'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 20

Просмотры  45 просмотров

Тихомирова В.А., Батаева В.И.

  


КУЛЬТУРА BELONGING КАК ЧАСТЬ ЦЕННОСТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОТРУДНИКАМ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА *

  


Аннотация:
в работе проведен теоретико-методологический анализ культуры Belonging как элемента ценностного предложения сотрудникам, дано определение, значение в деятельности организации, описаны особенности её формирования. Также рассмотрены передовые практики в области разработки культуры Belonging в российской и международной практике   

Ключевые слова:
Belonging, EVP, мотивация персонала, причастность   


УДК 331.1

Тихомирова В.А.
студент факультета Высшей школы экономики и бизнеса Базовой кафедры

Торгово-промышленной палаты РФ "Управление человеческими ресурсами"

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
(г. Москва, Россия)

Батаева В.И.
студент факультета Высшей школы экономики и бизнеса Базовой кафедры

Торгово-промышленной палаты РФ "Управление человеческими ресурсами"

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
(г. Москва, Россия)

КУЛЬТУРА BELONGING КАК ЧАСТЬ

ЦЕННОСТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОТРУДНИКАМ

В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

 

Аннотация: в работе проведен теоретико-методологический анализ культуры Belonging как элемента ценностного предложения сотрудникам, дано определение, значение в деятельности организации, описаны особенности её формирования. Также рассмотрены передовые практики в области разработки культуры Belonging в российской и международной практике.

 

Ключевые слова: Belonging, EVP, мотивация персонала, причастность.

 

В современном мире, в условиях роста общего благополучия населения планеты, у людей, чьи базовые потребности удовлетворены, на первое место в процессе поиска работы встает нечто большее, чем просто заработная плата. Хотя заработная плата стоит на первом месте в условиях, предъявляемых сотрудником работодателю, далеко не этот мотив служит определяющим при поиске работы. Ранее мы говорили о том, что заработная плата является требованием по умолчанию, а сотрудники, имеющие высокую квалификацию, понимают, что за их труд они в любом случае получат достойное вознаграждение, поэтому могут позволить выбирать работодателя по дополнительным элементам мотивации.

Но, так же как заработная плата не является единственным важным фактором для сотрудников в поиске работы, так же она не является определяющей в желании сотрудника остаться в организации. Внешнее ценностное предложение должно дать кандидату ответ на вопрос «Почему я хочу работать именно в этой организации», в то время как внутреннее отвечает на вопрос «Почему я хочу в этой организации остаться».

Обратимся к современному опыту зарубежных организаций в области внутреннего ценностного предложения.

В последние годы среды западных организаций стало более популярно понятие Belonging (от англ. «Причастность», «Принадлежность»). В исследовании Mercer приводится корреляция отдельных элементов ценностного предложения и их влияния на сотрудников, их мотивацию, удовлетворенность, эффективность и т.д. (Приложение 1). Из данного исследования мы видим, что именно Belonging стоял в первой тройке наиболее влиятельных факторов на все результаты, кроме эффективности – там на первом месте стояло карьерное развитие, наполненность работы смыслом, а также поддержка благополучия. Но, например, в удовлетворенности сотрудников Belonging стоял на первом месте, в мотивации– на третьем, в желании остаться и лояльности (понятие advocacy также включает в себя готовность сотрудников отставить интересы организации и рекомендовать ее своим друзьям и знакомым) – на втором.

Проведя исследование российских источников, выяснилось, что понятие Причастности среди российских организаций пока что является новым. Исключение могут составлять международные организации, которые распространяют свою культуру на все организации в странах, где они находятся.

Но в западном информационном пространстве понятие Причастности стало исследуемым 3-5 лет назад.

Хотя исследований данной темы всё еще немного, тем не менее, понятие Причастности приобрело большее значение.

