'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 169

Просмотры  38 просмотров

Новичкова Е.А., Мартынова О.А.

  


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ НАЦИЗМА В РАБОТАХ ЭРИХА ФРОММА *

  


Аннотация:
в работе проведён анализ трудов Эриха Фромма, рассмотрены факторы популярности нацизма в Германии первой половины XX в. Выделены основные механизмы защиты от невроза, приведшие к принятию нацизма большой части населения Германии   

Ключевые слова:
нацизм, Германия, садомазохизм, некрофилия, деструктивность, рационализация, расчеловечивание   


УДК 1

Новичкова Е.А.

студент

Пензенский государственный университет

(г. Пенза, Россия)

 

Научный руководитель:

Мартынова О.А.

канд. филос. наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций

Пензенский государственный университет

(г. Пенза, Россия)

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ПОПУЛЯРНОСТИ НАЦИЗМА В РАБОТАХ ЭРИХА ФРОММА

 

Аннотация: в работе проведён анализ трудов Эриха Фромма, рассмотрены факторы популярности нацизма в Германии первой половины XX в. Выделены основные механизмы защиты от невроза, приведшие к принятию нацизма большой части населения Германии.

 

Ключевые слова: нацизм, Германия, садомазохизм, некрофилия, деструктивность, рационализация, расчеловечивание.

 

Эрих Фромм – немецкий социолог, философ, психолог и психоаналитик, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Для него, родившегося и прожившего большую часть своей жизни в Германии, проблема нацизма и его становления в умах людей носила личный характер. Столкнувшись лицом к лицу с новой идеологией, которая противоречила всем демократическим достижениям западного общества, Эрих Фромм попытался ответить на вопрос: почему индивид всё ещё имеет соблазн отказаться от свободы? Почему популярность обрёл именно национал-социализм?

Фромм трактует понятие «нацизм» следующим образом: «Нацизм представляет собой психологическую проблему, но сами психологические факторы следует понимать как определяемые факторами социо-экономическими; нацизм является экономической и политической проблемой, но власть, которую он обрёл над целым народом, можно понять только на основе психологии» [3, с. 203–204]. Таким образом, он критиковал две полярных друг другу точки зрения, согласно которым нацизм либо трактовался исключительно в контексте социо-эконмических факторов: экономического кризиса и вызванных им народных волнений и выступлений, – либо объяснялся путём анализа психопатологий людей, последовавших за авторитарными вождями, и деструктивностью самих лидеров движения. По его мнению, данную проблему и причины её появления необходимо рассматривать комплексно.

Можно выделить несколько основных причин популярности нацизма.

Во-первых, социально-экономические факторы. Германия оказалась в бедственном положении по окончании Первой мировой войны. Деньги стремительно обесценивались, накопленные большим трудом сбережения не имели смысла, закрывались предприятия – люди теряли работу и, как следствие, средства существования. Более того шла ожесточённая борьба за власть между представителями разных политических сил, каждая из которых импонировала конкретной социальной группе, определяя вектор программных требований с учётом её психологических особенностей.

Во-вторых, психологические факторы, определяемые социально-экономическими. Представители разных социальных групп воспринимали происходящие в стране изменения согласно своему положению в иерархической структуре общества и, следовательно, использовали разные механизмы защиты от невроза, которые стали характерны для них в ходе исторического развития.

В-третьих, психология людей в целом. Резкое падение имперского режима, неопределённость и нестабильность, царившие в обществе, обострили многие человеческие пороки. Трусость, слабость, нерешительность, нежелание нести ответственность за свои решения и поступки вновь обострили глобальную социально-психологическую проблему – бегства от свободы, которая в сложившихся условиях проявилась более отчётливо.

Вышеперечисленные аспекты стали фундаментом нацизма – идеологии, которая в первую очередь могла удовлетворить потребности людей с позиции деструктивности, а именно двух её конкретных проявлений: садомазохизма и некрофилии.

