'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 24

Просмотры  39 просмотров

Борботько В.Н., Козлова Н.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ГОТОВНОСТИ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье обосновывается актуальность проблемы формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала. Дано авторское определение понятия данной «готовности», определена его содержательная структура. Представлена модель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к саморазвитию в процессе художественно-творческой деятельности, определены критериальные характеристики компонентов готовности личности к развитию своего творческого потенциала   

Ключевые слова:
творческий потенциал, готовность личности к саморазвитию, педагогическое обеспечение формирования готовности личности к саморазвитию, учебно-познавательная деятельность   


УДК 37

Борботько В.Н.

Ессентукский филиал

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

 

Научный руководитель:

Козлова Н.А.

доцент, кандидат исторических наук

Ессентукский филиал

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ГОТОВНОСТИ

К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДСТВАМИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в статье обосновывается актуальность проблемы формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала. Дано авторское определение понятия данной «готовности», определена его содержательная структура. Представлена модель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к саморазвитию в процессе художественно-творческой деятельности, определены критериальные характеристики компонентов готовности личности к развитию своего творческого потенциала.

 

Ключевые слова: творческий потенциал, готовность личности к саморазвитию, педагогическое обеспечение формирования готовности личности к саморазвитию, учебно-познавательная деятельность.

 

В условиях преобразований, идущих в обществе, проблема воспитания творческой личности, способной действовать в изменчивой ситуации общественного развития, создающей инновационные компоненты в процессе своей деятельности, никогда не теряет своей актуальности. В связи с этим педагогически целесообразно определение концептуальных оснований одного из направлений решения проблемы воспитания творческой личности, а именно – перевод личности в субъектную позицию и формирование у нее готовности к развитию своего творческого потенциала. Важно, чтобы деятельность учителя основывалась на этом утверждении и создавала необходимые условия для процесса формирования готовности учеников к творческому саморазвитию.

Готовность в прямом смысле означает два значения. Первое это согласие сделать что-нибудь, во втором же, как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь.

Первоначальный обзор литературы по готовности единых результатов не дал, что свидетельствует о том, что целостного определения понятия готовности нет, потому что наличествует несколько течений его раскрытия.

Концентрируя проблематику готовности, которая рассматривается в различных аспектах, ставим задачу проанализировать литературу и прийти к логическому выводу, объясняющему, что для нас будет готовность к деятельности.

Наукой установлено, что развитие творческого потенциала возможно в рамках различных видов деятельности «учебной, общественной, трудовой, художественной и т.д.», но многими исследователями такими как, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская признается, что основной и ведущей для школьного периода является художественно-творческая деятельность, которая в большей степени, чем другие выступает не только средством развития, но и предоставляет возможности реализации творческого потенциала обучающихся.

По утверждению современных психологов Б.М. Мастеров, Т.А. Мерцалова, Р.С. Немов, Г.А. Цукерман, потребность в реализации своих сущностных сил актуальна для подросткового возраста, который знаменуется ростом самосознания, переходом от внешней детерминации деятельности к самодетерминации. В связи с этим особо важной для подростков становится помощь взрослых в определении направления и способов развития своего творческого потенциала.

 Современные школы, отражая запросы подростков, выходят на создание образовательных систем, ориентированных на самоопределение и самореализацию личности (В.И. Андреев, В.С. Библер, В.А. Караковский, Г.Л. Каспаржак, С.Ю. Курганов, А.Н. Тубельский и др.). С другой стороны, специальные исследования Л.В.Даниленко, Л.Н. Дроздиковой, Н.П. остро осознали в массовой практике необходимость конкретных технологий творческого саморазвития молодежи, средств и программ стимулирования процесса самоопределения в жизни молодых людей. Согласно Толсторцкому и нашим наблюдениям, реальный уровень готовности личности к творческому саморазвитию, похоже, не соответствует потребностям современного общества.

Таким образом, противоречие между потребностью общества в творческой личности, наличием множества разработанных программ по развитию творческого потенциала подростка и в то же время отсутствие субъектного подхода в решении данной проблемы обусловили необходимость разработки модели педагогического обеспечения формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе художественно творческой деятельности.

Необходимость формирования подготовки к развитию творческого потенциала личности в процессе художественно-творческой деятельности не выделяется как самостоятельная задача образования и воспитания. Предполагается, что развитие в этом направлении должно происходить "стихийно", по мере усвоения учащимися определенной суммы знаний, но, как показывает анализ автора, на практике это часто не так.