Одним из самых подробный исследований на эту тему провела компания BetterUp, занимающаяся исследованиями и консалтингом в области управления человеческими ресурсами, среди клиентов которой являются такие организации, как Google, Workday, MARS и другие.[4]

В 2019-ом году, когда пандемия уже изменила рынок труда. BetterUp напоминает о том, что чувство причастности является одной из базовых потребностей человека, ссылаясь на теорию потребностей А. Маслоу (в пирамиде А. Маслоу причастность к группе и потребность в любви находится на средней ступени пирамиды потребностей) и дает следующее определение культуре Belonging: «Причастность – это опыт быть принятым людьми вокруг тебя».[4]

В статье организации Great Place to Work данный термин определяется следующим образом: «Belonging на рабочем месте – это ощущение сотрудником своей уникальности и ценности для свой компании и коллег. Это аккумуляция ежедневного опыта сотрудников, который позволяет им чувствовать себя в безопасности и привносить свою уникальность в работу. Это не просто ощущение сотрудниками того, что ценят их работу или роль, которую они играют в организации – понятие belonging идет гораздо глубже.» [5]

Далее автор статьи, Тони Бонд, Chief Diversity & Innovation Officer в Great Place to Work в США, говорит о том, что сотрудники, которых считают себя «своими» ощущают себя гораздо более причастными и скорее склонны оставаться в организации, сохраняя свою уникальность. Здесь Тони Бонд, называя сотрудников «своими» употребляет слово «insider». Данный термин является более широким, и включает в себя такие вещи, как осведомленность сотрудника о вещах, которые происходят внутри коллектива, а остальные его члены знают об этой осведомленности, когда к сотруднику обращаются за формальными и неформальными советами, его мнение уважают и считают полностью равноправной единицей коллектива.

Надо отметить, что в обоих данных исследованиях чувство причастности на работе сравнивается с причастностью к определенной этнической, расовой, гендерной принадлежности, внутри группы, в которой человек чувствует себя своим. Это также ставит вопрос о разнообразии (англ. diversity) и инклюзивности в организации – когда гендерное, расовое и этническое разнообразие кадров не позволяет ни одному члену коллектива чувствовать себя среди людей, которые принадлежат к одной группе, к которой не может принадлежать он сам. «Разнообразие – значит, быть приглашенным на вечеринку, инклюзивность – это когда тебя просят танцевать, а причастность – это танцевать так, как будто никто не смотрит, потому что это то, насколько свободно ты можешь быть самим собой» - говорит Тони Бонд. [5]

В настоящее время, после пандемии Covid-19, в «новой норме» огромное количество компаний по всему миру переходит на гибридный формат работы. Люди становятся все дальше друг от друга как физически, так и эмоционально. Данный процесс усугубил проблему низкого уровня причастности сотрудников вдобавок к тому, что понятие причастности на рабочем месте только в последние 5 лет появилось в стратегиях компаний в международном сообществе и только сейчас организации начинают работать в этом направлении, что не может нивелировать последствия лет пандемии. «Эпидемия одиночества» приобрела большой масштаб. Согласно статье в Harvard Business Review “Work and the loneliness Epidemic”, выпущенной до пандемии, в 2017-ом году, 40% американцев чувствуют себя одинокими. [4] Данная цифра может быть ещё выше после нескольких лет пандемии и в условиях текущих условий на работе в гибридном формате.

На что конкретно влияет культура Belonging? Согласно исследованию BetterUp, о котором говорилось в начале данной главы:

  1. Сотрудники, ощущающие сильное чувство причастности, показывают результаты выше на 56%;
  2. Развитая культура причастности снижает риск развитие текучести кадров на 50%;
  3. Сотрудники, ощущающие сильное чувство причастности, на 75% меньше склонны брать больничные;
  4. Сотрудники, ощущающие чувство причастности, на 167% чаще рекомендуют свою организацию, чем сотрудники. Не имеющие данного чувства;[3]

Говоря о финансовом результате, авторы исследования утверждают, что в случае, если все сотрудники в организации имеют сильное чувство причастности, то на каждые 10 000 сотрудников это будет равняться:

  1. Годовому приросту в 52 миллиона долларов в продуктивности;
  2. Сбережению в 10 миллионов долларов на издержках от текучести сотрудников;
  3. Уменьшению на 2 825 больничных дня в течение года, что эквивалентно 2,5 миллионам долларов в продуктивности в год. [3]

Итак, культура причастности является частью ценностного предложения сотрудникам. Очень немногие организации транслируют культуру Belonging в своём ценностном предложении сотрудникам. [2]

В основном, организации делают акцент на карьерном развитии, например слоган IKEA «IKEA развивается вместе с людьми», слоган Ernst&Young «Компания EY начинается с вас», Dell «Построй многообещающую карьеру», SAP «Ищете работу своей мечты? Найдите ее в SAP. Возьмите ваши самые лучшие идеи – и мы притворим их в жизнь», Google: «Создавать самую счастливую и самую продуктивную рабочую среду в мире».

