'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 3
  4. Научная статья № 3

Просмотры  81 просмотров

Архипов А.А., Саттарова Н.А.

  


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ЭФФЕКТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена механизмам регулирования рынка труда. Рынок труда предстает как сфера, в которой происходит контакт продавцов и покупателей трудовых услуг. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг   

Ключевые слова:
национальный рынок, региональной дифференциации, рынок труда   


УДК 33

Архипов А.А.

Казанский институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)»

(г. Казань, Россия)

 

Научный руководитель:

Саттарова Н.А.

профессор, доктор юридических наук

Казанский институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)»

(г. Казань, Россия)

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ЭФФЕКТИВНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Аннотация: данная статья посвящена механизмам регулирования рынка труда. Рынок труда предстает как сфера, в которой происходит контакт продавцов и покупателей трудовых услуг. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.

 

Ключевые слова: национальный рынок, региональной дифференциации, рынок труда.

 

Меры регулирования рынка труда должны облегчать переход от учебы к трудовой деятельности для молодежи, поддерживать участие на рынке труда пожилых людей, содействовать интеграции мигрантов в рынки труда.

Рынок труда - многоплановая система в микро- и макроэкономике, которая во многом определяется экономической, политической, а также социальной ситуацией на региональном (государственном) уровне.

Государственное регулирование рынка рабочей силы - это совокупность целей, принципов, функций, методов, форм и инструментов, с помощью которых государство (субъект регулирования) влияет на конъюнктуру рынка рабочей силы с тем, чтобы обеспечить функционирование рынка и способствовать позитивному развитию демографии, социально-экономической, научной и миграционной сфер.

Органы государственного регулирования рынка труда стремятся к достижению рационального уровня занятости, смягчают последствия безработицы, принимают меры по соответствию структуры занятых граждан (профессиональное образование работников) структуре занимаемых рабочих мест. Высокий уровень безработицы существует в первую очередь среди молодежи. Эта проблема приобретает чрезвычайную важность в связи с усилением дисбаланса между потребностями экономики и подготовкой кадров учебными заведениями.

Перспективы решения проблем рынка труда связаны с эффективным функционированием профессионально-квалификационной и образовательной структуры спроса, изменением существующих подходов к системе стимулирования труда.

Практика показала, что необходимо совершенствовать систему профессионального образования для лиц, занятых на производстве. Национальный рынок труда зависит от профессионально-квалификационного состава рабочей силы; наличия соответствующих производительных рабочих мест с оплатой труда, которая соответствовала бы квалификационному уровню работающих; системы подготовки и переподготовки рабочих кадров и государственного регулирования этих процессов.

На наш взгляд, модернизация рынка труда должна осуществляться по следующим основным направлениям:

-    пересмотр критериев качества подготовки специалистов;

- развитие социального партнерства между образовательными учреждениями и работодателями;

- преодоление сильной сегментированности рабочей силы, причиной которой является низкая мобильность современной рабочей силы;

- формирование у работников и у работодателей нового образа мышления, подразумевающего постоянную работу над саморазвитием их личностных и профессиональных качеств;

- создание новой институциональной базы, отвечающей требованиям современного рынка труда.

Большое значение для совершенствования рынка труда имеет развитие социального партнерства и социальной защиты безработных - разработка механизмов взаимодействия исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и других институтов.

Таким образом, вопросы развития эффективного рынка труда - это комплексная проблема, решение которой зависит от государственного регулирования этих сложных процессов. Структура национального рынка труда формируется в условиях региональной дифференциации развития экономики государства. Это существенно влияет на расхождения спроса и предложения рабочей силы, в частности, по профессионально-квалификационным признакам; для решения проблемы занятости нужно учитывать специфику рынка труда каждого региона. Это необходимо не только для регулирования занятости населения региона, но и для определения конкретных мероприятий, которые будут направлены на повышение экономической активности населения, решение проблем размещения и рационального использования трудовых ресурсов.

Ненадлежащее соблюдение нормативно-правовых требований отчасти отражает затратность исполнения трудового законодательства и программ социальной защиты, финансируемых за счет налогов на фонд оплаты труда; это обстоятельство может препятствовать приданию официального характера трудовым отношениям.  Оно отражает и тот факт, что действующие нормы защиты не гарантируют выплаты пособий. Возьмем в качестве примера существующее в некоторых странах обязательство работодателей выплачивать работникам высокое выходное пособие: оно не только может быть сопряжено с высокими расходами для работодателей, тем самым побуждая их отказываться от официального найма работников, но и работники, теряющие работу, в конечном счете могут получить лишь мизерное пособие или не получить его вообще. Это объясняется ненадлежащим соблюдением нормативно-правовых требований и затратностью процессов принуждения к их исполнению. Более эффективным альтернативным методом предоставления компенсации потерявшим работу, как правило, является страхование по безработице.

В конечном итоге, самая сложная проблема регулирования рынков труда в развивающихся странах заключается в следующем: как быть с сотнями миллионов (или даже больше) работников, не подпадающими под действие официальных правил регулирования рынка труда и систем социальной защиты. Когда-то предполагалось, что со временем все больше и больше развивающихся стран внедрят на своих рынках труда модели регулирования, действующие в промышленно развитых странах. Но сейчас уже ясно, что если это и происходит, то крайне медленно.

Необходимы новые подходы, которые обеспечат всеобщую охрану трудовых и социальных прав работников и охватят всё многообразие форм занятости, существующих в странах с низким и средним уровнем дохода.   Уязвимость множества таких работников, проявившаяся в последние полтора года, наглядно свидетельствует о серьезности сложившейся ситуации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 2009.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
  3. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный Закон от 19.04.1991 г. №1032-1 // СЗ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. № 47. - Ст. 5489.
  5. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с.
  6. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 480 с.
  7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 8-е изд., пересмотр. И доп. - М.: Норма, 2009. - 462 с.
  8. Государственное регулирование экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под ред. В.И. Кушлина. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 616 с.
  9. Джиоев С.Х. Содействие трудовой занятости: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 144 с.
  10. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006. - 352 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Архипов А.А., Саттарова Н.А. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ЭФФЕКТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник науки №6 (63) том 3. С. 26 - 30. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8948 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8948



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.