'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 168

Просмотры  57 просмотров

Антясов Е.А.

  


ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ДО ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ *

  


Аннотация:
в работе выделены основные периоды философского развития понятия истины. Представлены ключевые направления каждого отдельно взятого периода, с точки зрения которых рассматривалась истина. В рамках анализа проведено сравнение итоговых выводов по каждому периоду и сформирована тенденция развития понятия истины   

Ключевые слова:
истина, античность, научный метод, теология, проторенессанс   


УДК 101.3

Антясов Е.А.
аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита
Уральский государственный экономический университет
(г. Екатеринбург, Россия)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ

ФИЛОСОФИИ НАУКИ ДО ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Аннотация: в работе выделены основные периоды философского развития понятия истины. Представлены ключевые направления каждого отдельно взятого периода, с точки зрения которых рассматривалась истина. В рамках анализа проведено сравнение итоговых выводов по каждому периоду и сформирована тенденция развития понятия истины.

 

Ключевые слова: истина, античность, научный метод, теология, проторенессанс.

 

Истина на протяжении всей истории человечества являлась одной из самых обсуждаемых тем, и даже в случае рассмотрения любого вопроса люди всегда хотят прийти к истине. Сейчас мы можем объяснить истину, как некое достоверное и полноценное знание, которое существует само по себе и не зависит от того, каким его представляет человек, но даже такая точка зрения не будет близка многим людям. Вот и в истории понятие философии истины претерпело огромные изменения, при этом первые упоминания данного понятия произошли еще в 7 веке до н.э. 

В рамках данной главы автором рассмотрен исторический аспект развития понятия истины, который классифицируется следующими периодами:

  • Эпоха Древнего Востока (7-5 века до н.э.);
  • Эпоха Античности (5 век до н.э.-5 век н.э.);
  • Средние века (5-15 века);

В эпоху Древнего Востока понимание истины в философии было связано с религиозными и культурными традициями. Основными направлениями того времени были китайская (даосизм и конфуцианство) и индийская (буддизм и хиндуизм) философии. В китайской философии истина была связана с пониманием космической гармонии и единства. Для даосистов истина заключалась в единстве с природой, в гармонии с круговоротом естественных процессов. В конфуцианстве истина определялась как правильное поведение, основанное на человеческих отношениях и моральных ценностях.

В свою очередь, индийская философия рассматривала истину как абсолютную реальность, которую можно познать только через духовную практику и медитацию. В школе буддизма истина связывалась с Путем освобождения от страданий и просветлением, а в хиндуизме - с конечной целью духовной жизни - осознанием своего божественного Я [5, c. 60-62].

По мнению автора, несмотря на разделение древневосточной философии на два разных направления: китайское и индийское (которые подразделялись еще на два поднаправления), данные течения очень схожи, т.к. истина рассматривается, как некое проявление правильной жизни, в первую очередь по отношению к самому себе. Более того, глобально оба направления с точки зрения настоящего времени не давали точного понимания данного понятия, а истиа воспринималась, как что-то абстрактное.

 В связи с этим, примерно через 150-200 лет на другой стороне континента развивалось новое направление философии и данная эпоха известна всем, как период Античности. В данный период истина рассматривалась как объективная реальность, которая существует независимо от человеческого сознания. Одним из первых философов, который занимался проблемой истины в то время, был греческий философ Платон. Он считал, что истина существует в мире идей, который является некой объективной реальностью, на которую опираются все наши знания. Истина, по Платону, является вечной и незыблемой, и мы можем познать ее только через рациональное мышление [3, c. 52-53].

Другой греческий философ, Аристотель, в свою очередь, считал, что истина находится в реальном мире, а не в мире идей. Аристотель развивал идею объективной истины, но считал, что она может быть достигнута через наблюдение и опыт. Он также развивал метод индукции, который позволял извлекать общие законы из конкретных наблюдений. Этот метод стал одним из основных методов научного исследования и был использован в течение многих веков [4, c. 152] .

