'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 32

Просмотры  93 просмотров

Доброданова Д.М., Назарова М.А.

  


ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ *

  


Аннотация:
в данной статье представлены особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты организации урока, которые носят индивидуальный характер и созданы для учеников с особыми образовательными потребностями   

Ключевые слова:
химия для детей с ОВЗ, особенности обучения   


УДК 37

Доброданова Д.М.

студент, кафедра биологии и химии,

Вологодский государственный университет

(Россия, г. Вологда)

 

Научный руководитель:

Назарова М.А.

канд. биол. наук, доц.,

Вологодский государственный университет

(Россия, г. Вологда)

 

ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Аннотация: в данной статье представлены особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты организации урока, которые носят индивидуальный характер и созданы для учеников с особыми образовательными потребностями.

 

Ключевые слова: химия для детей с ОВЗ, особенности обучения.

 

В настоящее время в образовательном процессе активно развивается инклюзивное образование, сущность которого заключается в совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [2].

Есть ряд терминов, более или менее привычных в повседневном языке. Следует отметить, что разные термины считаются адекватными и правильными в разных странах. Инвалидность определяется как «физическое или умственное нарушение, которое существенно ограничивает выполнение человеком одного или нескольких «основных видов жизнедеятельности». К ним относятся повседневные действия, такие как уход за собой, выполнение ручных задач, ходьба, различные врожденные и приобретенные дефекты разных типов и уровней, такие как нарушения слуха, зрения или речи, коммуникативная инвалидность, умственная отсталость, различные поражения головного мозга, которые проявляются в затруднении движений, повреждение мышц и нервов (церебральный паралич) или коммуникативные и социальные навыки преодоления инвалидности (аутизм). Дети и молодые люди с особыми образовательными или реабилитационными потребностями – это те, кому для достижения оптимальных способностей развития и других социальных и личных положительных характеристик личности необходимы специально адаптированные, индивидуализированные условия и процедуры».

Прежде чем  совершенствовать программы по химии по основной школе  для детей с ограниченными возможностями здоровья, следует выяснить, что собой представляет на данный момент обучение детей с ОВЗ.

На современном этапе развития образования наиболее остро стоит проблема поиска инновационных методов и форм обучения для развития у учащихся необходимых умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности [2].

Существуют различные группы детей с ограниченными возможностями здоровья, каждая из которых отличается специальными образовательными потребностями. В соответствии с этим, когда ученик с ОВЗ начинает изучать такую химию, необходимо применять индивидуальный подход при выборе форм, методов и технологий обучений для наибольшей продуктивности образовательного процесса [2].

Многие школьники, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются низким уровнем познавательной активности, недостаточно замотивированы на участие в процессе обучения, а также обладают пониженной работоспособностью. В соответствии с этим необходимым становится поиск активных форм, методов и технологий обучения, которые будут способствовать активизации познавательной деятельности.

Дети с ОВЗ должны изучать учебный материал в соответствии со специально разработанными рабочими программами.

Образовательная программа по химии, носящая индивидуальный характер, состоит из следующих компонентов:

1) упражнения, помогающие усвоить основные понятия, имеют сокращенный вид;

2) задания для самостоятельной работы содержат в себе развернутые инструкции;

3) вариативность письменных упражнений;

4) подробное объяснение упражнений и совместное выполнение, помощь педагога и неоднократное повторение инструкции;

5) наличие необходимых технических средств обучения;

6) частая смена деятельности ввиду сниженной концентрации внимания у детей с ОВЗ;

7) достаточное количество времени на выполнение упражнений;

8) наличие большого количества печатного материала для обеспечения принципа наглядности [1].

Рекомендации по обучению химии детей с ограниченными возможностями здоровья:

1) Печатный материал.

- Книги и учебные пособия должны быть удобны для учащегося с ОВЗ.

Для большей наглядности педагог может помечать в тексте наиболее важный учебный материал.

- Возможно применение специальных карточек для записи основных понятий.

- В печатных пособиях к тексту должен прилагаться иллюстративный материал.

- Перед изучением текстового материала необходимо ознакомить школьника с упражнениями, которые необходимо будет выполнить после окончания чтения.

- Эффективным считается разбивка текста на небольшие по объему части, каждая из которых содержит в себе основную мысль.

- Формулировка вопросов и упражнений должна быть четкая и понятная для ребенка, а сами задания отражать степень усвоения пройденного материала [2].

2) Учебная деятельность на уроках.

- Известно, что многим детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, сложно выполнять объемные письменные работы. В связи с этим, необходимо искать альтернативные способы выполнения подобных заданий,  например, школьник может не писать ответы, а проговаривать их устно педагогу или на диктофон.

- Предоставлять учащемуся выбор в заданиях, различных по содержанию и форме.

- Использование информационно-коммуникационных технологий.

- Организация учебной деятельности в парной и групповой форме для развития коммуникативных навыков у ребенка с ОВЗ.

- Наличие четкой инструкции для выполнения упражнений.

- Выполнение смены деятельности, а также чередование активной  деятельности с отдыхом.

- Возможность у ребенка с ограниченными возможностями здоровья выйти из класса при необходимости [2].

- Применение разнообразных наглядных средств обучения.

3) Формулировка заданий.

- Инструкция к выполнению упражнений должна быть представлена и в устном, и в письменном виде.

- Задание должно быть сформулировано кратко, но понятно для обучающегося с ОВЗ.

- Предложенные упражнения должны мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

- При формулировке заданий необходимо находиться рядом с учащимся [2].

4) Оценка.

- Следует отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

- Не следует ругать ребенка за несерьезные нарушения дисциплины.

- Необходимо давать возможность учащемуся с ОВЗ переписать свою работу для получения более высокой отметки [2].

В том случае, когда ученик с ограниченными возможностями испытывает неудобства при публичном ответе, следует предоставить ему возможность отвечать в малой группе, что позволяет ему раскрыться и учиться у своих одноклассников [1].

Плодотворно влияет на образовательный процесс парная форма работы, в которой один ученик способен показать пример второму. Однако ошибочно на постоянной основе помогать ребенку с ОВЗ, в некоторых ситуациях необходимо дать возможность самостоятельно принять решение, поощрить его за это, тем самым создавая ситуацию успеха.

Эффективным на уроках химии считается применение большого количества наглядного материала, как в печатном, так и в электронном виде, что будет способствовать повышению познавательной активности ребенка с ОВЗ [3].

Для наиболее глубокого усвоения пройденного материала необходимо каждый урок предлагать учащемуся с особыми потребностями задания на повторение [3].

Наиболее оптимальными для ребенка с ОВЗ считаются задания, которые необходимо выполнить по образцу. К таким упражнениям относятся заполнение схем, работа с рисунками и таблицами. Перед такими заданиями необходимо изучить необходимый учебный материал совместно с ребенком [3].

В урочной деятельности и в качестве задания на дом можно давать упражнения, которые развивают мелкую моторику ребенка. Например, лепка химических моделей из пластилина. Такая деятельность повысит интерес ребенка к изучаемому предмету [3].

Таким образом, если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут усваивать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Помимо этого, можно сделать следующий вывод: совершенствование программы по химии основной школы для детей с ОВЗ должно быть направлено на индивидуализацию.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кочергина, Н.И. Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование. 2021. №8. С. 102–
  2. Макарова, О.И. Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. 2022. №2. С. 62–65
  3. Староверова, М.С. Инклюзивное образова- ние: Настольная книга педагога, работающе- го с детьми с ОВЗ: методическое пособие / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2017. 317 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Доброданова Д.М., Назарова М.А. ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 221 - 227. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8977 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8977



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.