'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 174

Просмотры  46 просмотров

Чэнь Шуаншуан

  


КУЛЬТУРОГЕНЕЗ КАК КОНЦЕПТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ *

  


Аннотация:
в статье исследуются понятие и концепт культурогенеза. Проводится анализ феномена с точки зрения теории и истории культуры. Описываются предпосылки возникновения культурогенеза. Рассматриваются основные концепции, подходы и методы к его изучению. В работе уделено внимание осмыслению и анализу основных концепций культурогенеза в российской и зарубежной научной мысли. Предполагаем, что обращение к культурогенезу позволяет научному сообществу проанализировать процессы изменений социальных условий жизни общества, а также наблюдать процессы модернизации и формирования новых норм общественной жизни   

Ключевые слова:
культурогенез, культура, концепт, теория культуры, история культуры, этногенез, общество, философия культуры, культурология   


УДК 1

Чэнь Шуаншуан

магистрант кафедры педагогического образования,
Российский государственный педагогический университет
имени А.И. Герцена

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ КАК КОНЦЕПТ

ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

Аннотация: в статье исследуются понятие и концепт культурогенеза. Проводится анализ феномена с точки зрения теории и истории культуры. Описываются предпосылки возникновения культурогенеза. Рассматриваются основные концепции, подходы и методы к его изучению. В работе уделено внимание осмыслению и анализу основных концепций культурогенеза в российской и зарубежной научной мысли. Предполагаем, что обращение к культурогенезу позволяет научному сообществу проанализировать процессы изменений социальных условий жизни общества, а также наблюдать процессы модернизации и формирования новых норм общественной жизни.

 

Ключевые слова: культурогенез, культура, концепт, теория культуры, история культуры, этногенез, общество, философия культуры, культурология.

 

Культурогенез есть процесс зарождения и последующего становления культуры. Данное понятие неразрывно связано с развитием человеческого общества. Генезис (от греческого «genesis») – происхождение, возникновение, развитие. Принято считать, что культура зарождается, когда группа людей осознаёт необходимость совместной жизнедеятельности, и достигает расцвета, когда складываются определённые устойчивые связи и стандарты внутри группы. Эти стандарты закрепляются в обычаях и нравах определённой народности [1]. Главной предпосылкой культурогенеза явилось развитие производственной деятельности, которое повлекло за собой возникновение новых форм социального взаимодействия. Исследователи утверждают, что основной причиной возникновения культуры стало стремление людей приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Постепенно деятельность человека претерпевала качественные изменения, менялся процесс восприятия и интерпретации информации, появлялось понятийное сознание, зарождались элементы духовной культуры.

Культурогенез как концепт теории и истории культуры отражает качественное состояние данной сферы знания, формирует её основные характеристики. В 90-е годы XX века в научных гуманитарных публикациях начинают формироваться подходы к исследованию феномена «концепт», который начал более активно входить в научный оборот, особенно при обращении к историко-философской традиции [2, с. 272]. В разные исторические периоды свои научные труды теме культурогенеза посвятили такие деятели как Ф. Энгельс, З. Фрейд, Й. Хейзинг, Э. Кассирер. В российской науке к изучению аспектов генезиса культуры обращали внимание учёные
В. Алексеев, В. Бочкарёв, Н. Гумилёв, С. Арутюнов, А. Асмолов, Ю. Давыдов, М. Каган, В. Лях, Н. Марр. Несмотря на большое количество литературы и источников по указанной теме, важно отметить, что пока она недостаточно раскрыта для проведения комплексных исследований.

Важно понимать, что в сфере культуры, как нигде в другой области, прослеживаются связь времён, преемственность разных эпох, следы воздействий и взаимодействий. При обращении к истории российской культуры и её культурогенезу несомненный интерес представляют культуры первопредков народов, которые сегодня являются неотъемлемой частью многонациональной России [3, с. 332]. Культурогенез как теоретико-методологический концепт нацелен на изучение культуры с точки зрения рефлексии процесса формирования её основных характеристик
и качественного состояния. Как считают исследователи, самой важной характеристикой культурогенеза является ценность результатов его анализа.