Интеграция психолого-педагогических знаний из школ за рубежом и в стране позволила нам выработать взгляд на исследуемую проблему и дать следующее определение исследуемому понятию

Готовность к развитию своего творческого потенциала мы рассматриваем как интегративное динамическое новообразование в структуре личности, обеспечивающее эффективное раскрытие еѐ творческих возможностей и реализацию еѐ сущностных сил и включающее в свою структуру мотивационный, ориентационный «когнитивный», операционально-действенный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты [2].

       Следует отметить, что теоретический анализ и практическая образовательная деятельность показали функциональные взаимосвязи всех вышеперечисленных компонентов, что предполагает комплексный подход к изучению и формированию данных компонентов подготовки личности к развитию творческих потенциалов, и что их структурное выделение было обусловлено исследовательскими и научно-методическими целями.

Когда речь заходит о структуре готовности к развитию творческого потенциала личности, одним из основных моментов, которые необходимо учитывать при размышлении над этим вопросом, является роль бессознательных процессов в структуре этого понятия.

Феномен установки как кардинальной формы проявления бессознательного обстоятельно изучен грузинской школой психологов, Д.Н. Узнадзе, А.Т. Бочаришвили, А. Шерозия. Принципиально важным для рассмотрения данной проблемы являются выводы, сделанные И. Е. Шварцем. Анализируя механизм взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики, автор ставит вопрос о важности учета данного феномена в воспитании и развитии личности, а также о необходимости разработки для этого специальных педагогических средств.

 По мнению А. И. Санниковой, современным этапом развития концепции, основанной на синергии осознаваемых и неосознаваемых сфер психики человека, является теория развития творческого потенциала личности в художественно-творческом процессе, центральным положением которой выступает утверждение о необходимости комплексного влияния на всю сферу психики и поведение человека с целью стимулирования его собственной активности для решения задачи саморазвития и реализации собственного творческого потенциала.

Модель педагогического обеспечения формирования у подростков готовности к творческому саморазвитию в процессе художественно-творческой деятельности мы определяем как систему не подавляющих личность приемов и методик, направленных на создание условий для оптимального и максимально естественного осуществления личностью творческого саморазвития, не приводящих к негативным последствиям «неуверенность, депрессия, негативное отношение к себе».

Формулируя цель педагогического обеспечения формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала, мы исходили из того, что педагогическое влияние взрослых на процесс формирования готовности подростков к творческому саморазвитию – это процесс фасилитации. В основе деятельности педагога, направленной на обеспечение процесса формирования у подростков готовности к творческому саморазвитию, лежит прежде всего признание уникальности, ценности и свободы ребенка. Задачу взрослых, взаимодействующих с подростком на этом этапе его существования, можно определить как двойственную систему. С одной стороны, взрослые не должны мешать естественному процессу развития ребенка, а с другой – предоставить ему как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку и помогая преодолевать трудности. Таким образом, цель педагогического обеспечения процесса формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала можно определить как помощь подростку в осознании и реализации его потребности в творческом саморазвитии через создание условий для естественного, оптимального и безопасного «без негативных, необратимых последствий» протекания этого процесса.

С целью получения объективной информации об эффективности экспериментальной работы на основе анализа современной психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого потенциала и готовности к деятельности нами были разработаны критериальные характеристики компонентов готовности личности к развитию творческого потенциала личности.

Так, мотивационный компонент характеризуется через интерес к проблеме и внутреннюю потребность личности в развитии своего творческого потенциала.

 Ориентационный компонент готовности личности к развитию своего творческого потенциала определяется через знания о феномене творчества и осознание себя субъектом творческой деятельности, знания об индивидуальных особенностях своей личности, знания о способах творческого саморазвития.

Операциональный компонент включает в себя умение общаться с окружающими людьми, а также активное участие в деятельности на творческом уровне.

Эмоционально-волевой компонент выражен через отношение к себе, отношение к другим, уровень тревожности личности.

 Оценочный компонент включает в себя умение осуществлять самопознание и саморазвитие через рефлексивный анализ своей деятельности, а также локус контроля личности.

История является чрезвычайно благоприятной почвой с точки зрения формирования подготовки к развитию творческого потенциала молодежи. Это связано с тем, что ее содержание проецируется на внутренний мир человека, его восприятие окружающего мира и представление о себе в этом мире.

