'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 172

Просмотры  45 просмотров

Цуй Гэ

  


ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА XXI ВЕКА *

  


Аннотация:
целый ряд экономических, политических и социально-культурных факторов оказал влияние на формирование современной культуры. Непрерывное развитие технологий и темп придали современному искусству такие характерные черты искусству постмодерна, как: вариативность, многообразие форм и материалов, интерактивность, виртуальность, высокая технологичность, вовлеченность наблюдателя, доступность для зрителя, контрастность, противоречивость, хаотичность и отсутствие порядка. Все это отличает традиционное искусство от современного, в котором стирается грань между автором и зрителем, зритель превращается в активного участника или даже соавтора, чья интерпретация объекта искусства также важна как и оригинальная авторская идея   

Ключевые слова:
культура постмодерна, искусство постмодерна, современное искусство, перфоманс, автор, вовлеченность в искусство, интерактивное искусство   


УДК 1

Цуй Гэ

магистрант кафедры искусствоведения

Белорусский государственный университет культуры и искусств

(г. Минск, Беларусь)

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА XXI ВЕКА

 

Аннотация: целый ряд экономических, политических и социально-культурных факторов оказал влияние на формирование современной культуры. Непрерывное развитие технологий и темп придали современному искусству такие характерные черты искусству постмодерна, как: вариативность, многообразие форм и материалов, интерактивность, виртуальность, высокая технологичность, вовлеченность наблюдателя, доступность для зрителя, контрастность, противоречивость, хаотичность и отсутствие порядка. Все это отличает традиционное искусство от современного, в котором стирается грань между автором и зрителем, зритель превращается в активного участника или даже соавтора, чья интерпретация объекта искусства также важна как и оригинальная авторская идея.

 

Ключевые слова: культура постмодерна, искусство постмодерна, современное искусство, перфоманс, автор, вовлеченность в искусство, интерактивное искусство.

 

Конец XX века и начало XXI ознаменовались рядом важных событий, изменивших нашу действительность. Поступательное непрерывное развитие науки и технологий, экономические кризисы, рост сферы услуг и информации, борьба за ресурсы и разделение власти на геополитической арене, ускорение процессов глобализации, социальное развитие, новые вызовы и проблемы, с которыми пришлось столкнуться человечеству, не прекращающиеся конфликты, мировая пандемия и карантин в планетарном масштабе, феномен современных социальных сетей - все это оказало влияние на формирование вектора развития современной постиндустриальной культуры. Сейчас мы наблюдаем появление пограничных стилей и жанров, которые включают в себя использование сразу нескольких видов и форм искусства. Все это является ответом на быстро меняющиеся реалии окружающего мира и попыткой осмыслить происходящие изменения во всем их многообразии и адаптироваться к ним.

Деятель искусства в этом ключе рассматривается как самостоятельная личность, способная на духовный поиск и познание себя, мира и своего места в нем. Эта личность создает новые идеи, при этом обладает все необходимым инструментарием для идейного и технического воплощения задуманного. О. О. Шелуха и О. Р. Денисенкова озвучили культурные задачи современного искусства так: «Современное искусство несёт в себе цель объединения «атомов» общественно составляющих социокультурного пространства. Главная задача современного и актуального искусства — найти в обществе, в котором оно транслируется, свое место и публику, удовлетворив потребности и выполнив поставленные перед ним общественно-культурные задачи». [1]

Характерной чертой современного искусства является также виртуальная реальность, которая направлена на создание, моделирование и искажение реальности, а не на ее отражение, как это было в случае с классическим искусством прошлых веков. Виртуальная реальность включается в себя использование современных технологий, таких как дополненная реальность, компьютерная графика, лазерные инсталляции. Именно поэтому современное искусство столь технологично и задействует последние достижения науки, техники и технологий. Цифровой мир позволяет безгранично и непрерывно преобразовывать реальность, подстраивать ее под нужды и представления конкретного творца, что помогает передать его видение мира.

Современное искусство интерактивно, оно не просто статично предлагает посмотреть на себя извне, но вовлекает слушателя в процесс познания, а порой и создания этого самого искусства. Наблюдатель больше не остается пассивным зрителем, он превращается в активное действующее звено проекта, а порой становится и его главным героем или даже творцом. Ярким примером является проект «Active Fiction Show», в котором зрители выбирают актера, будто бы персонажа компьютерной игры и следят за ним на сцене театра, наблюдая за его попытками выбраться из лабиринта. [2] Таким образом, зрителю бросается вызов стать активным создателем реальности вокруг себя, а также дается возможность даже тем, кто не причисляет себя к деятелям культуры и искусства, выразить свое внутреннее «Я» при помощи творческой составляющей. «Пересекайте границы, засыпайте рвы» — Лесли Фидлер так озаглавил свою статью, в которой говорил о том, что в искусстве происходит соединение массовой и элитарной культуры. Стирается граница не только между зрителем и творцом, но и профессионалом своего дела и дилетантом. [3]