Садомазохизм был свойственен низам среднего класса (мелкие лавочники, ремесленники, белые воротнички). Молодой поколение данной прослойки стало активно бороться за идеи нацизма. Фромм объяснял это спецификой характера низов среднего класса. Исторически у низов среднего класса сложились такие черты, как любовь к сильным, ненависть к слабым, недоброжелательность, скупость, проявляющаяся как в эмоциональном, так и в денежном аспекте, аскетизм. Люди этой категории привыкли подчиняться сильным политическим институтам, в первую очередь – государству, и получать определённый объём власти, в первую очередь – над рабочим классом. То есть у низов среднего класса одновременно возникали жажда власти и жажда подчинения. Это проявление авторитарного характера личности, когда индивид, будучи не в силах справиться с чувством одиночества и отчуждения, ищет объект или, наоборот, выступает объектом для создания садомазохистских симбиотических отношений. Садизм можно определить как стремление к власти, полному контролю над объектом, желание подчинять. Мазохизм в свою очередь – стремление к подчинению, полное растворение в субъекте, желание чувствовать сильную власть. Однако авторитаризм не ограничивается выражением только садизма или только мазохизма – это комплекс, который совмещает два противоположных друг другу стремления. Как конкретно садомазохизм стал механизмом защиты для низов среднего класса? Это была имперская система, в который реализовался симбиоз мазохизма и садизма – подчинение сильным институтам власти – монархии, государству, церкви – и садизма – исторически сложившемся отношением господства над рабочим классом. В имперской системе представитель низов среднего класса чувствовал себя винтиком огромного механизма, осознавал свою роль и место в социальной структуре, ощущал общность с другими людьми. Сильная власть в лице кайзера удовлетворяла мазохистские потребности, давала чувство уверенности и стабильности, в то же время позволяла реализовать властные устремления в отношении рабочих. После революции и образования Веймарской республики прежняя опора пропала. Социальные институты в лице государства, монархии и церкви, которым слепо подчинялись, теряли доверие и авторитет, накопленные с большим трудом деньги с каждым днём сильнее обесценивались, роль рабочего класса возросла, в то время как низы среднего класса теряли престиж. У детей терялось уважение к родителям как носителям старых правил, не способных адаптироваться к меняющейся ситуации. Как следствие, падал и статус семьи. Старшее поколение пассивно восприняло изменения, когда их дети стали активно бороться за идеи нацизма. Идея превосходства над другими народами и в то же время необходимость слиться с «Германией» в единое целое, подчиниться общегосударственным интересам полноценно реализовали садомазохистские потребности. Заметным примером садисткой личности был ближайший соратник А. Гитлера – Г. Гиммлер. Он был слабым и завидовал более сильным, что породило в нём чувство ненависти, желание унижать и уничтожать. Авторитет отца и попытки добиться его одобрения, стать похожим на него привели к стремлению к неограниченной власти над людьми. Фромм писал о нём следующее: «Гиммлер был абсолютным приспособленцем. Даже садистскими страстями он умел управлять, исходя из того, что ему было выгодно. Он был бесчестным и неверным и вечно лгал – не только другим, но и самому себе. Любая добродетель, которую он превозносил, была ему самому недоступна. Он предал Гитлера, хотя сам придумал основной девиз СС: «Верность — наша честь». Он проповедовал силу, твёрдость и мужество, а сам был слабым и трусливым» [2, с. 497].

Другой формой деструктивности нацизма была некрофилия. В широком смысле некрофилия – любовь к мёртвому. Фромм трактует некрофилию как стремление к разрушению жизни, к разложению её на части и как пристрастие ко всему омертвлённому, в том числе к механическому. Наиболее наглядно её можно проследить на примере вождя Третьего Рейха – А. Гитлера. Хотя ему как представителю низов среднего класса также был свойствен такой механизм защиты, как садомазохизм, наиболее явно выделялась именно некрофилия. Адольф Гитлер происходил из семьи государственного служащего, так что отец прочил ему карьеру белого воротничка, однако Гитлер противился данному решению. В детстве и отрочестве его можно было охарактеризовать как ленивого, беззаботного и безответственного ребёнка, не желающего взрослеть и прекращать игры во дворе с другими ребятами. В возрасте 13 (неполных 14) лет умер отец – Алоис Гитлер, и воспитание сына полностью легло на плечи матери, которая беспрекословно выполняла все его прихоти и поддерживала любое его решение. Фромм так характеризовал юношеский период жизни Гитлера: «Он остался самовлюблённым нарциссом, полным ненависти и зависти ко всем, кроме самого себя, и лишённым интереса к кому бы то ни было. Он жил в атмосфере раздвоения между фантазией и реальностью, но главным мотивом его жизни было стремление к власти и завоеванию мира. Конкретных представлений, целей и планов относительно реализации своего честолюбия и жажды власти у него не было» [2, c. 611–612]. В дальнейшем он переехал в Мюнхен, где познакомился с несколькими членами зарождающейся нацистской партии и вскоре примкнул к ним. Его головокружительная политическая карьера строилась благодаря ораторским навыкам и знанию отдельных аспектов социальной психологии. Это подтверждается фрагментами труда У. Лангера «Мышление Адольфа Гитлера»: например, Гитлер говорил о том, что демонстрации нужно проводить в вечернее время, когда толпа более внушаема вследствие усталости, а также подчёркивал важность женщин в процессе пропаганды [1, c. 72]. Общий вывод о деятельности Адольфа Гитлера сделал сам Э. Фромм: «Гитлер был игрок. Он играл жизнями всех немцев, играл и со своей собственной жизнью. Когда все было потеряно и он проиграл, у него не было особых причин сожалеть о случившемся. Он получил то, к чему всегда стремился: власть и удовлетворение своей ненависти и своей страсти к разрушению. Этого удовольствия он не лишался в связи с поражением. Маньяк и разрушитель не проиграл. Кто действительно проиграл, так это миллионы людей…» [2, c. 700].

