'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 12

Просмотры  89 просмотров

Кулак О.Д.

  


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗАВОДОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается совершенствование бизнес процессов при проектировании и строительстве заводов пищевой промышленности   

Ключевые слова:
пищевая промышленность, бизнес-процессы, управленчество   


УДК 33

Кулак О.Д.

Российский биотехнологический университет

(г. Москва, Россия)

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗАВОДОВ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Аннотация: в статье рассматривается совершенствование бизнес процессов при проектировании и строительстве заводов пищевой промышленности.

 

Ключевые слова: пищевая промышленность, бизнес-процессы, управленчество.

 

 В условиях постоянной  рыночной конкуренции организации должны быть ориентированы на хорошее развитие на основе использования таких факторов, как стратегическое управление; эффективность бизнес-процессов; капитал, воплощенный в квалифицированном персонале; ориентация на потребителя и определение степени его удовлетворенности; организационные улучшения; вовлечение сотрудников в деятельность компании и др. Сегодня предприятия в полной мере используют свои материальные и нематериальные активы и они приобретают в большой степени решающее значение. Как известно, предприятия пищевой промышленности  являются  в основном предприятиями малого и среднего бизнеса. Они имеют характерную особенность и это выражается в высокой интенсивности использования всех видов ресурсов и постоянном стремлении к оптимизации их количества, обеспечению наиболее рациональных для данных условий пропорций. Бизнес среда быстро меняется, принимать обоснованные управленческие решения становится все труднее. В этой связи на первое место выходит система управления организацией. Одним из эффективных подходов к управлению организацией является процессный подход, который ориентирован на реализацию принципов сквозного управления производственными операциями, выполняемых взаимодействующими подразделениями предприятия. Процессный подход к управлению основывается на понятии «бизнес-процесс», который определяется как последовательность видов деятельности, нацеленных на достижение конечного, конкретного и измеримого результата. Бизнес-процесс служит осуществлению основных целей предприятия (бизнес-целей) и описывает центральную сферу его деятельности. Сложность применения концепции процессного подхода к управлению на практике обусловлена отсутствием единых подходов к идентификации бизнес-процессов промышленных организаций, а также недостаточным вниманием к вопросам оценки их эффективности. Особую актуальность процессный подход представляет для предприятий пищевой отрасли. Внедряя процессный подход к управлению организацией, в том числе и пищевой промышленности, необходимо учитывать специфику отрасли. Предприятия пищевой промышленности отличаются особенностями производственных процессов и выпускаемой продукции, результаты их деятельности зависят от многих объективных и субъективных факторов. Предлагаемые сегодня методы управления бизнес-процессами являются универсальными и не учитывают особенностей организаций и продукции, выпускаемой ими. Для достижения успеха в управлении бизнес-процессами промышленных организаций необходимы такие инструменты, которые направлены на оптимизацию экономического результата и достижение поставленных руководством целей. Проблемам и концепции процессного подхода к управлению организацией посвящены работы российских и зарубежных исследователей. Первоначально идея использования процессного подхода к описанию деятельности организации рассматривалась в теории административного управления А. Файоля. Дальнейшее распространение данный подход получил лишь в конце XX века, когда применяемый функциональный подход к организации производства и управлению предприятием перестал быть прогрессивным. Вопросы реинжиниринга бизнес-процессов рассматриваются в работах М. Хаммера, Д. Чампи, Ф.Ж. Гуяра, Дж. Н. Келли, М. Робсона, Ф. Уллаха, С. Ю. Щенникова, Ю. Ф.Тельнова, Л. Н. Оголевой, Е. В. Чернецова, В. М. Радиковского и др. Построению систем процессного подхода и его внедрению в управление предприятием, разработке методик процессного управления посвящены труды В. В. Репина, В. Г. Елиферова, А. С. Козлова, Г.