'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  60 просмотров

Ибряев В.Д., Егорова Е.Н.

  


НЕОСНОВАТЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ: ОТРАЖЕНИЕ НЕОБОСНОВАННЫХ РАСХОДОВ В УЧЕТЕ *

  


Аннотация:
на настоящий момент действующим законодательством РФ не предусмотрен унифицированный документ, который может подтвердить оправданность и экономическую обоснованность понесённых затрат. Расходы осуществляются с целью получения определённого экономического эффекта. Однако предприниматели сталкиваются с тем, что налоговые органы отказывают в экономической обоснованности расходов, поэтому руководители организаций должны знать, как поступать в таких ситуациях, как оперировать законом, если в нём не раскрыто понятие «экономическая оправданность и обоснованность» и защищать свои интересы   

Ключевые слова:
расходы, экономическая обоснованность, налоговый кодекс, гражданский кодекс, финансовый учёт, затраты организации   


УДК 657.6

Ибряев В.Д.

студент института менеджмента, экономики и предпринимательства

Оренбургский государственный университет

(г. Оренбург, Россия)

 

Научный руководитель:

Егорова Е.Н.

канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Оренбургский государственный университет

(г. Оренбург, Россия)

 

НЕОСНОВАТЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ: ОТРАЖЕНИЕ НЕОБОСНОВАННЫХ РАСХОДОВ В УЧЕТЕ

 

Аннотация: на настоящий момент действующим законодательством РФ не предусмотрен унифицированный документ, который может подтвердить оправданность и экономическую обоснованность понесённых затрат. Расходы осуществляются с целью получения определённого экономического эффекта. Однако предприниматели сталкиваются с тем, что налоговые органы отказывают в экономической обоснованности расходов, поэтому руководители организаций должны знать, как поступать в таких ситуациях, как оперировать законом, если в нём не раскрыто понятие «экономическая оправданность и обоснованность» и защищать свои интересы.

 

Ключевые слова: расходы, экономическая обоснованность, налоговый кодекс, гражданский кодекс, финансовый учёт, затраты организации.

 

Система экономической безопасности должна быть выстроена таким образом, чтобы затраты на обеспечение деятельности предприятия были экономически целесообразными, а стоимость затрат была оптимальной и не превышала тот уровень, при котором теряется экономический смысл их применения. Поступление того или иного имущества на предприятие должно быть документировано и иметь экономический смысл, в противном случае этот факт будет признан как неосновательное обогащение, а затраты по поступлению экономически необоснованными.

Согласно требованиям Гражданского кодекса РФ, а именно п. 1 ст. 1102 «Обязанность возвратить неосновательное обогащение», неосновательное обогащение возникает в том случае, если лицо приобрело или сберегло имущество без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой, а также если обогащение произошло за счет другого лица.

По общему правилу, неосновательное обогащение необходимо вернуть. Кроме этого, в соответствии с. п. 2 ст. 1102 ГК РФ обязанность возвратить неосновательно приобретенное имущество возникает независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом действий приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли [1].

Включение расходов предприятия в расчёт налогооблагаемых сумм должно производиться по принципу экономической обоснованности. При этом четкого понятия обоснованности расходов не содержит ни один законодательный акт. Критерий носит оценочный характер, что порождает целый ряд вопросов и спорных ситуаций в ходе налоговых проверок.

Информация о затратах компании, формируемая в управленческом учете, обычно доступна только ограниченному кругу лиц - сотрудникам организации, наделенных полномочиями по ее использованию, контролю, анализу и применению [2]. Однако, любые расходы предприятия должны быть экономически обоснованными. Особенно соблюдение этого принципа регламентировано в налоговом учете. Так, в соответствии со статьей 252 Налогового Кодекса РФ «Расходы. Группировка расходов» под расходами понимаются обоснованные затраты, которые должны быть обязательно подтверждены документально. А вот обоснованными считаются расходы в том случае, если они экономически оправданы, при этом, оценка их должна выражаться в денежной форме. На рисунке 1 представлены условия признания расходов в налоговом учете [3].

 

Рис. 1. Условия признания расходов в налоговом учете

 

Федеральная налоговая служба вправе не признать экономически обоснованными некоторые расходы, несмотря на отсутствие жестких запретов в законодательстве на включение в расчеты тех или иных видов затрат:

  1. Затраты, согласно законодательству, не имеющие отношения к экономической деятельности, которую осуществляет налогоплательщик.
  2. Затраты на оплату услуг консультантов, аудиторов, юристов, рекламных агентств без детализации выполненных работ и использования этих работ в хозяйственной деятельности.
  3. Материальные расходы, не предусмотренные производственной технологией или используемые сверх технологических нормативов.
  4. Товарно-материальные ценности (работы, услуги), приобретаемые по ценам выше средних рыночных, по аналогичным товарным позициям.
  5. Товарно-материальные ценности, используемые в производстве продукции, реализуемой в дальнейшем по ценам ниже стоимости ТМЦ. Аналогично — в отношении работ и услуг.
  6. Затраты, не связанные с получением доходов организацией или с намерением их получить.
  7. Расходы, понесенные вне рамок деятельности, направленной на получение дохода, не имеющие цели получения дохода (уменьшения убытка), завышенные, по сравнению с нормативными показателями, не признаются экономически оправданными [4].

