'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  75 просмотров

Домнина М.М.

  


ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ *

  


Аннотация:
в этой статье анализируется положение России и российских университетов на рынке образовательных услуг в ОАЭ. Среди них позиции традиционных лидеров рынка, таких как Соединенные Штаты и Великобритания, ослабли, что связано с выходом на мировой рынок новых участников. В статье анализируются основные пути выхода российских вузов на зарубежные рынки. Стратегия российских университетов, помимо участия в программах обмена и совместных образовательных программах, включает в себя создание зарубежных филиалов и создание совместных университетов за рубежом. Российские университеты редко используют возможности дистанционного обучения для привлечения иностранных студентов, другие стратегии, такие как повышение квалификации в сфере образования, вообще не используются за рубежом   

Ключевые слова:
мировой образовательный рынок, международные стратегии университетов, иностранные студенты, рынок образовательных услуг, российские университеты   


УДК 334.726

Домнина М.М.

магистр кафедры Маркетинга

РЭУ им. Г. В. Плеханова
(г. Москва, Россия)

 

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УСЛУГ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ

ДЛЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

 

Аннотация: в этой статье анализируется положение России и российских университетов на рынке образовательных услуг в ОАЭ. Среди них позиции традиционных лидеров рынка, таких как Соединенные Штаты и Великобритания, ослабли, что связано с выходом на мировой рынок новых участников. В статье анализируются основные пути выхода российских вузов на зарубежные рынки. Стратегия российских университетов, помимо участия в программах обмена и совместных образовательных программах, включает в себя создание зарубежных филиалов и создание совместных университетов за рубежом. Российские университеты редко используют возможности дистанционного обучения для привлечения иностранных студентов, другие стратегии, такие как повышение квалификации в сфере образования, вообще не используются за рубежом.

 

Ключевые слова: мировой образовательный рынок, международные стратегии университетов, иностранные студенты, рынок образовательных услуг, российские университеты.

 

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) были первой страной в регионе Персидского залива, которая начала массово инвестировать в расширение высшего образования и открытие рынка образования для иностранных поставщиков еще в 1990-х годах. При этом основное внимание уделялось англо-американской системе высшего образования и привлекались как администраторы и преподаватели университетов, так и специалисты из-за рубежа для ответственных министерств, образовательных и научных учреждений. По сей день это приводит к устойчивой и сильной зависимости от пути всей системы образования. Примером такой зависимости пути является сегодняшняя школьная система K-12, основанная на модели США (от детского сада до 12 класса/поступления в университет).

Наряду с расширением высшего образования ОАЭ проводят ярко выраженную стратегию интернационализации в секторе высшего образования, что находит выражение в создании многочисленных мест всемирно известных университетов в ОАЭ, таких как Нью-Йоркский университет или Университет Сорбонны. ОАЭ стали всемирно важным местом для транснационального высшего образования благодаря размещению международных центров высшего образования и многочисленных новых местных высших учебных заведений, при этом нормативно-правовая база для студенческой мобильности, открытость для транснациональных проектов высшего образования и процедуры признания иностранных степеней особенно важны. благоприятные факторы для транснационального высшего образования могут быть устранены. [1]

Подавляющее большинство университетов (государственно-федеральных университетов всего три) в ОАЭ являются частными и коммерческими учебными заведениями, причем 70% из них расположены в двух эмиратах Дубай и Абу-Даби, в основном в зонах свободной торговли. Эти зоны свободной торговли не только предлагают налоговые льготы для университетов, но и упрощают процедуры лицензирования для филиалов иностранного университета с аккредитацией в стране происхождения, что обычно является обязательным условием для открытия филиала в зонах свободной торговли. Кроме того, в качестве критерия качества для размещения зарубежных университетов предполагается, что институциональные правила, условия преподавания и обучения, а также использование ресурсов сопоставимы с условиями в родной стране. Количество лицензированных высших учебных заведений, перечисленных Комиссией по академической аккредитации (CAA), составляет 78 учебных заведений. Кроме того, перечислены около 987 аккредитованных учебных программ, включая дипломные программы, а это означает, что в ОАЭ теперь есть широкий спектр предметов и курсов, а также большое количество университетов.

