкова Е.А. Историко-культурный стандарт: методические аспекты внедрения в педагогическую практику // Преподавание истории в школе. 2018. № 4. С. 15–19.
  4. Примерная программа основного общего образования по истории [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/184/37184/14197 (дата обращения: 26.02.2022).
  5. Соколов А.Б. Трудные вопросы преподавания истории и обществознания: зарубежный опыт // Преподавание истории в школе. 2018. № 2. С. 16–25. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Калинина Е.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 236 - 248. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8980 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8980



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.