'
Букин Д.В.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ *
Аннотация:
статья посвящена вопросу формирования навыков проектной деятельности у учащихся 11 классов по информатике. Автор рассматривает понятия проектной деятельности, виды проектов и их особенности. На основе собственного опыта во время педагогической практики предлагает проекты, которые можно выполнить, используя прикладные программы, изучаемые в школе
Ключевые слова:
федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, проектная деятельность, виды проектов и их особенности, составляющие проекта, реализация проектов на уроках информатики в 11 классе
УДК 37
Букин Д.В.
студент 5 курса
физико-математического факультета
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева
(г. Саранск, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
11 КЛАССОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Аннотация: статья посвящена вопросу формирования навыков проектной деятельности у учащихся 11 классов по информатике. Автор рассматривает понятия проектной деятельности, виды проектов и их особенности. На основе собственного опыта во время педагогической практики предлагает проекты, которые можно выполнить, используя прикладные программы, изучаемые в школе.
Ключевые слова: федеральный государственный стандарт второго поколения, требования к результатам обучения, проектная деятельность, виды проектов и их особенности, составляющие проекта, реализация проектов на уроках информатики в 11 классе.
В Федеральных государственных стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования, а именно: личностным результатам – смотивированость к обучению, метапредметным результатам – сформированность умения учиться, предметным результаты – овладение системой научных знаний по учебным предметам [3].
Эти требования ведут к изменению деятельности педагога, так как традиционные формы работы, где ученик считался объектом обучения, уже не доказывают свою эффективность. Поэтому в современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективной является модель обучения, где ученик тоже становится субъектом обучения, а работа учителя теперь направлена на организацию и координирование учебной деятельности детей. Главная задача учителя создавать условия для такой учебной деятельности. Одной из моделей такого обучения является проектная деятельность.
У каждого, кому предлагают учиться проектной деятельности, резонно может возникнуть вопрос, зачем мне это нужно? Зачем учиться проектированию, если я хочу стать, например, артистом, художником, врачом, музыкантом, журналистом? Кратко сформулировать ответ на этот вопрос можно так: овладение способами проектной деятельности – жизненная необходимость для каждого современного человека, поскольку это позволяет ему развить такие способности, которые нужны в любом деле. Какие именно способности? Прежде всего – это интеллект, умение решать интеллектуальные задачи.
Изначально проект (от латинского projectus – брошенный вперед) понимался как образ будущего результата, представленный в форме рисунка, чертежа или уменьшенной копии (макета). Уже в древние времена, прежде чем строить какое-то уникальное сооружение: дворец, храм, театр, – архитекторы создавали его проект в виде рисунков, макетов. Конечно, образ будущего сооружения сначала рождался в голове архитектора, но чтобы его можно было представить на одобрение заказчику, нужно было сделать этот образ доступным для восприятия и другими [2].
Проект в широком понимании – это способ деятельности, в ходе которой создается и вводится в использование что-то, чего ранее не существовало (знание, изделие, услуга, зрелище, метод, и т.п.) или усовершенствуется что-то уже существующее [2].
Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят какие-то изменения. Содержание проекта и проектной деятельности существенно зависят от того, на изменения в каких областях он ориентирован.
Проекты, ориентированные на изменения в технической сфере путем создания и производства новых видов техники, образуют группу технических проектов.
Другие проекты имеют целями изменения в социальной сфере путем создания новых политический партий, новых общественных движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п. Это – социальные проекты.
Проекты, ориентированные на изменения в природной среде, например, обводнение засушливых районов земли, восстановление болот, сохранение каких-то видов животных, растений, очистку вод загрязненных озер, рек, морей, составляют группу экологических проектов.
Многочисленную группу составляют проекты, ориентированные на получение новых научных знаний, например, изучение генома человека, изучение космического пространства, изучение Арктики и Антарктики, изучение морских течений. Это – исследовательские, познавательные проекты.
Еще одну большую группу составляют деловые проекты. В их результате могут происходить изменения и в социальной сфере, и в технической, и в сфере экологии, но сами по себе эти изменения не являются целями деловых проектов. Их цель – получение прибыли от вложения средств.
Особую группу составляют проекты, разрабатываемые отдельными людьми или группами людей с целью саморазвития, устранения каких-то собственных слабостей, ограничений. Эти проекты называют гуманитарными.
Каждый особенный вид проектов опирается на разные знания, и при его создании используются специфические для данной области методы. Разработка технического проекта требует одних знаний и методов, а экологического или гуманитарного – других. Профессиональный врач, профессиональный экономист, и любой другой профессионал мыслит с помощью таких понятий, которых нет у непрофессионалов. Но логика мышления при разработке и реализации любых проектов общая. Владение ею позволяет человеку лучше организовать свое мышление и сделать его более продуктивным. Например, человек, знающий теорию игры в шахматы и умеющий ее применять, будет всегда принимать за доской более эффективные решения, чем те, кто ее не знает. И это относится не только к шахматам, а ко многим ситуациям, где нужно принимать решения.
Как и всякое сложное образование, проект состоит из компонентов (составляющих), качества которых и связи между которыми определяют качества самого проекта. Компонентами всякого проекта являются (см. рис. 1):
– проблема;
– цели (цель) проекта;
– план действий по достижению целей;
– механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией плана);
– ресурсное обеспечение проекта;
– действия, обеспечивающие реализацию проекта;
– результаты реализации проекта;
– субъект проекта (один человек или команда). Составляющие проекта разрабатываются, формируются и используются в ходе его выполнения [1].
Рисунок 1 Структура проекта
На уроках информатики проектная деятельность базируется на прикладных программах, языках программирования, с помощью которых ученик представляет итог выполнения проекта в форме конкретного разработанного продукта.
− Microsoft PowerPoint – с помощью этой программы, ученики могут подготовить выступление с использованием слайдов.
− Microsoft Excel – с помощью этой программы, ученики могут обработать большое количество информации представленной в табличном виде, произвести необходимые расчёты, построить диаграммы и графики.
− Microsoft Access – с помощью этой программы ученики могут создать базу данных, по ней строить запросы, отчеты, формы.
− HTML – язык гипертекстовой разметки – с помощью этого языка могут создать сайт.
− Microsoft Word – с помощью этой программы ученики могут подготовить доклад, статью, реферат, журнал, публикацию.
− Paint, Photoshop, CorelDRAW – с помощью этих программ ученики могут отредактировать графические материалы.
− Windows Movie Maker – с помощью этой программы ученики могут создать видеофильм или отредактировать уже полученный видеоматериал [4].
Проекты, которые можно реализовать на уроках информатики в 11 классе: web-сайты, буклеты, презентации.
Знания, полученные на уроке информатики, а именно, во время изучения прикладных программ, помогают учащимся активно включаться в проектную деятельность по другим предметам. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами
В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые проекты:
Практика показывает, что здания, добытые самостоятельно и с использованием высокой мотивации прочны и эффективны. Ученики, выполнившие работу от начала и до конца, видят, как полученные знания находят практическое применение.
Научить детей проектному мышлению важно, так как это поможет организовать их жизнь, сделает их успешными, а для этого нужно уметь определять цель, найти ресурсы, спланировать, осуществить и оценить то чего достиг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3
Ссылка для цитирования:
Букин Д.В. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 185 - 191. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8971 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*