Искусство эпохи постмодерна контрастно и строится на основе противоречий, будь то материалы, структуры, идеи или участники. Так, существует проект «N+N Corsino Топология момента» [4], в котором на огромном экране фигура виртуального танцора повторяет движения, продиктованные посетителем вставки, при этом фон и пространство экспозиции также подчинены зрителю, который, нажимая кнопки, может менять его так, как ему нравится. Таким образом искусство танца сталкивается с окружающей средой и технологичностью нашей жизни, обращая наше внимание на существующие контрасты между эмоциональностью и чувственностью реальных танцоров и виртуальной реальности, подчиняющейся современным технологиям.

Особую популярность и значимость в XXI веке приобретают различные хеппенинги и перфомансы, в которых оригинальная авторская идея и ее интерпретация каждым отдельно взятым зрителем становятся равноправными по своей значимости. Современное искусство рушит традиции и формы классического искусства, снижая важность авторского давления на зрителя. Ярким примером является полотно «Стена» Микеланджело Пистолетто, где благодаря зеркальной поверхности отражение самих наблюдателей становится предметом изображения в произведении искусства, оставляя незавершенность и непостоянство. А зритель превращается в соавтора, разрушая стену между творцом, произведение и наблюдателем.

Следующей важной чертой искусства постмодерна является его кажущаяся хаотичность и беспорядочность, которые на самом деле являются отражением многогранности жизни, явлений и событий, происходящих вокруг нас. И именно эта вариативность форм и восприятия вдохновляет зрителя на непрерывный процесс размышления о своей жизни через призму искусства и идей, предлагаемых им. Современное искусство предлагает задуматься о тех социальных, культурных, политических и  экономических проблемах, которые окружают нас на данном этапе развития человечества стимулирует анализирование причинно-следственных связей и вовлекает в поиск путей выхода их сложных ситуаций.

Говоря о вариативности форм искусства, нельзя забывать о разнообразии материалов, используемых для творчества. Именно в XXI веке с его стремительным развитием художественным материалом становится все то, что есть у нас здесь и сейчас под рукой: краска, камень, металл, продукты питания, мусор, газетная бумага, воздух, свет, музыка, звуки, речь и даже сами люди.

Вышеперечисленные факторы подводят нас к еще одной важной особенности искусства постмодерна — близость и доступность. Е.В. Василенко в своей статье «Современные арт-пространства России и их влияние на культурное развитие молодежи» проанализировала московские современные музеи, придя к выводу о том, что современное искусство и площадки, где оно представлено, приобщают молодежь к культуре, помогают не бояться искусства и своих собственных творческих проявлений, раскрывают интерес и любовь к искусству, демонстрируя возможность реализовать свой творческий потенциал в абсолютно разных сферах культуры и искусства. [5]

Таким образом, современное искусство, явившись ответом на текущие реалии, изменяет саму суть традиционного восприятия произведений искусства, для которых характерно было классическое разделение на автора и зрителя, монументальность, однозначность и статичность. Новое искусство постмодерна гораздо ближе к зрителю, понятнее и проще в восприятии, так как каждый видит в нем что-то свое и интерпретирует исходя из своего мировоззрения и собственной картины мира. Современно искусство привлекает самых разных наблюдателей благодаря своему разнообразию форм, материалов и идей, стимулирующих процесс размышления. Оно быстро реагирует на изменяющуюся ситуацию и новые вызовы, с которыми приходится сталкиваться человечеству.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Шелуха, О. О. Современное и актуальное искусство XXI века в пространстве самоидентификации личности / О. О. Шелуха, О. Р. Денисенкова // Развитие личности средствами искусства : мат. V Междунар. научно-практ. конф. — Саратов, 2018. — С. 78—82.
  2. Описание проекта «Active Fiction Show»: http://fictionbook.ru/author/andreyi_ulyanovskiyi/ marketingoviye_kommunikacii_28_instrumen/readonline.html?page=2
  3. Иванова О. В. К понятию постмодернизма // http://www.hqlib.ru/st.php?n=44
  4. Официальный сайт проекта «N+N Corsino»: http://www.nncorsino.com (
  5. Василенко, Е. В. Современные арт-пространства России и их влияние на культурное развитие молодежи / Е. В. Василенко, П. Г. Василенко, А. С. Переверзева // Modern Science, 2021. — № 2–1. — С. 13–16 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Цуй Гэ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА XXI ВЕКА // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 1094 - 1099. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8931 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8931



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.