'
Чэнь Шуаншуан
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ КАК КОНЦЕПТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ *
Аннотация:
в статье исследуются понятие и концепт культурогенеза. Проводится анализ феномена с точки зрения теории и истории культуры. Описываются предпосылки возникновения культурогенеза. Рассматриваются основные концепции, подходы и методы к его изучению. В работе уделено внимание осмыслению и анализу основных концепций культурогенеза в российской и зарубежной научной мысли. Предполагаем, что обращение к культурогенезу позволяет научному сообществу проанализировать процессы изменений социальных условий жизни общества, а также наблюдать процессы модернизации и формирования новых норм общественной жизни
Ключевые слова:
культурогенез, культура, концепт, теория культуры, история культуры, этногенез, общество, философия культуры, культурология
УДК 1
Чэнь Шуаншуан
магистрант кафедры педагогического образования,
Российский государственный педагогический университет
имени А.И. Герцена
(г. Санкт-Петербург, Россия)
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ КАК КОНЦЕПТ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Аннотация: в статье исследуются понятие и концепт культурогенеза. Проводится анализ феномена с точки зрения теории и истории культуры. Описываются предпосылки возникновения культурогенеза. Рассматриваются основные концепции, подходы и методы к его изучению. В работе уделено внимание осмыслению и анализу основных концепций культурогенеза в российской и зарубежной научной мысли. Предполагаем, что обращение к культурогенезу позволяет научному сообществу проанализировать процессы изменений социальных условий жизни общества, а также наблюдать процессы модернизации и формирования новых норм общественной жизни.
Ключевые слова: культурогенез, культура, концепт, теория культуры, история культуры, этногенез, общество, философия культуры, культурология.
Культурогенез есть процесс зарождения и последующего становления культуры. Данное понятие неразрывно связано с развитием человеческого общества. Генезис (от греческого «genesis») – происхождение, возникновение, развитие. Принято считать, что культура зарождается, когда группа людей осознаёт необходимость совместной жизнедеятельности, и достигает расцвета, когда складываются определённые устойчивые связи и стандарты внутри группы. Эти стандарты закрепляются в обычаях и нравах определённой народности [1]. Главной предпосылкой культурогенеза явилось развитие производственной деятельности, которое повлекло за собой возникновение новых форм социального взаимодействия. Исследователи утверждают, что основной причиной возникновения культуры стало стремление людей приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Постепенно деятельность человека претерпевала качественные изменения, менялся процесс восприятия и интерпретации информации, появлялось понятийное сознание, зарождались элементы духовной культуры.
Культурогенез как концепт теории и истории культуры отражает качественное состояние данной сферы знания, формирует её основные характеристики. В 90-е годы XX века в научных гуманитарных публикациях начинают формироваться подходы к исследованию феномена «концепт», который начал более активно входить в научный оборот, особенно при обращении к историко-философской традиции [2, с. 272]. В разные исторические периоды свои научные труды теме культурогенеза посвятили такие деятели как Ф. Энгельс, З. Фрейд, Й. Хейзинг, Э. Кассирер. В российской науке к изучению аспектов генезиса культуры обращали внимание учёные
В. Алексеев, В. Бочкарёв, Н. Гумилёв, С. Арутюнов, А. Асмолов, Ю. Давыдов, М. Каган, В. Лях, Н. Марр. Несмотря на большое количество литературы и источников по указанной теме, важно отметить, что пока она недостаточно раскрыта для проведения комплексных исследований.
Важно понимать, что в сфере культуры, как нигде в другой области, прослеживаются связь времён, преемственность разных эпох, следы воздействий и взаимодействий. При обращении к истории российской культуры и её культурогенезу несомненный интерес представляют культуры первопредков народов, которые сегодня являются неотъемлемой частью многонациональной России [3, с. 332]. Культурогенез как теоретико-методологический концепт нацелен на изучение культуры с точки зрения рефлексии процесса формирования её основных характеристик
и качественного состояния. Как считают исследователи, самой важной характеристикой культурогенеза является ценность результатов его анализа.
В настоящий период современные общества в условиях глобализации более остро ощущают потребность в осознании и осмыслении своих истоков, обращении к прошлому, сохранении и возрождении своего культурного наследия [4, с. 97]. Актуальность развития исследований по теме концепта культурогенеза подтверждается следующим. При изучении культурогенеза
в исследованиях возникает ряд проблем, состоящих в изучении путей становления, развития и способов существования региональной культуры,
что требует теоретического осмысления концепта культурогенеза, рассмотрения основных концепций культурогенеза, методологических подходов к его изучению.
В рамках исследования феномена можно наблюдать большое многообразие подходов и методов, что объясняется тем фактом, что изучение культуры в структуре выбранного исследовательского инструмента и концепта происходит в пространстве практически всех гуманитарных наук.
Изучение генезиса культуры основывается на различных подходах и методах: философско-культурогенетическом, этнолого-культурогенетическом, психолого-культурогенетическом. Одним из фундаментальных методологических оснований изучения культурогенеза выступает философия культуры. Философские основания культуры могут выступать в качестве методологического инструментария философского осмысления культурогенеза. Изучение культурогенеза предоставляет возможность комплексного понимания специфики социальных, культурных
и этнических процессов внутри общества.
По мнению В.И. Лях, характеристика изучаемого концепта формируется на самых различных уровнях, в том числе философском, социологическом, культурологическом, историческом, археологическом, демографическом, этнографическом. Таким образом, данное разнообразие обуславливается тем,
что феномен отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия
[5, с. 46].
Делая обобщения, необходимо отметить следующее. Многие учёные согласны во мнении, что, исходя из закономерностей формирования подходов к исследованию культурогенеза, в теории и истории культуры сложилось представление о непрерывности культурного прогресса. В частности, о том, что ни одна из предыдущих стадий цивилизации не возникала спонтанно, она вырастала или развивалась из предшествующей. В результате человеческих взаимоотношений осуществляется процесс возникновения, формирования
и развития культуры. Окончательно укрепляется истина, что человек создаёт культуру и культура творит человека.
Изучение культурогенеза требует перманентного сопоставления различных идейных, мировоззренческих, философских и политических точек зрения на культурные явления. Социодинамика культуры, которая позволяет проследить в историческом периоде различные формы культурного и социального развития общества, выявить их особенности в процессе взаимного влияния, является важнейшим условием выявления особенностей культурогенеза. Безусловно, культурогенез формируется и под воздействием этносов. Исследования проблем взаимодействия общества и природы, роли этноса и этнических систем, а также специфики связи истории культуры, позволяют прийти к выводу, что нация является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы [2, с 280].
В заключении статьи отметим, что культурогенез как теоретико-методологический концепт исследования культуры представляет собой сложный, постоянно развивающийся и самовозобновляющийся процесс, который создаёт новые формы путём объединения их в социальную практику. Это творческая созидательная деятельность людей в социокультурном пространстве, духовное восприятие действительности, интегративный процесс. Это и категория культурологии, формирующаяся на единстве и многомерности [6, с. 318].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2
Ссылка для цитирования:
Чэнь Шуаншуан КУЛЬТУРОГЕНЕЗ КАК КОНЦЕПТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 1105 - 1110. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8933 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*