Это проявляется в том, что «объектом истории является буквально все, что связано с обществом и человеческой жизнью» и что «содержание истории есть не что иное, как передача социального опыта, созданного человечеством, и, «разыгрывая» его в классе, мы получаем опыт самореализации в новых ситуациях»; историческое образование, в отличие от любого другого, включает знания о человеке, обществе, экономике, природе, культуре в целом, исторические субъекты могут ставить задачу формирования ценностно-смыслового отношения к эмоционально-нравственной сфере и содержанию личности, но их реализация требует наличия «личностного знания», «личностного смысла» и «личностной рефлексии», что в свою очередь обеспечивает методическое сопровождение формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала.

 Следует отметить, что одним из важных направлений исследований по формированию эмоционально-волевых элементов подготовки к творческому саморазвитию молодых людей стал учебный автоматический тренинг.

Эта образовательная работа была необходима, поскольку результаты диагностики и наши наблюдения на ранних этапах эксперимента показали, что у некоторых молодых людей были проблемы в области чувств и эмоций.

Как свидетельствует теория и практика многих исследований А.Г. Ковалев, А.С. Новоселова, А.И. Санникова., И.Е. Шварц, в ситуациях, когда у подростка существуют проблемы, связанные с эмоциональной сферой: повышенная тревожность при включении в деятельность, агрессия по отношению к окружающим, волевая нестабильность, прямое обращение к сознанию затруднено «психологическими барьерами» и поэтому недостаточно эффективно.

Новая проблема пробуждения активности подростков может быть решена вспомогательным способом – обращением к сфере бессознательного через педагогические суггестивные техники. Как показали экспериментальные исследования А.С. Новоселова, А.И. Санникова, И.Е. Шварц, взаимодействие убеждения и внушения дает больший педагогический эффект в работе с подростками с различными нарушениями в эмоциональной сфере.

 Для определения уровня готовности личности к развитию своего творческого потенциала нами в соответствии с критериями компонентов готовности личности к развитию своего творческого потенциала разработан комплекс диагностических методик «анкетирование, шкалирование, анализ работ учащихся, целенаправленное педагогическое наблюдение, стандартные тесты самооценки Домбо – Рубинштейна, Г. Айзенка, тест эмоций на основе опросника Басса-Дарки, тест Розенцвейга, тест «Исследования тревожности» Спилберга и Кондаша, тесты-опросники определения уровня субъективного контроля», который позволил наиболее полно раскрыть сущность исследуемого понятия и провести количественный и качественный анализ его проявлений в процессе художественно-творческой деятельности.

 Нами использовались различные виды анализа накопленных эмпирических данных: комплексный, основанный на вычленении и отслеживании компонентов, входящих в структуру готовности личности к развитию своего творческого потенциала; уровневый, основанный на выявлении уровня сформированности каждого структурного компонента готовности личности к развитию своего творческого потенциала; сравнительный, основанный на сопоставлении уровней готовности личности к развитию своего творческого потенциала в условиях традиционного и экспериментального обучения, и сопоставления начальных и конечных результатов в экспериментальном классе.

Сравнение результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах, показывает, что происходит изменение уровня готовности молодых людей к развитию своего творческого потенциала, но это изменение более выражено в экспериментальной группе, чем в контрольной

Наши исследования процесса формирования готовности подростков к развитию творческого потенциала в настоящее время характеризуются развитием педагогического сопровождения специальной подготовки студентов и переподготовки педагогических кадров и направлены на целенаправленную деятельность по формированию готовности студентов к творческому саморазвитию [1; 4; 5], а также разработкой решения проблемы развития воспитательного потенциала семьи [3] как социально-педагогической системы, включающей совокупность реальных и потенциальных возможностей самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Безукладников К.Э., Колесников А.К., Санникова А.И. Профессиональная компетенция как педагогическая проблема высшей школы. // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 6. – С. 53–62.
  2. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. – Магнитогорск, 2020 – 24 с.
  3. Коробкова В.В., Санникова А.И. Комплексное сопровождение детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации: теоретикометодологический аспект // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2018. – № 9 (29). – С. 42–48.
  4. Осколкова В.Р., Санникова А.И. Проблема подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной самореализации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: Педагогика и психология: научн. журнал. – 2019. – № 4 (3). – С. 35–40.
  5. Осколкова В.Р., Санникова А.И. Развитие готовности к профессиональной педагогической деятельности как условие формирования компетентности будущего учителя // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 12. – С. 10–14
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Борботько В.Н., Козлова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ГОТОВНОСТИ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 165 - 174. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8969 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8969



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.