Таким образом, Платон и Аристотель имели различные подходы к вопросу о природе истины. Платон считал, что истина существует в мире идей, который является источником всего существующего, а Аристотель считал, что истина может быть достигнута через наблюдение и опыт. Оба философа считали, что научные знания должны быть основаны на понимании объективной истины, и что наука должна быть использована для достижения этой истины [1, c. 3-4].

В период активного продвижения учений Платона и Аристотеля (400-300 века до н.э.) философия истины стала систематической и обрела более четкую методологию и логику, нежели в Древнем Востоке. Фактически философы указали инструменты для определения истины (вопросы и диалог по Платону/наблюдение и опыт по Аристотелю), но при этом еще не было единой точки зрения, какие из этих инструментов все же верные. Продолжение развития направления истины в философии нашлось в учениях более молодого философа Эпикура.

Эпикур был древнегреческим философом, жившим в 4-м веке до нашей эры, основатель школы эпикурейцев. Он развивал понятие истины в контексте своей этики, которая была основана на удовольствии и избегании боли.

Согласно Эпикуру, истина должна быть определена через восприятие, опыт и чувственное восприятие. Он считал, что все знания должны быть основаны на опыте и чувствах, а не на догматических убеждениях или вере в авторитет. Для Эпикура, истина была не что иное, как соответствие между тем, что мы считаем правильным, и тем, что мы видим и чувствуем.

Эпикур утверждал, что истина является необходимым условием для достижения счастья и удовлетворения. Он считал, что, только понимая истину о природе вещей, мы можем избежать страданий и найти удовольствие. Эпикур уделял большое внимание эмпирическим исследованиям природы, чтобы получить знания, которые могут помочь нам понять мир и наше место в нем [11, c. 178].

Таким образом, для Эпикура истина была основой для достижения счастья, и она могла быть достигнута только через опыт, восприятие и чувства. Его подход к пониманию истины представляет собой пример эмпиризма, философского направления, в котором знания основываются на опыте и наблюдении, тем самым философия истины пришла к позиции Аристотеля, которая была в обиходе вплоть до эпохи «неоплатонизма», который ознаменовался как главная идеология 1-5 веков нашей эры.

Основные представители направления «неоплатонизм» в лице Плотина (204/205-270 гг.), Порфирия (234-305 гг.), Ямвлиха (ок. 250-325 гг.), Иамвлиха (ок. 250-325 гг.) и Прокла (412/413-485 гг.), начали трактовать истину как возвышенное идеальное существование, которое является главной целью жизни.

Они считали, что истина находится в мире идей, который находится за границей материального мира. Истина не может быть полностью понята и выражена с помощью слов и концепций, потому что она превышает наши знания и способности к пониманию. Инструментами достижения истины начали считать отказ от материальных желаний, а также было необходимо обрести понимание Божественного и его единства с человеческой душой [2, c 24-25].

По мнению автора, именно в данный момент произошел перелом, который ознаменовал первое появление присутствия Бога/религии в вопросах истины и полностью нивелировал многолетние и/ как оказалось, достаточно практичные и логические учения Платона и Аристотеля. Данный период проложил дорогу для последующих 6-7 веков, когда божественные теории и направления стали ключевыми в рамках направления философии истины.

Также автор считает, что направление неоплатонизма повлияло на своеобразное возрождение религий и постановку их на первый план во многих сферах жизнедеятельности, в т.ч. и философии. В период с 5 по 12 века не было конкретных и именитых философов, которые могли бы продвигать свои учения об истине, поэтому философия истины рассматривалась в большей степени в рамках географического нахождения того или иного народа, а вернее – религии. Основными религиозными направлениями в период средневековья в зависимости от географической расположенности считались:

  • 2000 до н.э. – Иудаизм;
  • 563 до н.э. – Буддизм;
  • 610 г. н.э. – Ислам;
  • 32 г. н.э. – Христианство.

Однако стоит отметить, что время формирования религий в различных источниках могут различаться, а также существуют многие другие религии и верования, которые не были упомянуты в данном списке. Разберем более подробно каждое направлении религий и то, как представлена истина в каждом из них.