Е. Герасимовой, В. С. Егорова,О. В. Буч, В. Ф. Лелякова, Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Куглера,М. Роземанна и др. Методологическая база и современные методы выполнения проектов по моделированию и анализу бизнес-процессов отражены в публикациях Г. Н. Калянова, Н. М. Абдикеева, Т. П. Данько, С. В. Идельменова, А. Д. Киселева, Э. Н. Гончарова, И. В. Кремлевой, С. И. Риб и др. Американские экономисты Р. Каплан и Д. Нортон разработали стратегические карты, позволяющие эффективно управлять бизнес-процессами на основе сбалансированной системы показателей (ССП): - выявлены особенности деятельности организации, влияющие на определение подходов к управлению бизнес-процессами (продажа продукции в строго ограниченном географическом районе; сезонность производства; размер предприятий; макроэкономические факторы (рост цен и тарифов, диктат крупных розничных сетей) и др.; - построена классификация потребителей по цели приобретения ими продукции (потребители группы А - покупатели продуктов, приобретающие их в розничных торговых предприятиях для своих личных, бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью; потребители группы Б - предприятия, включающие готовую продукцию в собственный бизнес-процесс); - сформирована матричная модель системы управления бизнес процессами организации, которая обеспечивает взаимодействие ключевых бизнес-процессов (исследование рынка; взаимоотношения с поставщиками и потребителями; производство; обеспечение качества продукции; распределение) с подсистемами предприятия (взаимодействие с рынком потребителя; воспринимаемая ценность продукта; обеспечение ресурсами; обслуживание; взаимодействие с рынком поставщиков) и видами потребителей; - предложен алгоритм комплексной оценки эффективности управления бизнес-процессами с использованием разработанной для предприятий пищевой промышленности системы сбалансированных показателей (ССП), включающий определение перечня показателей, коэффициентов их весомости, расчет «взвешенных показателей», вычисление комплексной оценки и анализ полученных результатов с целью принятия управленческих решений. В первой половине XX века доминирующими были линейные и функциональные системы управления предприятием, а затем их комбинации. Открывшиеся возможности для расширения ассортимента выпускаемой продукции вызвали усиление диверсификации производства. Главными проблемами и серьезными недостатками действующих систем управления было увеличение затрат на содержание административно-управленческого персонала и проблема гибкости организации. Эту проблему пытались решить, создавая различные варианты функциональных структур. Функциональный принцип управления предприятием получил наибольшее распространение в советские времена и продолжает использоваться на многих современных предприятиях. Суть функционального управления - контроль над исполнением сотрудниками их функций и исполнение работниками указаний руководства, но только в пределах одной функции. Структура управления предприятием представляется в виде системы распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, форм взаимодействия между администрацией предприятия и работающими в них людьми. Данная модель управления применяется фактически во всех промышленных организациях, оказывая влияние на конечные результаты деятельности. Основными проблемами организаций являются: замкнутость большинства структурных подразделений на первых руководителей, которым не под силу выполнять свои функциональные обязанности в таком объеме; наличие заместителей у первого лица с дублирующими функциями, правами, обязанностями и степенью ответственности; рассредоточенность и дублирование одних и тех же функций в разных структурных подразделениях; отсутствие четких связей между подразделениями; прозрачности отчетности о деятельности; отсутствие должного внимания к мотивации персонала, искаженное понимание роли маркетинга и др. Современная парадигма управления выдвигает на первый план процессно-ориентированное управление, предполагающее определение набора процессов, выполняемых в организации, и дальнейшую работу с ними. Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия. Любой основной бизнес-процесс связан с производством продукции или предоставлением услуг конечному потребителю, а, следовательно, и с работой всех или большинства функциональных подразделений предприятия, основная задача которых - выполнение бизнес-процессов, осуществляемых в ней. Таким образом, существующие системы управления организацией имеют ряд недостатков (замкнутость структурных подразделений на первых руководителей; рассредоточенность и дублирование одних и тех же функций в разных подразделениях; отсутствие четких связей между подразделениями и др.), устранение которых может быть достигнуто на основе формирования системы управления бизнес-процессами предприятия. Деятельность предприятий пищевой промышленности зависит от вида выпускаемой продукции, производственной мощности оборудования, от ограниченного числа ключевых покупателей (от двух до двадцати), продажи выпускаемой ими продукции в строго ограниченном географическом регионе. Также на многих предприятиях отсутствует формализованная стратегия развития. Постоянный рост цен на сырье, вспомогательные материалы, энергоносители и рост транспортных тарифов не позволяет осуществлять полноценное планирование объемов производства и затрат на выпуск продукции, ее реализацию. Тяжелые последствия для развития производственной деятельности, сбыта продукции имеет коррупция местных органов власти, которые выделяют для организации фирменных магазинов очень неудобные места, отдаленные от основных покупательских потоков. Крупные розничные торговые сети устанавливают диктат цен и ассортимента реализуемых товаров, требуя от производителей платы за присутствие их товаров на полках магазинов. Выявленные проблемы предприятий пищевой промышленности показывают, что сложившиеся на сегодняшний день подходы к управлению не вполне соответствуют целям и решаемым задачам, а также недостаточны для принятия эффективных управленческих решений. Эффективное руководство предприятием может достигаться через управление процессом в организации. Для реализации процессного подхода к управлению предприятием необходимо идентифицировать бизнес-процессы; разработать модель управления ими; описать процессы; назначить руководителя каждого процесса; установить цели и показатели (индикаторы) эффективности процесса; управлять процессами на основе целей и индикаторов. Управление результатами процесса переходит в управление самим процессом, т.е. процессный подход к управлению предприятием выстраивает процесс управления производством в единую логическую цепь. Таким образом, при построении системы управления бизнес-процессами предприятий пищевой промышленности необходимо учитывать отраслевые особенности: отсутствие формализованной стратегии и долгосрочного планирования; продажа продукции в строго ограниченном географическом районе;сезонность производства; размер предприятия (в основном это предприятия малого и среднего бизнеса); макроэкономические факторы (рост цен и тарифов, диктат крупных розничных торговых сетей) и другие, определяющие структуру бизнес-процессов и эффективность управления ими. Для построения системы управления на основе процессного подхода, то есть для формирования сети процессов, следует брать подразделения достаточно крупного масштаба, чтобы для них было целесообразным создание документированных систем отчетности, распределения ресурсов, управления и технологии. Отличительной особенностью современного подхода к разработке системы управления производством является необходимость определения целевого рынка, разработка для него рыночного предложения с целью позиционирования предприятия в сознании целевых потребителей. Основных потребителей предприятий пищевой промышленности по цели приобретения ими готовой продукции можно разделить на две группы: - группа А - покупатели продуктов, приобретающие их в розничных торговых предприятиях для своих личных, бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью; - группа Б - предприятия, включающие готовую продукцию в собственный бизнес-процесс. Потребители, приобретающие товары для включения в собственный бизнес-процесс, по механизму использования (реализации) готовой продукции делятся на следующие подгруппы: - подгруппа Б.1 - дистрибьюторы, дилеры, промышленные и торговые агенты, приобретающие товары у производителей и реализующие их через розничные торговые сети; - подгруппа Б.2 - промышленные предприятия или предприятия сферы услуг, которые используют продукцию с обязательными элементами переработки и придания товару новых потребительских; - подгруппа Б.