'
Островик С.В., Ореховская Е.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ОТНОШЕНИЕ К ВЛАДЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ И ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ *
Аннотация:
было проведено исследование психологических установок и отношения к владению и пользованию огнестрельным и пневматическим оружием среди молодежи 18-25 лет
Ключевые слова:
психологическая установка, огнестрельное оружие, пневматическое оружие, молодежь, отношение к оружию, психологическое отношение
УДК 796
Островик С.В.
студентка 3 курса группы ПС-201
Кемеровский государственный университет
(г. Кемерово, Россия)
Научный руководитель:
Ореховская Е.В.
старший преподаватель
Кемеровский государственный университет
(г. Кемерово, Россия)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ОТНОШЕНИЕ
К ВЛАДЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ И ПНЕВМАТИЧЕСКИМ
ОРУЖИЕМ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Аннотация: было проведено исследование психологических установок и отношения к владению и пользованию огнестрельным и пневматическим оружием среди молодежи 18-25 лет.
Ключевые слова: психологическая установка, огнестрельное оружие, пневматическое оружие, молодежь, отношение к оружию, психологическое отношение.
Вопрос владения и пользования огнестрельным и пневматическим оружием среди молодежи является важным для обсуждения вопросом, так как он затрагивает множество сфер жизни человека. Молодые люди, которые владеют и/или пользуются огнестрельным или пневматическим оружием могут применять его в таких сферах деятельности как: спортивная деятельность (например, тир, биатлон и др.), военная служба, хобби (например, охота), самооборона, коллекционирование [1]. При рассмотрении этого вопроса важно рассмотреть психологические установки молодежи и их отношение к владению и пользованию оружием, так как это будет влиять на процесс и вид взаимодействия с оружием. Так при отношении к оружию с настороженностью или даже страхом возможность взаимодействия с оружием уменьшается, а при отношении к оружию как к чему-то весёлому — взаимодействие может стать опасным для самого молодого человека или окружающих его людей. Общая картина отношения поколения к оружию также может сказать о многом и стать основанием для разработки образовательных программ по владению и пользованию огнестрельным и пневматическим оружием.
Цель исследования — выявить психологические установки и отношение к владению и/или пользованию огнестрельным и пневматическим оружием среди студентов Кемеровского государственного университета возраста 18-25 лет.
Перед рассмотрением результатов исследования необходимо ознакомиться с следующими терминами:
Описание процедуры исследования:
Исследование по выявлению психологических установок и отношения к владению и/или пользованию огнестрельным и пневматическим оружием среди молодежи возраста 18-25 лет проведено с помощью опроса с вариантами ответов. Опрос разработан в соответствии с целью данного исследования.
Структура опроса включает в себя 2 блока:
1 блок — сбор данных об исследуемой группе. Возраст, пол, опыт взаимодействия с огнестрельным и/или пневматическим оружием, опыт владения огнестрельным и/или пневматическим оружием.
2 блок — сбор данных об отношении к огнестрельному или пневматическому оружию (была использована классификация эмоций Роберта Плутчика, представленная на колесе эмоций) и выявлены психологические установки (вопросы были разработаны в соответствии с предполагаемыми видами взаимодействия с огнестрельным и/или пневматическим оружием и видами поведения в этих видах деятельности).
Описание выборки исследования:
Возраст участников опроса 18-25 лет. Среди них:
Всего в исследовании приняло участие 34 человека. Среди выборки мужской пол имеют 10 человек, женский 24 человека. Опрос производился с помощью вовлечения в него студентов разных возрастов и специальностей Кемеровского государственного университета.
Также был проведен опрос, где выяснился опыт взаимодействия с огнестрельным и/или пневматическим оружием и вид взаимодействия с ним. Ответы испытуемых:
1) не имел опыта – 10 человек (29% от выборки);
2) имел опыт при участии в спортивных мероприятиях – 15 человек (44% от выборки);
3) имел опыт в процессе получения образования – 11 человек (32% от выборки);
4) имел опыт во время охоты – 5 человек (15% от выборки);
5) имел опыт во время военных сборов – 5 человек (15% от выборки);
6) имел опыт при прохождении военной службы – 2 человека (6% от выборки);
7) имел опыт в условиях работы – 1 человек (3% от выборки);
8) имел опыт в целях самообороны – 0 человек (0% от выборки);
9) имел опыт в других случаях (досуг) – 2 человека (6% от выборки).
Среди представителей выборки наибольшее представительство получила группа, которая взаимодействовала с огнестрельным или пневматическим оружием при участии в спортивных мероприятиях. А также значительный перевес в численном представительстве получили группы, которые взаимодействовали с этим оружием в процессе получения образования и которые не имели опыта взаимодействия с данными видами оружия. В целях самообороны огнестрельное или пневматическое оружие среди выборки не использовал никто.
Среди исследуемой выборки владеет личным огнестрельным или пневматическим оружием 3 человека, остальные 31 человек не владеют личным огнестрельным или пневматическим оружием.
Результаты исследования.