Адольф Гитлер и другие вожди Третьего Рейха активно использовали в своих публичных выступлениях такие приёмы, как расчеловечивание и рационализацию. Как пишет Фромм: «Каким бы неразумным и безнравственным ни был поступок, человеком владеет непреодолимое стремление рационализировать его, т. е. доказать самому себе и другим, что его поступки продиктованы разумом, здравым смыслом или, по крайней мере, общепринятой моралью. Поступать неразумно не так уж трудно, но человек практически не может не придать своим действиям видимости разумной мотивации». Например, мазохистские тенденции рационализируются как проявление любви и верности, комплекс неполноценности как осознание истинных недостатков, а страдания как неизбежность в обстоятельствах, на которые невозможно повлиять. Садистские тенденции рационализируются в большей степени. Фромм приводит такие случаи: «Я управляю вами потому, что я лучше вас знаю, что для вас лучше; в ваших собственных интересах повиноваться мне беспрекословно» или «Я столь необыкновенная и уникальная личность, что вправе рассчитывать на подчинение других» [4]. Другая рационализация, часто прикрывающая тенденцию к эксплуатации, звучит примерно так: «Я сделал для вас так много, что теперь вправе брать от вас все, что хочу» [4]. Кроме того, агрессивные садистские импульсы рационализируются в двух наиболее часто встречающихся формах: «Другие меня обидели, так что моё желание обидеть других – это всего лишь законное стремление отомстить» или «Нанося удар первым, я защищаю от удара себя и своих друзей» [4]. Все свои бесчеловечные приказы Гитлер оправдывал благом для Германии, необходимостью защиты от врагов, т.е. он был убеждён, что намерения его благородны и что он просто исполняет свой «долг» перед страной. Расчеловечение проявлялось в отношении евреев, цыган, демонизировалось население Европы и СССР для подготовки к началу Второй мировой войны и самих немцев, боровшихся с нацистским режимом. В первую очередь это касается расовых законов, приказов об уничтожении и дискриминации народов, экспансионистских целей и, наконец, развязывания Второй мировой войны. Была сильна и его мания к разрушению, крайним выражением которой служит секретный указ «Сожжённая земля» 1944 г., в котором в случае оккупации Германия должна подлежать уничтожению. Деструктивность Гитлера, прикрытая рационализацией в контексте спасения Германии и нации, в сочетании с садомазохизмом низов среднего класса привела к плачевным последствиям. Идеологическая обработка, оправдание бесчеловечных действий борьбой с неполноценными нациями и народами, стремлением к общему благу ради Германского государства и всего мира в сочетании с характерным для того периода времени конформизмом, который представляет собой утрату собственной индивидуальности, усвоение навязываемого обществом типа личности, огромная масса населения, уставшая от социально-экономических кризисов, политической нестабильности и неготовая к принятию самостоятельных решений, предпочла покорно склонить голову перед нацизмом.

Подводя итог, важно отметить, что симбиоз социально-экономических и психологических факторов создал фундамент для победы нацизма в Германии. Данная идеология удовлетворяла требованиям разных слоёв населения, начиная с возможности реализации низами среднего класса садомазохистских потребностей до их рационализации. Данная ситуация стала следствием глубокого послевоенного кризиса во всех сферах общественной жизни, а психология людей в целом, которая выбрала деструктивный путь следования человеческим потребностям, привела к трагедии не только граждан Германии, но и всего мира.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Блох Эдуард Мой пациент – Гитлер. Психоанализ фюрера: [перевод] / Эдуард Блох, Эрих Фромм, Вальтер Лангер. М.: Родина, 2021. 224 с.
  2. Фромм Эрих Анатомия Человеческой деструктивности / Эрих Фромм; [пер. с нем. Э. Телятниковой]. М.: Издательство АСТ, 2022. 736 с.
  3. Фромм Эрих Бегство от свободы / Эрих Фромм; [пер. с англ. А.  В.  Александровой]. М.: Издательство АСТ, 2022. 736 с.
  4. Фромм Эрих Здоровое общество URL: https://kurl.ru/BGTdx (дата обращения 02.05.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Новичкова Е.А., Мартынова О.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОПУЛЯРНОСТИ НАЦИЗМА В РАБОТАХ ЭРИХА ФРОММА // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 1076 - 1084. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8928 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8928



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.