Примеры российских компаний: Билайн: «Работай с нами, работай с удовольствием», МТС «Ты знаешь, что можешь», Яндекс «Создавайте с нами сервисы, которыми пользуются миллионы. Будет сложно. Будет интересно», Beluga group «Люди, создающие бренды». [2]

И очень маленькое количество организаций в своём ценностном предложении делает акцент на благополучии сотрудников, а также на культуре Belonging: «Мы CISCO, ты тоже можешь стать частью нашей команды. Будь собой вместе с нами». Компания транслирует следующую философию «Нам нравится, когда все здоровы и счастливы». Помимо конкурентной заработной платы, социального пакета и условий карьерного роста, организация имеет медицинский и фитнес-центр на территории компании, всестороннее страхование, доступ к врачам мирового класса, поддержка материнства и отцовства, также компания предлагает благотворительную программу “Time2Grive”. [2]

Из перечисленных выше примеров ценностного предложения мы видим, что большинство организаций в настоящее время в ядре своего ценностного предложения имеют сообщение о карьерном росте и профессиональном развитии. Тем не менее, организации не говорят о культуре Belonging и ставят в центр ценностного предложения сотрудникам обещание стать «своим», быть законной частью компании.

Таким образом, в последние пять лет на рынке управления персоналом в системе ценностного предложения сотрудникам появилось новое понятие “причастности” (с англ. «Belonging»). В опыте зарубежных исследований эта часть ценностного предложения сотрудникам приобрела более важное значение, так как ощущение сотрудниками того, что они принадлежат сообществу и являются его важной, неотъемлемой частью, напрямую влияет на результаты работы компании. Тем не менее, российских исследований в данной сфере не было проведено, а само понятие причастности вводится только на уровне отдельных международных организаций, распространяющих практики мотивации и вознаграждения персонала на все страны, в которых они работают. Тем не менее, данное понятие является новым – большинство организаций, как российских, так зарубежных в ядре своего ценностного предложения ставят возможности карьерного роста и профессионального развития, поэтому все мировое сообщество пока что стоит на ступени осознания такого важного фактора в ценностном предложении сотрудникам в системе мотивации, как Причастность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Привлекательность российской академической организации (вуза) на рынке труда и формирование лояльности её сотрудников: монография / С.А. Карташов, А.А. Литвинюк. – Москва: Первое экономическое издательство, 2022. – 162 с.
  2. Пуляева Валентина Николаевна РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ HR-БРЕНДА // ЭПП. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsennostnogo-predlozheniya-rabotodatelya-v-formirovanii-hr-brenda (дата обращения: 10.06.2023).
  3. BetterUp: “The value of belonging at work” – 2019. – URL: BetterUp_BelongingReport_121720.pdf (hubspotusercontent40.net)
  4. Harvard Business Review: “Work and the loneliness Epidemic” – 2017. – URL: Work and the Loneliness Epidemic (hbr.org)
  5. Great Place to Work: “Belonging in the Workplace: What Does It Mean and Why Does It Matter?” – 2022. – URL: Belonging in the Workplace: What Does It Mean and Why Does It Matter? | Great Place To Work®
  6. How to Evaluate the Effectiveness of Your Employee Value Proposition, Mercer – 2019, URL: https://www.mercer.us/our-thinking/career/preparing-for-the-future-of-work-evaluating-the-effectiveness-your-employee-value-proposition.html
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Тихомирова В.А., Батаева В.И. КУЛЬТУРА BELONGING КАК ЧАСТЬ ЦЕННОСТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОТРУДНИКАМ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 134 - 141. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8965 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8965



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.