В дополнение к многочисленным курсам с высшим образованием предлагаются 455 курсов бакалавриата, 317 курсов магистратуры и 51 программа докторантуры. Последняя цифра заслуживает особого внимания, так как только в мае 2015 года общественность чествовала первого эмиратского выпускника докторантуры, и с тех пор количество программ докторантуры быстро росло [2]. CAA в основном отвечает за лицензирование и контроль качества университетов и является частью Министерства образования. Есть исключения в зонах свободной торговли, таких как Дубайский международный академический город (DIAC) или Дубайская деревня знаний, которые могут иметь отдельные правила. В Дубае Управление по знаниям и человеческому развитию (KHDA) и Совет по образованию Абу-Даби (ADEC) в Абу-Даби также несут ответственность за лицензирование и обеспечение качества частных университетов. В принципе, CAA выдает первоначальную институциональную лицензию на срок до семи лет, после чего ее необходимо продлевать каждые три с половиной или семь лет. Негосударственные университеты также должны иметь индивидуальную аккредитацию своих учебных программ. Однако в целом, за некоторыми исключениями, уровень в университетах все еще довольно смешанный, сравнимый с общественными колледжами в США. Аналогичная ситуация и с абитуриентами, которым часто не хватает знаний по предметам английский, арабский язык, математика или информатика (в опросах PISA 2019 года ОАЭ заняли 41 место по математике, 43 место по естественным наукам) [3]. Однако окончание британской или американской средней школы позволяет сразу поступить в университет. Персонал университета прибывает в основном из-за рубежа, в частности из Великобритании, США, а также Южной Азии, Европы и других арабских стран.

При сравнении университетов можно выделить как минимум следующие пять категорий: [1, 3, 4]

  1. Федеральные университеты, финансируемые MoHESR, такие как Университет Объединенных Арабских Эмиратов (основан в 1976 г.) и Университет Зайда (основан в 1998 г.);
  2. Университеты, финансируемые государственными субъектами без иностранных университетов-партнеров, таких как Университет Шарджи (основан в 1997 г.), Американский университет Шарджи (основан в 1997 г., с аккредитацией США), Университет Абу-Даби (основан в 2003 г.) и, что не менее важно, Дубайская школа. правительства (основано в 2005 г., среди прочего сотрудничает со Школой государственного управления Кеннеди, Гарвард);
  3. Негосударственные университеты, спонсируемые государством, такие как Дубайский университет (основан в 2004 г.) и Британский университет в Дубае (основан в 2004 г.).
  4. Иностранные университеты с широкой автономией преподавания, финансируемые государственными субъектами, такие как Нью-Йоркский университет Абу-Даби (основан в 2010 г., финансируется государственным фондом Mubadala) и Сорбонна Абу-Даби (основан в 2006 г., также финансируется Mubadala);
  5. Негосударственные коммерческие университеты, спонсируемые из-за рубежа, такие как Университет Вуллонгонга в Дубае (основан в 1993 г.), Университет Миддлсекса в Дубае (основан в 2005 г.), Американский университет в Дубае (основан в 1995 г.).

Плата за обучение не распространяется на эмиратских студентов в государственных университетах или возмещается. Большинство университетов в ОАЭ указывают сумму от 10 тыс. до 15 тыс. евро в год (программы бакалавриата), при этом размер платы часто может быть уменьшен за счет стипендий, основанных на заслугах. Магистерские программы стоят от 20 тыс. до 50 тыс. евро. В 2018 году Министерство образования потратило в общей сложности 51,4 трлн дирхамов дирхамов (около 11,8 трлн евро) на образование, из которых на сектор высшего образования приходится наибольшая доля от общего бюджета — 20%, около 10 трлн дирхамов. дирхамов (около 2,3 трлн евро).

На фоне очень разнообразного международного университетского ландшафта ОАЭ, особенно Дубай, также являются очень привлекательным местом для иностранных студентов. Особенно для студентов из других арабских стран с высоким уровнем безработицы среди молодежи и большим количеством выпускников школ и университетов (например, Египет, Иордания, Оман). ОАЭ также являются привлекательным местом для обучения студентов из Индии, в основном из-за большого количества гастарбайтеров (прибывающих), работающих в стране. Для эмиратских студентов, ищущих возможность обучения за границей (выезд), Великобритания (1-е место) и США (2-е место) являются наиболее распространенными странами назначения, за которыми следуют Индия, Австралия и Малайзия. Германия занимает шестое место.  

