'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 175

Просмотры  90 просмотров

Янь Лу

  


ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО КАМЕРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА КИТАЙСКУЮ КАМЕРНУЮ МУЗЫКУ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается феномен влияния европейской камерной музыки на китайскую камерную музыку. Автором было произведено историческое сравнение музыкальных направлений двух культур в их классическом развитии. Результатом авторского анализа стало выявление трех наиболее значимых форм влияния европейской камерной музыки на китайскую в XX в.: включение композиторами Поднебесной европейских элементов в свои композиции, ориентация на западные формы и стили, а также использование западных техник и концепций. Статья сообщает о разносторонней реакции китайских критиков и общественности на те изменения, которые претерпела местная камерная музыка под европейским влиянием   

Ключевые слова:
камерная музыка, музыкальное искусство, европейское музыкальное искусство, китайская камерная музыка, инструментальная музыка, музыкальный стиль, межкультурное обогащение   


УДК 1

Янь Лу

магистрант кафедры искусствоведении

Белорусский государственный университет культуры и искусств

(г. Минск, Беларусь)

 

ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО КАМЕРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА КИТАЙСКУЮ КАМЕРНУЮ МУЗЫКУ

 

Аннотация: в статье рассматривается феномен влияния европейской камерной музыки на китайскую камерную музыку. Автором было произведено историческое сравнение музыкальных направлений двух культур в их классическом развитии. Результатом авторского анализа стало выявление трех наиболее значимых форм влияния европейской камерной музыки на китайскую в XX в.: включение композиторами Поднебесной европейских элементов в свои композиции, ориентация на западные формы и стили, а также использование западных техник и концепций. Статья сообщает о разносторонней реакции китайских критиков и общественности на те изменения, которые претерпела местная камерная музыка под европейским влиянием.

 

Ключевые слова: камерная музыка, музыкальное искусство, европейское музыкальное искусство, китайская камерная музыка, инструментальная музыка, музыкальный стиль, межкультурное обогащение.

 

Введение

Многие века музыкальное искусство является важным инструментом культурного обмена и взаимопонимания. Музыкальные традиции разных стран и континентов постоянно влияли и обогащали друг друга. Одним из ярких примеров этого феномена является влияние европейской камерной инструментальной музыки на китайскую камерную музыку.

Для европейской камерной музыки характерно использование небольших ансамблей, обычно состоящих из одного или двух инструментов на партию, и акцент на диалоге и взаимодействии между исполнителями. Китайская камерная музыка, с другой стороны, имеет свою собственную уникальную историю и особенности. Китайская камерная музыка обычно исполняется небольшими ансамблями и придает значение тембру, текстуре и настроению. Несмотря на множество различий, европейская и китайская камерная музыка на протяжении многих лет активно пересекались. Европейская традиция была представлена Китаю в начале XX в. и с тех пор оказывала значительное влияние на китайскую музыкальную культуру.

Цель статьи - исследовать формы влияния европейской камерной музыки на развитие китайской музыкальной культуры. В тексте представлен краткий исторический контекст обеих традиций, конкретные примеры влияния европейской традиции, а также обзор общественного восприятия исследуемого феномена.

Исторический контекст

Европейская камерная музыка имеет продолжительную и богатую историю, восходящую к эпохам Средневековья и Ренессанса. В течение этих периодов небольшие ансамбли музыкантов начали экспериментировать с инструментальными сочетаниями и формами музыкального самовыражения. К периоду барокко камерная музыка стала в высшей степени утонченным видом искусства, а такие композиторы, как Бах, Гендель и Вивальди, создали одни из величайших образцов этого жанра. [5, c. 4]

Традиционная китайская музыка была важной частью китайской культуры на протяжении тысячелетий и развивалась достаточно изолированно, под влиянием местных социальных и политических факторов. Камерная музыка Китая исполняется обычно небольшими ансамблями из традиционных инструментов, таких как эрху, пипа и гучжэн. Музыка часто характеризуется исследованием тембра, текстуры и настроения, сосредоточенностью на выражении эмоций и чувств. [6, c. 4]

Знакомство Китая с европейской камерной музыки происходило в начале XX в, как часть движения к модернизации и вестернизации. Европейские музыканты и композиторы начали посещать Китай, а китайские музыканты отправляться учиться в консерваториях Западной Европы и России. Со временем в крупных китайских городах открывались музыкальные учреждения, преподавание в которых выстраивалось на образцах западных академий. [3, c 271] Этот обмен музыкальными идеями и техниками оказал значимое влияние на китайскую музыкальную культуру.

