'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 34

Просмотры  63 просмотров

Жаббарова Б.Ш.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье будет представлена актуальность проблемы педагогически запущенных подростков в современной школе, комплекс диагностических методик, особенности личностных качеств учащихся с педагогической запущенностью, а также синтезирован и обобщен материал исследования, выявлена взаимозависимость уровня педагогической запущенности и особенностей поведения в подростковом возрасте   

Ключевые слова:
педагогическая запущенность, отклоняющееся поведение, агрессивность, акцентуации характера, метод арттерапии, библиотерапия   


УДК 174

Жаббарова Б.Ш.

магистрант кафедры психологии

Ошский государственный университет

(г. Ош, Кыргызстан)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

 

Аннотация: в данной статье будет представлена актуальность проблемы педагогически запущенных подростков в современной школе, комплекс диагностических методик, особенности личностных качеств учащихся с педагогической запущенностью, а также синтезирован и обобщен материал исследования, выявлена взаимозависимость уровня педагогической запущенности и особенностей поведения в подростковом возрасте.

 

Ключевые слова: педагогическая запущенность, отклоняющееся поведение, агрессивность, акцентуации характера, метод арттерапии, библиотерапия.

 

Тема педагогической запущенности приобретает в настоящее время все большую актуальность. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития.

Целью изучения поведения педагогически запущенных подростков нами проведены исследования в 2022-2023 годах на базах средней школы №5 г.Ош. В эксперименте приняли участие 200 учащихся 5, 6, 7, 8 классов на выявление педагогической запущенности.

В проведении исследования были использованы следующие методики: комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Р.В. Овчаровой [5]); методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению; фрейбурская анкета агрессивности; методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина» А.Е.Личко [2] для детей подросткового возраста; тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин [1]).

Коррекция отклоняющегося поведения должна осуществляться на основе общих принципов учебно-воспитательного процесса с учетом специфических особенностей педагогически запущенных. Одним из способов коррекции поведения педагогически запущенных подростков является метод арттерапии Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства – телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество [4].

По результатам обследования 87 подростков педагогически запущенные, что составило 43,5% от всех обследуемых испытуемых, у 113 (56,5%) не обнаружена педагогическая запущенность.

На основе анализа данных диагностического исследования были выделены уровни педагогической запущенности подростков. Высокий уровень имеют – 19 (22%) подростков – социально неприспособленны, имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний. Наблюдаются нарушения в учебно-познавательной активности ребенка и несформированность осознанности и целенаправленности обучения. Такие дети обладают низкой коммуникативной активностью и неудовлетворенной потребностью в общении, низким социальным статусом, отвержены окружающими и социально дезадаптированны [3]. Наблюдается неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития ребенка. Средний уровень – 34 (39%) подростков - отличаются неадекватной самооценкой и уровнем притязаний. Их отличает низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие подростки, как правило, из неблагополучных семей. Интересы направлены на внеучебную деятельность. Низкий уровень – 34 (39%) подростков – легко внушаемы, неустойчивы, неуверенны в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность.

В процессе анализа соотношения показателей были зафиксированы значимые корреляционные связи между уровнем педагогической запущенности и ее составляющими критериями. В связи с этим, можно сделать вывод, что чем выше уровень педагогической запущенности, тем выше уровень нарушения сформированности свойств субъекта самосознания, нарушения общения, нарушения учебно-познавательной деятельности, тревожности, неблагоприятной социально-педагогической ситуации развития подростка.

Результаты исследований показали необходимость коррекции качеств личности педагогически запущенных подростков. Нами разработана программа библиотерапевтических занятий, в которую входят занятия с подростками, родителями и педагогами. На этапе формирующего эксперимента поставлена цель скорректировать отклоняющееся поведение и адаптировать в обществе педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии.

Итак, полученные результаты после проведения занятий блоков коррекционно-развивающей работы подтверждают динамику изменений в поведении: снижение уровней педагогической запущенности, отклоняющегося поведения, степени агрессивности, были созданы благоприятные условия для нивелировки акцентуаций характера, что доказывает эффективность разработанной нами программы по коррекции отклоняющегося поведения подростков.

При коррекционной работе для каждого обучающегося в соответствие с его индивидуальными психоэмоциональными качествами создавались свои ситуации успеха для повышения познавательной активности ребенка. Для создания успешности использовались и групповые формы работы. Результатом коррекционной работы стало повышение познавательной активности детей, снятие раздражительности и агрессивности у 67 обучающихся, успешная адаптация в социуме, формирование учебно-познавательных мотивов, успешность в овладении знаниями по предметам, улучшение ситуации в семье.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Варга А.Я. Тест родительского отношения // Психологические тесты / ред. А.А. Карелин. – М., 2001. – Т.2. – С.144-152.
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.
  3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2000. – 427 с.
  4. Мертон Р.К. Фрагменты из воспоминаний // Социологические исследования. – 1992. – № 10. – С. 128-133.
  5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 352 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Жаббарова Б.Ш. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 232 - 235. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8979 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8979



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.