Идея создания конкурентоспособного на международном уровне общества знаний получила дальнейшее развитие в 2012 году и была интегрирована в стратегию «Видение ОАЭ до 2021 года». В своем стратегическом документе ОАЭ постулируют инновации, исследования и разработки в качестве основных целей развития для диверсификации экономики и планируют инвестировать в эти области 1,5 % ВВП к 2024 году (2012 год: 0,5 %) [5]. В 2017 г. были объявлены первые краеугольные камни Национальной стратегии высшего образования до 2030 г., которые направлены, в частности, на повышение качества развития (разработка Национальной рамки качества и более прозрачного мониторинга на основе показателей), а также более высокий охват школьным образованием, повышение число выпускников с докторской степенью и совершенствование методов преподавания и обучения для личного развития. 

Несмотря на растущее число выпускников докторских диссертаций и растущее число университетов, соответствующих международным стандартам, последовательная политика исследований и разработок, охватывающая все эмираты, все еще находится в зачаточном состоянии. Хотя в 2008 году был основан Национальный исследовательский фонд, а также надрегиональный Арабский фонд науки и технологий (ASTF), базирующийся в эмирате Шарджа, который действует как международная неправительственная организация с 2000 года, значительный исследовательский потенциал в основном предоставляется через финансирующие органы финансируются ведущими элитами (и при этом не за счет федерального бюджета). Здесь, среди прочего, следует упомянуть будущую инициативу MASDAR, которая финансируется на 16 миллиардов евро через инвестиционную компанию Mubadala. долларов США и чей Институт науки и технологий (Институт Масдара) занимается исследованием будущих тем, таких как альтернативные источники энергии, вопросы устойчивого развития и науки об окружающей среде. Этот институт был объединен с Университетом Халифа в недавно основанном кампусе Масдар-Сити в Абу-Даби в 2017 году и сотрудничает с Массачусетским технологическим институтом. [2]

Другими важными научно-исследовательскими учреждениями являются: Эмиратский институт передовой науки и технологий (EIAST), активно работающий в области спутниковых технологий, Нефтяной институт (PI) в области нефтехимии и Эмиратский центр стратегических исследований и исследований. Этот институт объединился с Университетом Халифа в недавно основанном кампусе Масдар-Сити в Абу-Даби в 2017 году и сотрудничает с Массачусетским технологическим институтом. Другими важными научно-исследовательскими учреждениями являются: Эмиратский институт передовой науки и технологий (EIAST), активно работающий в области спутниковых технологий, Нефтяной институт (PI) в области нефтехимии и Эмиратский центр стратегических исследований и исследований. Этот институт объединился с Университетом Халифа в недавно основанном кампусе Масдар-Сити в Абу-Даби в 2017 году и сотрудничает с Массачусетским технологическим институтом. Другими важными научно-исследовательскими учреждениями являются: Эмиратский институт передовой науки и технологий (EIAST), активно работающий в области спутниковых технологий, Нефтяной институт (PI) в области нефтехимии и Эмиратский центр стратегических исследований и исследований.

По сути, сектор высшего образования в ОАЭ характеризуется большим динамизмом и быстрыми изменениями, на ход которых, в частности, влияют глобальные экономические изменения, такие как цена на нефть. Кроме того, официальные данные и источники (например, количество студентов, 2017 г.: 191 794) частично неполны или имеют низкое качество, поэтому точный анализ сектора высшего образования возможен лишь в ограниченной степени.

Согласно отчету о конкурентоспособности, в России наблюдается положительная тенденция в развитии высшего образования. Что касается эффективности высшего образования, то Россия с 2021 по 2022 год занимала 39-е место в рейтинге, в то время как это было в 2014-2015 годах [6]. Россия занимает 51-е место. Но если вы заметите, что баллы, полученные в 2021-2022 годах (5 из 5 возможных), необходимо сделать многое для повышения конкурентоспособности и эффективности системы высшего образования в России. По качеству системы образования Россия занимает 84-е место. Для сравнения, оценка составляет 3,5 балла (из 7 возможных): средний показатель составляет 3,7 балла.

