'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 173

Просмотры  34 просмотров

Чжан Болун

  


STREET ART КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА *

  


Аннотация:
в современном мире важную роль играет поиск себя, а появившийся во второй половине XX века стрит-арт, выступил инструментом познания себя и мира, позволив сблизиться зрителю и творцу в творческом процессе. Благодаря стрит-арту культура и искусство стали ближе и понятнее наблюдателю. Существует множество форм и видов уличного искусств, в статье мы сосредоточимся на двух основных, самых массовых: граффити и перфомансе. Стрит-арт позволяет заглянуть внутрь себя и найти те интерпретации произведений искусства, которые ближе всего зрителю, а также отвергает единообразие и жесткую структурированность искусства. Граффити взаимодействует через зрительные живописные образы, которые можно заметить в городском пейзаже. Перфоманс, в свою очередь, отсылает нас к чувственному восприятию, предлагая прожить события и эмоции   

Ключевые слова:
Стрит-арт, street-art, современное искусство, культура городов, урбанистическое искусство, искусство улиц, перфоманс, граффити, кэмп   


УДК 1

Чжан Болун

магистрант кафедры искусствоведения

Белорусский государственный университет культуры и искусств

(г. Минск, Беларусь)

 

STREET ART КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

 

Аннотация: в современном мире важную роль играет поиск себя, а появившийся во второй половине XX века стрит-арт, выступил инструментом познания себя и мира, позволив сблизиться зрителю и творцу в творческом процессе. Благодаря стрит-арту культура и искусство стали ближе и понятнее наблюдателю. Существует множество форм и видов уличного искусств, в статье мы сосредоточимся на двух основных, самых массовых: граффити и перфомансе.

 Стрит-арт позволяет заглянуть внутрь себя и найти те интерпретации произведений искусства, которые ближе всего зрителю, а также отвергает единообразие и жесткую структурированность искусства. Граффити взаимодействует через зрительные живописные образы, которые можно заметить в городском пейзаже. Перфоманс, в свою очередь, отсылает нас к чувственному восприятию, предлагая прожить события и эмоции. 

 

Ключевые слова: Стрит-арт, street-art, современное искусство, культура городов, урбанистическое искусство, искусство улиц, перфоманс, граффити, кэмп.

 

В конце прошлого века мир познакомился с таким явлением как Street art или, другими словами, искусством улиц, урбанистическим искусством, искусством города. Стрит-арт объединяет сразу несколько направлений, в том числе граффити, трафаретную живопись, перфомансы, инвайромент и флешмобы. Стрит-арт настолько многогранен и разнообразен в своем проявлении, что было бы сложно ограничить его определенным набором видов деятельности. Более того уличное искусство находится в процессе постоянного развития, совмещая несколько направлений, зачастую становясь пограничным из-за включения в себя сразу нескольких направлений, например, перфоманс с элементами трафаретного графити.

Стрит-арт долгое время не признавался обществом как искусство и относился к маргинальным видам деятельности. Такое направление как граффити до сих пор нередко воспринимается как вандализм и связывается с асоциальным поведением. Подобное отношение объяснялось происхождением данного направления искусства, а именно анонимным использованием этого направления несогласными с существовавшим политическим или экономическим устройством. Часто граффити содержали в себе нецензурную лексику или призывы к насилию, однако затем искусство претерпело изменения и приобрело гораздо большую образность и выразительность. [1]

Позднее в XX веке граффити было признано частью городской среды и даже инструментом украшения городского ландшафта. Граффити разнообразили урбанистический пейзаж больших городов, украсив собой заброшенные здания, вагоны, подземные переходы, фабричные бетонные заборы и многое другое.

В наши дни граффити является неотъемлемой частью молодежной культуры, а самым известным в мире художником современности является представитель именно этого направления — Бэнкси. [2] Граффити воплощает в себе способ заявить о себе и своем мировоззрении миру, протест против канонов традиционной культуры и противовес элитарному искусству. Однако для искусства важен контекст, если не учитывать, например, место экспозиции и время событий, смысл работ Бэнкси может испариться, так как он существует в конкретном контексте среды, где размещена работа.

Из вышесказанного вытекает главная черта такого направления искусства как граффити и современного стрит-арта в целом, а именно — целевая аудитория. Стрит-арт обращается к каждому прохожему, каждому, кто идет мимо объекта искусства, не важно подготовлен ли человек, соприкасался ли с каким-либо видом искусства раньше. Таким образом, выступая в качестве связующего звена между массовой признаваемой всеми культурой и ярким проявлением индивидуальности в образе протеста.