В процессе исследования было определено какие эмоции у участников исследования может вызвать процесс пользования огнестрельным или пневматическим оружием. Что определяет эмоциональное отношение к данному оружию. С результатами опроса вы можете ознакомиться на таб. 1.
Чаще всего участники исследования испытывали такие эмоциональные состояния в гипотетической или реальной ситуации при использовании огнестрельного или пневматического оружия: бдительность и интерес.
Такие эмоции как: страх, веселье, спокойствие и неодобрение - встречались в результатах опроса часто. Злость, грусть, отвращения, счастье - редко. Любовь и брезгливость не встречались в результатах опроса.
Если смотреть отдельные листы ответов каждого участника исследования, можно выделить общее бессознательное психологическое отношение к процессу использования огнестрельного или пневматического оружия. Определение происходит через распределение ответов по группам положительных или отрицательных эмоциональных состояний. Если в листе ответов содержались разные категории, то отношение определялось преобладанием ответов в одной из категорий. Так положительное отношение к использованию огнестрельного или пневматического оружия в различных ситуациях было замечено у 20 человек, отрицательное у 9 человек, нейтральное у 5 человек.
В процессе исследования также было определено какие эмоции у участников исследования может вызвать процесс владения огнестрельным или пневматическим оружием. Что определяет эмоциональное отношение к данному оружию. С результатами опроса вы можете ознакомиться на таб. №2.
Чаще всего участники исследования испытывали эмоциональные состояния в гипотетической или реальной ситуации при владении огнестрельным или пневматическим оружием схожие с эмоциональными состояниями при пользовании этим оружием. Это бдительность и интерес, но эмоция интереса представлена уже не так выражено.
Если смотреть отдельные листы ответов каждого участника исследования, можно выделить общее бессознательное психологическое отношение к процессу владения огнестрельным или пневматическим оружием. Определение происходит через распределение ответов по группам положительных или отрицательных эмоциональных состояний. Если в листе ответов содержались разные категории, то отношение определялось преобладанием ответов в одной из категорий. Так положительное отношение к использованию огнестрельного или пневматического оружия в различных ситуациях было замечено у 12 человек, отрицательное у 12 человек, нейтральное у 10 человек. Мы можем заметить, что положительное отношение стало менее выражено, а отрицательное более выражено в сравнении с анализом бессознательного психологического отношения к процессу использования огнестрельного или пневматического оружия.
Общее (осознанное) отношение к огнестрельному и пневматическому оружию также было выявлено во время опроса:
1) положительное – 4 человека (12%);
2) скорее положительное, чем отрицательное – 5 человек (15%);
3) нейтральное – 16 человек (47%);
4) скорее отрицательное, чем положительное – 7 человек (21%);
5) отрицательное – 2 человека (6%).
Исследование психологических установок проходило через согласие с высказываниями об оружии. Через согласие с высказываниями проявляется внутренняя готовность к определенным действиям. Так высказывание: “Я допускаю использование огнестрельного или пневматического оружия в целях самообороны” - может сообщить о готовности использования огнестрельного или пневматического оружия в качестве самообороны.
В процессе опроса были получены следующие ответы:
1) “Я допускаю использование оружия в целях самообороны” - 14 человек (41% от выборки);
2) “Я считаю, что люди, пользующиеся оружием - опасны” - 11 человек (32% от выборки);
3) “Виды спорта, включающие в себя взаимодействие с оружием - интересны” - 21 человека (62% от выборки);
4) “Пользование и владение оружием — это проявление силы” - 1 человек (3% от выборки);
5) “Владея оружием, я буду чувствовать себя безопаснее” - 8 человек (24% от выборки);
6) “Я не приемлю любое использование оружия для нанесения вреда человеку” - 19 человек (56% от выборки);
7) “Оружие выглядит красиво” - 12 человек (35% от выборки);
8) “Оружие лишь инструмент в руках человека” - 16 человек (47% от выборки);
9) “Пользование и владение оружием — это круто” - 1 человек (3% от выборки);
10) “С помощью оружия разногласия и конфликты можно решить быстрее” - 2 человека (6% от выборки);
11) “С помощью оружия разногласия и конфликты можно решить быстрее” - 15 человек (44% от выборки).
Наиболее выраженным оказалось согласие испытуемых с высказыванием: “Виды спорта, включающие в себя взаимодействие с оружием - интересны”. Это говорит о внутренней готовности молодых людей заниматься спортивными дисциплинами, в которых присутствует огнестрельное или пневматическое оружие.
Вывод.
Данное исследование помогло выявить психологические установки и отношение к владению и/или пользованию огнестрельным и пневматическим оружием среди молодежи возраста 18-25 лет, обучающихся в Кемеровском государственном университете. Выяснилось, что преобладающей эмоцией является бдительность, что говорит об ответственным отношении к оружию среди испытуемых. Отношение к огнестрельному и пневматическому оружию равно выражено по критериям положительного, нейтрального и отрицательного эмоционального отношения. Среди самых распространенных психологических установок по отношению к этому оружию присутствуют: интерес к спорту и неприемственость использования оружия против человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Островик С.В., Ореховская Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ОТНОШЕНИЕ К ВЛАДЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ И ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 1150 - 1158. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8942 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*