З - заказчики продукции (предприятия-клиенты), имеющие свою сбытовую сеть и по заказу которых производственное предприятие выпускает необходимую им готовую продукцию. В экономической литературе сложилась классификация предприятий по различным критериям. Но, несмотря на обилие различных типов классификаций, в них отсутствует классификация предприятий по видам потребителей, для которых оно выпускает продукцию или чьи заказы оно выполняет. Указанное разнообразие потребителей продукции, необходимость в определении целевого рынка и разработке для него рыночного предложения, оказывают существенное влияние на идентификацию и моделирование бизнес-процессов. Таким образом, для построения эффективной системы управления бизнес-процессами организации необходима классификация потребителей в зависимости от назначения приобретаемой ими продукции. Предлагаемые ключевые бизнес-процессы - это приоритетные процессы текущей деятельности предприятия, результатом которых является производство выходов, востребованных внешним клиентом (заказчиком или потребителем). Затем могут быть выделены вспомогательные процессы, которые обеспечивают существование первичных (ключевых) процессов. Данная схема дает возможность не только описать объекты управления (ключевые бизнес-процессы),выделить параметры контроля за их эффективностью, но и составить описание регламентов бизнес-процессов управления относительно выделенных руководителей бизнес-процессов; создать контуры управления на каждом уровне ответственности и определить ресурсы, необходимые для выполнения каждого из процессов. Управление предприятием заключается в разработке целей его деятельности, доведении этих целей до исполнителей и контроле по их достижению. Система взаимосвязанных процессов образует замкнутый цикл управления предприятием. При этом выделяется два контура управления предприятием: первый контур - руководитель предприятия - руководитель бизнес-процесса; второй контур - руководитель бизнес-процесса - исполнители бизнес-процесса. Выделение этих контуров управления позволяет распределить ответственность менеджмента предприятия за функционирование бизнес-процессов и достижение конечных целей деятельности. Для того чтобы довести функции бизнес-процессов предприятия до конкретного исполнителя, предлагается использовать матричную модель системы управления бизнес-процессами. В матричной модели каждый из бизнес-процессов может быть прописан с максимальной глубиной. Идентифицированные процессы включают определенным образом трудовые, информационные, финансовые, временные, сырьевые и технологические ресурсы. Выходом является пищевой продукт или услуга по производству готовой продукции. Ключевые бизнес-процессы предприятий пищевой промышленности взаимодействуют со следующими подсистемами (интерфейсами): - подсистема, осуществляющая взаимодействие с рынком потребителей, т.е. с макросредой предприятия (рынком потребителей); - подсистема формирования ценности - понятие, являющееся основным в современном менеджменте, которое отражает утверждение, что потребитель, приобретая продукт или услугу по производству продукции, оплачивает не собственно продукт или услугу, а сумму необходимых ему потребительских качеств - ценность, присущую этому продукту; - подсистема обеспечения необходимыми ресурсами. Основными видами ресурсов, которые необходимы для функционирования предприятий промышленности, являются сырьевые и материальные; финансовые (средства, необходимые для функционирования бизнес-процессов и обеспечения социальной и финансовой удовлетворенности персонала и владельцев предприятия); трудовые (квалифицированный управленческий, основной и вспомогательный персонал); технологические (необходимое технологическое оборудование, нормативная и техническая документация); информационные (получение и сбор информации о потребностях потребителей и заказчиков); временные (точность выполнения договорных условий, соблюдение поставок сырьевых ресурсов); - подсистема обслуживания ресурсов, обеспечивающая бесперебойное снабжение и поддержание требуемых количеств и качества ресурсов, а также обеспечение соблюдения технологического процесса, качества готовой продукции установленным требованиям; обслуживания заказчиков; - подсистема взаимодействия с рынком поставщиков, т. е. с макросредой предприятия (рынком поставщиков). Матричная модель системы управления формируется как пересечение ключевых бизнес-процессов и подсистем предприятия, определяет задачи, необходимые для выполнения производственными подразделениями при взаимодействии как с потребителями группы А, так и со всеми подгруппами потребителей группы Б. Определенные таким образом задачи увязываются в единуюсистему. Формирование деятельности на уровне подразделений происходит путем наложения целей предприятия и объемов затрат для выпуска продукции на полученную матрицу, в рамках чего определяются приоритеты тех или иных