'
Доброданова Д.М., Назарова М.А.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ? *
Аннотация:
в данной статье представлены особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты организации урока, которые носят индивидуальный характер и созданы для учеников с особыми образовательными потребностями. В представленной статье даются рекомендации по организации урока для школьников с ограниченными возможностями здоровья, а именно: применение печатного материала, специфика учебной деятельности во время урока, особенности формулировки заданий и оценивание
Ключевые слова:
инклюзивное образование, ОВЗ, организация урока, особые образовательные потребности, индивидуальная образовательная программа, особенности обучения
УДК 37
Доброданова Д.М.
студент, кафедра биологии и химии,
Вологодский государственный университет
(Россия, г. Вологда)
Научный руководитель:
Назарова М.А.
канд. биол. наук, доц.,
Вологодский государственный университет
(Россия, г. Вологда)
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ?
Аннотация: в данной статье представлены особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Описываются основные компоненты организации урока, которые носят индивидуальный характер и созданы для учеников с особыми образовательными потребностями. В представленной статье даются рекомендации по организации урока для школьников с ограниченными возможностями здоровья, а именно: применение печатного материала, специфика учебной деятельности во время урока, особенности формулировки заданий и оценивание.
Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, организация урока, особые образовательные потребности, индивидуальная образовательная программа, особенности обучения.
В настоящее время в образовательном процессе активно развивается инклюзивное образование, сущность которого заключается в совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На современном этапе развития образования наиболее остро стоит проблема поиска инновационных методов и форм обучения для развития у учащихся необходимых умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности [2].
Согласно схеме процесса мышления информация усваивается следующим образом: восприятие → осмысление → запоминание → за крепление → применение → обобщение → систематизация. В обязанности педагога входит анализ каждого этапа урока в соответствии с этой схемой.
В самом общем смысле методологическая схема имеет следующую структуру: теория → образцы применения → отработка практических умений в порядке постепенного усложнения. Данная схема предполагает усвоение предметной составляющей. Для этого необходима система дидактических заданий, т.е. заданий разных типов, которые будут использоваться для работы с содержанием параграфов учебника [4].
Рассматривая требования к организации урока, нужно помнить следующее [3]:
- насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями;
- усвоение предыдущей темы обучающимися;
- в основе урока лежит изложение нового материала, повторение пройденного или контроль знаний, умений и навыков (ЗУН);
- закрепление и отработка полученных ЗУН строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Рекомендации по обучению химии детей с ограниченными возможностями здоровья [1]:
1) Печатный материал
- Книги и учебные пособия должны быть удобны для учащегося с ОВЗ. Для большей наглядности педагог может помечать в тексте наиболее важный учебный материал.
- Возможно применение специальных карточек для записи основных понятий.
- В печатных пособиях к тексту должен прилагаться иллюстративный материал.
- Перед изучением текстового материала необходимо ознакомить школьника с упражнениями, которые необходимо будет выполнить после окончания чтения.
- Эффективным считается разбивка текста на небольшие по объему части, каждая из которых содержит в себе основную мысль.
- Формулировка вопросов и упражнений должна быть четкая и понятная для ребенка, а сами задания должны отражать степень усвоения пройденного материала.
2) Учебная деятельность на уроках
- Известно, что многим детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, сложно выполнять объемные письменные работы. В связи с этим, необходимо искать альтернативные способы выполнения подобных заданий, например, школьник может не писать ответы, а проговаривать их устно педагогу или на диктофон.
- Предоставлять учащемуся выбор в заданиях, различных по содержанию и форме.
- Использование информационно-коммуникационных технологий.
- Организация учебной деятельности в парной и групповой форме для развития коммуникативных навыков у ребенка с ОВЗ.
- Наличие четкой инструкции для выполнения упражнений.
- Выполнение смены деятельности, а также чередование активной деятельности с отдыхом.
- Возможность для ребенка с ОВЗ выйти из класса при необходимости.
- Применение разнообразных наглядных средств обучения.
3) Формулировка заданий
- Инструкция к выполнению упражнений должна быть представлена и в устном, и в письменном виде.
- Задание должно быть сформулировано кратко, но понятно для обучающегося с ОВЗ.
- Предложенные упражнения должны мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.
- При формулировке заданий необходимо находиться рядом с учащимся.
4) Оценка
- Следует отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
- Не следует ругать ребенка за несерьезные нарушения дисциплины.
- Необходимо давать возможность учащемуся с ОВЗ переписать свою работу для получения более высокой отметки.
Таким образом, организовывая урок для детей с ОВЗ, следует помнить, что каждый ребенок по-своему уникален и требует к себе определенного отношения и условий для выражения знаний изученных на уроках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Доброданова Д.М., Назарова М.А. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ? // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 216 - 220. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8976 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*