'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 31

Просмотры  42 просмотров

Доброданова Д.М., Назарова М.А.

  


В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ? *

  


Аннотация:
в данной статье представлены особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты организации урока, которые носят индивидуальный характер и созданы для учеников с особыми образовательными потребностями. В представленной статье даются рекомендации по организации урока для школьников с ограниченными возможностями здоровья, а именно: применение печатного материала, специфика учебной деятельности во время урока, особенности формулировки заданий и оценивание   

Ключевые слова:
инклюзивное образование, ОВЗ, организация урока, особые образовательные потребности, индивидуальная образовательная программа, особенности обучения   


УДК 37

Доброданова Д.М.

студент, кафедра биологии и химии,

Вологодский государственный университет

(Россия, г. Вологда)

 

Научный руководитель:

Назарова М.А.

канд. биол. наук, доц.,

Вологодский государственный университет

(Россия, г. Вологда)

 

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ?

 

Аннотация: в данной статье представлены особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты организации урока, которые носят индивидуальный характер и созданы для учеников с особыми образовательными потребностями. В представленной статье даются рекомендации по организации урока для школьников с ограниченными возможностями здоровья, а именно: применение печатного материала, специфика учебной деятельности во время урока, особенности формулировки заданий и оценивание.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, организация урока, особые образовательные потребности, индивидуальная образовательная программа, особенности обучения.

 

В настоящее время в образовательном процессе активно развивается инклюзивное образование, сущность которого заключается в совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На современном этапе развития образования наиболее остро стоит проблема поиска инновационных методов и форм обучения для развития у учащихся необходимых умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности [2].

Согласно схеме процесса мышления информация усваивается следующим образом: восприятие → осмысление → запоминание → за крепление → применение → обобщение → систематизация. В обязанности педагога входит анализ каждого этапа урока в соответствии с этой схемой.

В самом общем смысле методологическая схема имеет следующую структуру: теория → образцы применения → отработка практических умений в порядке постепенного усложнения. Данная схема предполагает усвоение предметной составляющей. Для этого необходима система дидактических заданий, т.е. заданий разных типов, которые будут использоваться для работы с содержанием параграфов учебника [4].

Рассматривая требования к организации урока, нужно помнить следующее [3]:

- насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями;

- усвоение предыдущей темы обучающимися;

- в основе урока лежит изложение нового материала, повторение пройденного или контроль знаний, умений и навыков (ЗУН);

- закрепление и отработка полученных ЗУН строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Рекомендации по обучению химии детей с ограниченными возможностями здоровья [1]:

1) Печатный материал

- Книги и учебные пособия должны быть удобны для учащегося с ОВЗ. Для большей наглядности педагог может помечать в тексте наиболее важный учебный материал.

- Возможно применение специальных карточек для записи основных понятий.

- В печатных пособиях к тексту должен прилагаться иллюстративный материал.

- Перед изучением текстового материала необходимо ознакомить школьника с упражнениями, которые необходимо будет выполнить после окончания чтения.

- Эффективным считается разбивка текста на небольшие по объему части, каждая из которых содержит в себе основную мысль.

- Формулировка вопросов и упражнений должна быть четкая и понятная для ребенка, а сами задания должны отражать степень усвоения пройденного материала.

2) Учебная деятельность на уроках

- Известно, что многим детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, сложно выполнять объемные письменные работы. В связи с этим, необходимо искать альтернативные способы выполнения подобных заданий, например, школьник может не писать ответы, а проговаривать их устно педагогу или на диктофон.

- Предоставлять учащемуся выбор в заданиях, различных по содержанию и форме.

- Использование информационно-коммуникационных технологий.

- Организация учебной деятельности в парной и групповой форме для развития коммуникативных навыков у ребенка с ОВЗ.

- Наличие четкой инструкции для выполнения упражнений.

- Выполнение смены деятельности, а также чередование активной деятельности с отдыхом.

- Возможность для ребенка с ОВЗ выйти из класса при необходимости.

- Применение разнообразных наглядных средств обучения.

3) Формулировка заданий

- Инструкция к выполнению упражнений должна быть представлена и в устном, и в письменном виде.

- Задание должно быть сформулировано кратко, но понятно для обучающегося с ОВЗ.

- Предложенные упражнения должны мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

- При формулировке заданий необходимо находиться рядом с учащимся.

4) Оценка

- Следует отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

- Не следует ругать ребенка за несерьезные нарушения дисциплины.

- Необходимо давать возможность учащемуся с ОВЗ переписать свою работу для получения более высокой отметки.

Таким образом, организовывая урок для детей с ОВЗ, следует помнить, что каждый ребенок по-своему уникален и требует к себе определенного отношения и условий для выражения знаний изученных на уроках.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кочергина, Н.И. Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.И. Кочергина, М.С. Солодова // Современное педагогическое образование. – 2021. – №8. – С. 102–
  2. Макарова, О.И. Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья / О.И. Макарова // Педагогическое образование в России. – 2022. – №2. – С. 62–65.
  3. Панасенкова М. М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования / авт. сост. М.М. Панасенкова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 46 с.
  4. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учеб. пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», – 110 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Доброданова Д.М., Назарова М.А. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ? // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 216 - 220. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8976 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8976



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.