Позитивные изменения в России заметны и в международных рейтингах университетов. 7 российских университетов входят в топ-500 рейтинга QS World University Rankings за 2015 год, 9 университетов входят в топ-500 рейтинга с 2021 по 2022 год (всего в рейтинге 21 российский университет). В топ-200 входит только один университет-Московский университет, в топ-100 Российский университет пока не попал. Традиционно Российский университет лидирует по количеству студентов: по этому показателю 12 российских университетов заняли самые высокие места в 2021-2022 годах. По интернационализации Роден был объявлен на сто месте (87). Слабым местом российских университетов является индекс цитируемости. Статус российских университетов будет подтвержден рейтингом Times Higher Education World University Rankings. Только 2 университета вошли в топ-400 рейтинга в 2014-2015 годах, 5 университетов вошли в топ-400 рейтинга в 2021-2022 годах [6].

Однако одной из важнейших проблем является активная работа по привлечению иностранных студентов, которая может привести к потере конкурентоспособности и ослаблению позиций на российском рынке образования. Появились новые региональные лидеры: например, доля Южной Кореи в числе иностранных студентов выросла с 0,2% в 2010 году до 1,3% в 2022 году. Закрепляется и статус Объединенных Арабских Эмиратов, Китая, Сингапура, Бразилии, Южной Африки и других стран.

Постепенно открываются российские университеты, для них разрабатываются новые стратегии на зарубежных рынках. Одной из самых перспективных, но в то же время дорогостоящих и опасных форм образовательных услуг на мировом рынке является открытие филиалов зарубежных университетов для поступления в вузы.

ОАЭ является отправной точкой для выхода многих университетов на региональный образовательный рынок. ОАЭ хочет стать международным образовательным центром и создать благоприятные условия для развития высшего образования. Санкт-Петербургский государственный экономический университет имеет филиал в Дубае, который предлагает три самых популярных курса в регионе: степень бакалавра в области менеджмента, степень бакалавра в области туризма и гостиничного менеджмента и степень бакалавра в области логистики.

Кампус дубайского университета является крупнейшим частным университетом Синергии в России. В ОАЭ доступны программы бакалавриата («глобальные финансы», «управление гостиничным бизнесом и кейтерингом»), магистерских программ («управление гостиничным бизнесом и кейтерингом», «глобальная экономика и управление частной торговлей», «управление частной торговлей») и MBA, а также языковые курсы на арабском, русском, английском, китайском и японском языках.

Советник Министра образования ОАЭ подчеркнул, что взаимоотношения Арабских Эмиратов с Россией являются стратегически важными и абсолютно необходимыми, а образование играет в этом одну из ключевых ролей.

Франчайзинг - эффективная стратегия выхода на зарубежные рынки. Франшизу также можно рассматривать как соглашение, позволяющее получать зарплату (роялти) за услуги в других университетах под вашим брендом, что является привилегией образования, распространенной в западных университетах, но в России она не распространяется должным образом. он был принят, хотя и проверен временем.

Таким образом, хотя российские университеты постепенно начинают осваивать новые пути выхода на мировой образовательный рынок, этот потенциал еще не реализован в полной мере. Создание филиалов и совместных офисов в зарубежных странах в настоящее время является экспериментальным методом, и ведущие производители на рынке образования широко используют эту стратегию. Стратегию выхода на зарубежные рынки необходимо усилить для обеспечения качественного и всестороннего дистанционного образования. Также необходимо стабилизировать конкурентную ситуацию и разработать программы обучения на английском языке.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Капашина Е.А. Конкурентный потенциал и конкуренция на рынке образовательных услуг. В сборнике: Горизонты науки. Сборник научных трудов VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Смоленск, 2022. С. 416-420.
  2. Филькевич И.А., Чжан С. Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. В сборнике: Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2022. С. 262-263.
  3. Чупина И.П. Тенденции развития рынка образовательных услуг. В сборнике: Социально-гуманитарное образование и наука в XXI веке. Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции. 2022. С. 533-538.
  4. Виневич Д.А. Продвижение высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг: к экспликации понятия. Студенческий вестник. 2022. № 9-3 (201). С. 33-36.
  5. Медведева В.В., Павлов С.Е. Проблемы позиционирования высших учебных заведений на рынке образовательных услуг. Интернаука. 2022. № 19-6 (242). С. 24-27.
  6. Категорская Т.П. Качество образовательных услуг с позиций основных участников рынка образовательных услуг высшего образования. Вестник научных конференций. 2022. № 4-2 (80). С. 66-68.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Домнина М.М. ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 52 - 61. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8953 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8953



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.