В настоящий период современные общества в условиях глобализации более остро ощущают потребность в осознании и осмыслении своих истоков, обращении к прошлому, сохранении и возрождении своего культурного наследия [4, с. 97]. Актуальность развития исследований по теме концепта культурогенеза подтверждается следующим. При изучении культурогенеза
в исследованиях возникает ряд проблем, состоящих в изучении путей становления, развития и способов существования региональной культуры,
что требует теоретического осмысления концепта культурогенеза, рассмотрения основных концепций культурогенеза, методологических подходов к его изучению.

В рамках исследования феномена можно наблюдать большое многообразие подходов и методов, что объясняется тем фактом, что изучение культуры в структуре выбранного исследовательского инструмента и концепта происходит в пространстве практически всех гуманитарных наук.
Изучение генезиса культуры основывается на различных подходах и методах: философско-культурогенетическом, этнолого-культурогенетическом, психолого-культурогенетическом. Одним из фундаментальных методологических оснований изучения культурогенеза выступает философия культуры. Философские основания культуры могут выступать в качестве методологического инструментария философского осмысления культурогенеза. Изучение культурогенеза предоставляет возможность комплексного понимания специфики социальных, культурных
и этнических процессов внутри общества.

По мнению В.И. Лях, характеристика изучаемого концепта формируется на самых различных уровнях, в том числе философском, социологическом, культурологическом, историческом, археологическом, демографическом, этнографическом. Таким образом, данное разнообразие обуславливается тем,
что феномен отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия
[5, с. 46].

Делая обобщения, необходимо отметить следующее. Многие учёные согласны во мнении, что, исходя из закономерностей формирования подходов к исследованию культурогенеза, в теории и истории культуры сложилось представление о непрерывности культурного прогресса. В частности, о том, что ни одна из предыдущих стадий цивилизации не возникала спонтанно, она вырастала или развивалась из предшествующей. В результате человеческих взаимоотношений осуществляется процесс возникновения, формирования
и развития культуры. Окончательно укрепляется истина, что человек создаёт культуру и культура творит человека.

Изучение культурогенеза требует перманентного сопоставления различных идейных, мировоззренческих, философских и политических точек зрения на культурные явления. Социодинамика культуры, которая позволяет проследить в историческом периоде различные формы культурного и социального развития общества, выявить их особенности в процессе взаимного влияния, является важнейшим условием выявления особенностей культурогенеза. Безусловно, культурогенез формируется и под воздействием этносов. Исследования проблем взаимодействия общества и природы, роли этноса и этнических систем, а также специфики связи истории культуры, позволяют прийти к выводу, что нация является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы [2, с 280].

В заключении статьи отметим, что культурогенез как теоретико-методологический концепт исследования культуры представляет собой сложный, постоянно развивающийся и самовозобновляющийся процесс, который создаёт новые формы путём объединения их в социальную практику. Это творческая созидательная деятельность людей в социокультурном пространстве, духовное восприятие действительности, интегративный процесс. Это и категория культурологии, формирующаяся на единстве и многомерности [6, с. 318].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Портал толкового словаря «Автор24», URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/kulturogenez_i_ego_koncepcii/
    (дата обращения: 29.03.2023).
  2. Лях В.И. Культурогенез как концепт теории и истории культуры // Аналитика культурологии. 2011. № 1 (19). С. 272 – 284.
  3. Соловьёв В.М. Из предыстории российской культуры: у истоков культурогенеза // Science time. № 10 (34). 2016. С. 331 – 353.
  4. Калантарян Л.А. Методологические подходы к изучению культурогенеза // Грамота. 2013. № 1 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 97 – 100.
  5. Лях В.И. О некоторых подходах к изучению концепта «культурогенез» в теории и истории культуры // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 6. С. 45 – 49.
  6. Лях В.И. Культурогенез как теорико-методологический концепт исследования культуры // Донецкие чтения 2019. Материалы IV Международной научной конференции. Том 4 Часть 2. С. 317 – 319. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Чэнь Шуаншуан КУЛЬТУРОГЕНЕЗ КАК КОНЦЕПТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 1105 - 1110. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8933 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8933



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.