Налоговые органы должны сами доказывать необоснованность расходов, которые им показались сомнительными, так как судебными органами в ходе практики выстроен такой подход, в котором даётся понять, что каждые расходы организации являются обоснованными, ссылаясь на то, что предприятия осуществляют свою деятельность на свой страх и риск, то есть только они могут оценивать необходимость и эффективность понесённых ими затрат.

Следует рассмотреть учёт расходов на примере организации, участвующей в благотворительной программе.

Организация участвует в благотворительной программе перечислением взносов в сумме 175000,00 рублей. С точки зрения налогового законодательства, такие затраты будут необоснованными, поскольку не ведут к получению дохода (ст. 270 НК РФ «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения»). Попытка включения их в расчет налогооблагаемой базы с целью ее уменьшения может привести к применению в отношении организации штрафных санкций.

В бухгалтерском учете благотворительные взносы отражаются на счёте 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дт 91/2 «Прочие расходы» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 175000,00 руб. — отражена сумма благотворительного взноса.

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — Кт 51,50 «Расчётные счёта», «Касса» — 175000, 00 руб. — перечислен благотворительный взнос.

Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»— 35000,00 руб. — отражено постоянное налоговое обязательство (175000,00*20%= 35000,00 руб.).

Если организация получила в результате своей деятельности убыток, это не может служить основанием для признания расходов экономически необоснованными. В статье 252 НК РФ «Расходы. Группировка расходов» отсутствует обоснование затрат по результату деятельности хозяйствующего субъекта. Аналогично и затраты, направленные на снижение убытков, являются обоснованными (см. письмо Минфина №03-03-04/4/69 от 27-10-05).

Определяющей является направленность на получение дохода, а не результат хозяйственной деятельности в период осуществления расходов.

Для предотвращения угроз экономической безопасности компании, связанных с необоснованность расходов целесообразно проверить, соответствуют ли затраты:

- технологии производства, характеру экономической деятельности по существу;

- нормативам, установленным внутренними документами организации или законодательством РФ (нормы списания горюче-смазочных материалов, командировочные расходы, расходы на производство продукции на основании внутренних расчетов экономической службы, и др.);

- критериям экономической целесообразности.

Важным этапом проверки является контроль оправдательных и иные документов, отражающих затраты, правильность оформления, наличие обязательных реквизитов.

Прежде чем подписать договор с контрагентом, специалист по экономической безопасности, должен рассчитать экономические последствия сделки. На основании полученных можно заключить, считать ли будущие затраты обоснованными либо нет. Так, если инспекция Федеральной налоговой службы отказывает в возмещении крупной суммы НДС, то привлечение консультанта-профессионала с оплатой услуг существенно ниже спорной суммы будет экономически обоснованным. В то же время проведение маркетинговых опросов потенциальных потребителей, если у фирмы нет проблем с реализацией продукции, обоснованным назвать нельзя, поскольку их экономическая выгода не поддается оценке.

Полностью избежать экономически необоснованных расходов, даже в части, ограниченной статьями НК РФ, на практике как правило, не удается. Поэтому в рамках локальных нормативных актов рекомендуется устанавливать внутренние лимиты расходов и контролировать их соблюдение. К таким расходам можно отнести: командировочные расходы и представительские расходы, проезд с учетом статуса и категорий работников; расходы на подарки к праздникам и юбилеям; расходы культурно-массовые мероприятия и другие. Чем более детально регламентированы процедуры и алгоритмы проверки, тем выше уровень предотвращения рисков и угроз экономической безопасности на предприятии.

Таким образом, чтобы избежать споров с налоговыми органами, предприятие в ходе своей деятельности должно документировать каждое поступление имущества, которое, в свою очередь, имеет экономический смысл. Каждые расходы должны иметь экономически целесообразными. Всё это можно обеспечить только при правильно выстроенной системе экономической безопасности.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
  2. Коське М.С., Воюцкая И.В., Мишучкова Ю.Г. Информация о затратах экономического субъекта в финансовом и управленческом учете // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57). С. 703-705.
  3. Коське М.С., Мишучкова Ю.Г. Особенности взаимодействия системы внутреннего контроля и аудита // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2012. № 1. С. 175-179.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ибряев В.Д., Егорова Е.Н. НЕОСНОВАТЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ: ОТРАЖЕНИЕ НЕОБОСНОВАННЫХ РАСХОДОВ В УЧЕТЕ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 62 - 68. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8954 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8954



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.