Одной из ключевых фигур в этом обмене был композитор и музыкальный педагог Хун И (1880-1942). Он был высокообразованным ученым, который учился в Японии, Европе и глубоко интересовался как китайской, так и западной музыкой, был одним из первых ее преподавателей в Китае. Другим значимым деятелем в этом обмене был композитор и дирижер Хе Лютинг (1903-1999) - один из первых китайских музыкантов, получивших образование в Европе, испытавший глубокое влияние Баха и Моцарта. [4, c 158]

Формы влияния европейской камерной музыки

Несмотря на эти различия, китайские композиторы и музыканты нашли способы включить европейские элементы в свои композиции и выступления. Одним из примеров этого является использование западных инструментов, в китайской камерной музыке. Эти инструменты обычно не использовались в Китае, но были адаптированы. Например, эрху, китайский двухструнный инструмент, часто используется для имитации звучания скрипки в китайской камерной музыке. Композитор Лю Тяньхуа (1895-1932) написал таким образом множество сольных упражнений и пьес для этого инструмента. Также он участвовал в модернизации древней системы записи китайских нот. [2, c. 73]

Еще одним заметным признаком влияния является ориентация китайских композиторов первой половины XX в. на западные формы и стили. Европейская камерная музыка характеризуется наличием форм: соната, трио и квартет; стилей: барокко, классика и романтизм. Китайские композиторы и музыканты адаптировали их, создав гибридный стиль камерной музыки, одним из проявлений которого является "китайский струнный квартет". В нем используются два традиционных китайских инструмента (эрху и пипа) наряду со скрипкой и виолончелью.

Третий способ, которым европейская камерная музыка повлияла на китайскую камерную музыку, заключается в использовании западных музыкальных техник и концепций. Например, китайские композиторы и музыканты включили в свои композиции западные приемы и концепты: контрапункт, гармония и модуляция. Они также адаптировали западные техники, например, фуга и вариации, к китайским музыкальным жанрам и моделям. [1, c. 99]

Влияние европейской камерной музыки на китайскую камерную музыку было динамичным процессом. Она снабдила китайских музыкантов новыми идеями, техниками и формами и обогатила китайскую культуру.

Восприятие китайской аудитории

Изменение китайской камерной музыка под европейским влиянием было предметом интереса и дискуссий местной аудитории и критиков. Некоторые восприняли это как способ модернизации и оживления традиционной китайской музыки, расширения музыкальных горизонтов китайских музыкантов и зрителей. Ими выделялись новые звуки и фактуры, творческий и новаторский дух, которые европейские инструменты и музыкальные стили привносят в китайскую камерную музыку.

С другой стороны, некоторые обозреватели выражали обеспокоенность тем, что включение зарубежных традиций в китайскую камерную музыку подрывает качества, которые делают ее уникальной. Они утверждали, что китайские музыканты должны сосредоточиться на сохранении и продвижении традиционных китайских музыкальных форм и стилей. [3, c. 272] Заимствование европейских элементов даже рассматривалось как форма культурного империализма. Критики опасались, что это приведет к потере китайского музыкального наследия.

Заключение

Таким образом, европейская камерная музыка оказала значительное влияние на развитие китайской камерной музыки. Благодаря внедрению новых инструментов, форм и стилей она стала для китайских музыкантов богатым источником вдохновения и инноваций. Китайские музыканты адаптировали европейскую музыку в соответствии со своими культурными и музыкальными потребностями, создав уникальную и самобытную форму китайской камерной музыки, сочетающую лучшие элементы обеих традиций.

Исторический контекст влияния европейской камерной музыки на китайскую камерную музыку сложен и многогранен, охватывая столетия культурного обмена между Китаем и Европой. Внедрение европейской камерной музыки в Китай было встречено как с энтузиазмом, так и с сопротивлением, поскольку китайские музыканты изо всех сил пытались совместить новые музыкальные формы с традиционной музыкой. Однако, постепенный процесс адаптации и инноваций привел к появлению богатой и разнообразной китайской камерной музыки, которая продолжает развиваться и набирать популярность уже у глобальной аудитории.

В заключение, влияние европейской камерной музыки на китайскую камерную музыку является свидетельством силы культурного обмена и способности музыкантов адаптироваться и внедрять инновации в ответ на новые музыкальные тенденции. Продолжающаяся эволюция китайской камерной музыки демонстрирует ее непреходящую привлекательность и способность вдохновлять и очаровывать аудиторию по всему миру.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абдуллина Г.В., Сунь Я. Особенности китайской фортепианной музыки второй половины XX века // Манускрипт. 2018. №11-2. С. 97.
  2. Дун, Ш. О камерной музыке Китая ХХ столетия. Музыкальная культура глазами молодых ученых. 2019. Т. 14. С. 72-75.
  3. Ли И. Обоснование хронологии китайской симфонической музыки // Манускрипт. 2019. №11. C. 269.
  4. Петрова А. М. Квартетное творчество композиторов Китая, Кореи и Японии в зеркале дальневосточной музыкальной науки. //Вестник музыкальной науки. 2013. №11-1. С. 153-163.
  5. Чжао, Ц. Сравнение эстетики камерной музыки Китая и Запада. //Philharmonica. International Music Journal 2021. N. 6. P. 1-8.
  6. Wang, Chenyu. Research on development and teaching of chamber music in china. //Danish Scientific Journal. 2020. Vol. 33. N. 2. P. 3-6. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Янь Лу ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО КАМЕРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА КИТАЙСКУЮ КАМЕРНУЮ МУЗЫКУ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 1111 - 1117. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8934 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8934



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.