'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  155 просмотров

Грудин И.Д.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваю понятие педагогического менеджмента, применение института менеджмента в образовании, его эффективность и рациональность   

Ключевые слова:
менеджмент, образование, управленческая деятельность   


УДК 33

Грудин И.Д.

студент
Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова

(г. Северодвинск, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

 

Аннотация: в статье рассматриваю понятие педагогического менеджмента, применение института менеджмента в образовании, его эффективность и рациональность.

 

Ключевые слова: менеджмент, образование, управленческая деятельность.

 

Рассматривая педагогический менеджмент со стороны управления образовательными системами, мы получаем, отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях.

Уровни педагогического менеджмента:

  1. Управление деятельностью педагогического коллектива;
  2. Управление деятельностью педагога;
  3. Управление деятельностью учащегося.

Главная задача педагогического менеджмента:

  1. Постановка целей и задач;
  2. Планирование процесса;
  3. Ресурсное обеспечение процесса;
  4. Обеспечение высокой мотивации участников;
  5. Контроль и координация процесса;
  6. Анализ результатов.

Педагогический менеджмент рассматривается как комплексная форма организации, принципов, технологических методов управления, направленных на повышение качества образовательного процесса. Профессорско-преподавательский состав считается менеджерами познавательных и образовательных процессов, ответственными за учебно-воспитательный процесс, который осуществляет управленческую деятельность в образовательном учреждении.

Менеджмент в сфере образования и воспитания имеет такие специфические особенности как:

  1. Непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;
  2. Необходимость дифференциации и индивидуализации образовательных услуг;
  3. Зависимость функционирования организации от поведения потребителей;
  4. Сложность определения параметров качества;
  5. Необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями и другие.

Опыт управления образовательными учреждениями показывает и выделяет 5 типов лидерства, которые необходимы руководителю для успешности его организации:

  1. Техническое лидерство:

1) руководитель успешен;

2) признан в планировании, организации, координации;

3) участвует в составлении бюджета;

4) участвует в составлении учебного расписания;

5) хорошо разбирается в хозяйственных проблемах школы.

  1. Человеческое лидерство:

1) руководитель хорошо контактирует с людьми;

2) может оказывать поддержку и управлять конфликтами;

3) оказывает влияние на формирование моральных устоев и нравственных ценностей;

4) способствует развитию творчества;

5) использует тактику совместного принятия решений.

  1. Образовательное лидерство предполагает:

1) успешность руководителя в диагностике проблем школы и учителей;

2) в оказании помощи в оценке учителей (как педагогов

и как предметников);

3) образовательный лидер успешен в составлении учебного плана

и в структурировании программы обучения;

4) он может участвовать в подготовке учителей школы.

  1. Символическое лидерство:

1) руководитель становится символом образовательного учреждения, т. е. школу (или лицей, колледж, вуз) многие знают не по названию, а по фамилии руководителя.

2) он председательствует на церемониях и собраниях,

3) знает по имени сотрудников и учеников,

4) посещает занятия и делает обходы школы.

5) педагогический коллектив и обучающиеся сразу понимают, что ценит их руководитель, что дает им чувство уверенности и целенаправленности в своих действиях. Они ощущают свою вовлеченность в дела школы, и их заинтересованность возрастает.

  1. Культурное лидерство:

1) руководитель в такой школе – это своего рода «верховный жрец», он является главным носителем и хранителем культуры школы, ее традиций и символов;

2) он поддерживает климат, основополагающие идеи и общие задачи;

3) следит за передачей традиций и культуры новичкам. Люди начинают верить в школу как в идеологическую систему, понимают, что они члены сильной культуры, и это придает им чувство собственной значимости и ощущение важности их работы, что служит для них прекрасным стимулом.

В завершении, хочется отметить, что в образовательной сфере нашего времени, менеджмент способен повысить работу, развивать существующую систему, а также по итогам всех мероприятий провести анализ, приведённый работы. Применение менеджмента в образовательной сфере оказывать благотворное влияние за счёт совокупности использования принципов и методов менеджмента, влияя на современное общество и личности учащегося целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. — М.:

Проспект, 2015. С. 320.
Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф.

Хедоури. — М.: Вильямс, 2016. С. 672.

Ситаров, В. А., Смирнов, А. И. (2006) Культура предпринимательства: теория и практика. М. ; Вологда : Полиграфист. С. 192.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Грудин И.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 37 - 40. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8950 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8950



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.