Стрит-арт становится наиболее понятным и близким молодежи, отвергая однообразие и структурированность искусства. Ж. Бодрийяр в своей работе «Символический обмен и смерть» рассматривает виды бунтов современной личности против системы. [3] Автор подчеркивает выразительность граффити как формы социального протеста против организованности, единообразия и унифицированности, а также безграничные возможности в этом направлении искусства, так как творцу не нужны специальные холсты, весь окружающий его мир превращается в полотно. Автор сравнивает граффити на теле города с тату на теле человека, оба вида искусства являются способом украсить имеющуюся реальность. Обыденность, нас окружающая, наполняется творчеством и размышлениями, основанными на интерпретации каждым отдельным человеком произведений искусства.

Стрит-арт позволил искусству выйти из традиционных помещений музеев на улицы, став ближе к зрителю. Однако это не означает, что стрит-арт располагается исключительно на улице, перфомансы внутри современных музеев и арт-пространств также являются формой урбанистического искусства. Стрит-арт становится таковым не из-за своего местоположения, а философии, скрытой в нем. Это искусство городов гораздо ближе к наблюдателю благодаря своей межхудожественности и межидеологичности. Он не диктует правил, канонов, идей, он дает пищу для размышлений, благодаря чему каждый приходит к своим собственным умозаключениям, чувствуя что-то свое.

Стрит-арт является синтезом прошлого и будущего, высокой культуры и повседневности. Об этом говорит С. Зонтаг, которая ввела в обиход термин «кэмп» - баланс между грубостью, вульгарностью и театральностью, живописностью. [4]

Перфоманс — еще одно современное направление стрит-арта, активно развивающееся в формате поджанров, а именно инвайронмента, акционизм, боди-арта и другого. Э Фишер-Лихте говорит об отказе современного театра от традиционности и переходе к большей свободе, знаковости, эмоциональности, визуальности, взаимосвязанности зрителя и актеров, а зачастую и вовлечение первых в само происходящее. [5] Особое внимание в перфомансе уделяется пространству, времени, атмосфере, звукам, чувствам и эмоциям, тактильности и телесности. Перфоманс родился из смешения таких жанров, как танец, театр, живопись, кино, бурлеск и кабаре, представляя собой «ожившую картину», где события, жесты, движения, музыка, свет несут символический характер.

Перфоманс связан не столько с наблюдением, сколько с проживанием чувственного опыта, основанного не на логическом размышлении, а эмоциональной вовлеченности в процесс. Это направление говорит о моменте «здесь и сейчас». Одновременно с тем выступая способом коммуникации зрителя и актеров, объединения их в сообщество, которое сплотилось в моменте проживания этого опыта. И наблюдатели, и участники самовыражаются, реализуются и проявляют свои эмоции.

Более того перфоманс позволяет остановиться и обратить внимание на красоту мира, окружающего нас, или его проблемы. И то, и другое мы часто, занятые своей жизнью в огромном мегаполисе, не замечаем.

Для появления перфоманса нужен минимальный набор: исполнитель и наблюдающий. Ведь действие становится перфомансом именно в тот момент, когда за происходящим начинает следить хотя бы один человек.

Мир выходит из-под контроля, не повинуется человеку, стремительное развитие технологий только ускоряет темпы развития, общество потребления диктует свои правила, в такой ситуации каждая личность проживает кризис идентичности, прибегая к стрит-арту как способу познания себя и окружающей действительности. Диалог публики и искусства растворяет такие понятия, как высокая и массовая культура, автор и зритель, обыденность и искусство, превращая нашу повседневность в холст. Стри-арт позволяет вскрыть человеческую душу, вытащить на поверхность потаенные страхи и желания, выразить их в формате искусства, позволив другим прикоснуться к этому, разделить или присоединиться к процессу творчества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Graffiti World Street Art From Five Continents. – N.Y., 2004.
  2. Existencilism book: http://library.uniteddiversity.coop/More_Books_and_Reports/Banksy-Existencilism.pdf/
  3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
  4. Зонтаг С. Взгляд на фотографию // http://mediashoot.ru/load/43-1-0-261 (
  5. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Э. Фишер-Лихте ; пер. с нем. Н. Кандинской ; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. – Москва : Play&Play : Канон-плюс, 2015. – 375 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Чжан Болун STREET ART КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 1100 - 1104. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8932 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8932



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.