направлений деятельности и результатов работы. Таким образом, система управления бизнес-процессами организации должна строиться в форме матричной модели, обеспечивающей взаимодействие между ключевыми бизнес-процессами (исследование рынка; взаимоотношения с заказчиками и потребителями; производство; обеспечение качества продукции; распределение), подсистемами предприятия (взаимодействие с рынком потребителей; воспринимаемая ценность продукта; обеспечение ресурсами; обслуживание; взаимодействие с рынком поставщиков) и видами потребителей. Эффективность системы управления бизнес-процессами предприятия пищевой промышленности оценивается с помощью системы сбалансированных показателей. При этом комплексный показатель эффективности управления бизнес-процессами позволяет оценить достижение поставленных целей по каждому ключевому бизнес-процессу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 2001 - 08 - 31. - М.: Госстандарт России: ИПК Издательство стандартов, 2001. -26 с.
  2. Абдикеев, H. М. Реинжинринг бизнес-процессов: учебник / Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, C.B. Ильдеменов, А. Д. Киселев. 2-е изд., испр. - М.: Эксмо, 2007. - 592 с. - (Полный курс МВА).
  3. Аладышкина, Н. Инвестируйте в качество, а не в проблемы! // Стандарты и качество. 2003. - № 12. - С. 78 - 82.
  4. Александров, О. А. Управленческий анализ издержек обращения розничных торговых организаций. // Экономический анализ: теория и практика. -2007. -№ 19.-С. 44-51.
  5. Алексеева, Е. В. Совершенствование организационной структуры системы управления качеством и безопасностью. // Пищевая промышленность. -2007. -№ 5.-С. 72-73.
  6. Аронов, И. 3. Современные методы менеджмента качества и фордизм. // Стандарты и качество. 2005. - № 12. - С. 74 - 78.
  7. Баринов, В. А. Реинжиниринг: сущность и методология. // Управление качеством. 2006. - № 8. - С. 48 - 55.
  8. Бекетов, Н. В., Извольская, Е. А., Бекетов, П. Н. Оценка планов технико-экономической эффективности развития производства. // Экономический анализ: теория и практика. 2008. - № 1. — С. 2 - 8.
  9. Болдырев, Д. В. Концепция анализа и оптимизации управленческой деятельности телекомпании. // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. - № 2. -С. 66-75.
  10. Боровков, П. С. Финансовая структура управление бизнесом через экономику.// Экономический анализ: теория и практика. — 2008. - № 1. — С. 46 — 51.
  11. Буч О. В. Методика процессного подхода к управлению организацией. -СПб.: СПбГУЭФ, 2005. 220 с.
  12. Буч О. В. Менеджмент процессов. М. : Креативная экономика, 2007.114 с.
  13. Винокуров, С. Г. Методологические основы систем оперативного менеджмента. // Кожевенно-обувная промышленность. 2006. - № 6. - С. 15—17.
  14. Волошин, Д. А. Внутренний аудит системы управленческого учета на предприятии. // Экономический анализ: теория и практика. 2007. - № 19. - С. 52 -57.
  15. Боткине, Д. Размышления о будущем качества. // Стандарты и качество. -2006. -№ 7.-С. 102- 106.
  16. Воронина, В. М., Федорищева, О. В., Мулов, А. В. Ретроспективный анализ и группировка факторов внутренней среды промышленного предприятия. // Пищевая промышленность. 2007. - № 8. - С. 48 - 50.
  17. Гусев, В. В., Ходурский, М. Л., Баранов, В. Д. Основные варианты создания корпораций в пищевой промышленности. // Пищевая промышленность. — 2006.- № 12.-С. 24-26.
  18. Денищенко, Г. Успешное развитие бизнеса на основе описания бизнес-процессов. // Контролллинг. 2004. - № 12. - С. 7 — 14.
  19. Евсеев, Н. Н. Системный подход к менеджменту пищевого предприятия // Пищевая промышленность. 2006. - № 10. - С. 56.
  20. Ильин, В. Роль бизнес-моделирования в построении эффективной
  21. Кобаяси, И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятии. М. : Стандарты и качество, 2006. - 248 с.
  22. Лосев, С. В. Управление отношениями с клиентами // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. - № 1. - С. 42 - 47.
  23. Овчинникова, Т. И., Пахомов, А. И., Булгакова, И. Н. Совершенствование организационной структуры пищевых предприятий на основе оценки деятельности персонала // Кадры предприятия. — 2005. № 8. — С. 23 — 29.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кулак О.Д. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗАВОДОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 81 - 93. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8957 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8957



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.