Истина в иудаизме связана с Богом и с тем, что он открывает людям через свои законы и Священное Писание - Тору. Для иудаизма истина считается непреложным и абсолютным понятием, которое не может быть изменено человеческими мнениями или обстоятельствами. Иудаизм признает, что истина может быть открыта людям только через Бога и через его откровения. В иудаизме также существует концепция Тшува - понимание своих ошибок и готовность исправить их. Эта концепция показывает, что истина может быть обретена через процесс самопознания и изменения своих поступков и действий в соответствии с Божьими заповедями [8, c. 45-47].

В буддизме понимание истины связано с пониманием пустотности - концепции, которая обозначает отсутствие постоянной, неизменной сущности во всех вещах и явлениях мира. Согласно буддизму, все вещи существуют лишь взаимозависимо и не имеют постоянной, неизменной сущности [12, c. 5-7].

В исламе истина связана с пониманием Аллаха и его откровений. Ислам настаивает на том, что Коран - это буквальное слово Аллаха, и следовательно, истина заключается в его правильном понимании и следовании его учениям. Истиной также является исполнение пяти основных обязательств ислама (шахада, салат, за­кат, саум и хадж), которые включают исповедание веры, молитвы, пожертвования, пост и хадж (паломничество в Мекку) [7, c. 18-20].

В христианстве истина связана с пониманием Бога и его откровений в священных текстах христианства, таких как Библия. Христианская теология учит, что Библия - это буквальное слово Бога, и что истина заключается в правильном понимании и следовании ее учениям. Важным аспектом христианской теологии является понимание Иисуса Христа как истины и пути к спасению [6, c. 23-27].

Подводя итог анализа блока религий и их представления истины, отмечаем, что, несмотря на множество различий именно в части деталей (например, христианство – прощение врагов, ислам – отмщение, а буддизм в принципе отрицание сильных эмоций), все религии сходятся в едином мнении, что истина – есть Бог. Все религии считают, что, следуя божественным законам и предписаниям, ты будешь жить истинно правильно и в конечном итоге встретишься с Богом, т.е. обретешь истину.

Долгое время данные направления были основой, и даже можно сказать неким «законодательством» той эпохи, но при этом религии не были официально закреплены, как закон, за нарушение которого могло последовать наказание. Впервые в период 10-11 веков на территории сегодняшней западной Европы религия стала синонимом истины, а вера в Бога – обязательством. В этот же период начались частые акции инквизиции и искоренения инакомыслия [10, c. 17-18].

По мнению автора, данный период был наиболее деградирующим с точки зрения развития понятия истины, как минимум в связи с тем, что она насильно навязывалась населению, а за еретизм и другую точку зрения следовала смерть, которая также трактовала как исполнение божьей воли.

Данный период охарактеризовался экватором эпохи средневековья и только с наступления позднего Средневековья, начавшегося в 13 веке, случились первые проблески симбиоза «науки» и «истины». Активно данное направление характеризовал Томас Аквинский. Известный, как святой Томас Аквинский, он был средневековым философом и теологом, чьи работы сильно повлияли на развитие западной философской традиции. Для Аквинского истина была фундаментальным понятием, которое играло центральную роль в его философии. При этом он первым среди духовных людей заговорил об отделении понятий «истина» и «Бог».

Аквинский развивал понятие истины на основе аристотелевской теории, согласно которой истина связана с соответствием между мыслью и реальностью. Он считал, что истина может быть достигнута только путем разумного анализа и рассуждения о мире, что должно вести к правильному пониманию сущности вещей.

Для Аквинского истина имеет объективный характер и является независимой от человеческой воли или желаний. Он считал, что истина может быть познана путем разумного анализа мира и была бы всегда одинаковой для всех разумных существ.

Аквинский также отделял истину от веры, утверждая, что вера - это убеждение, основанное на авторитете, тогда как истина - это утверждение, которое может быть доказано разумом. Однако он считал, что вера и истина могут существовать параллельно, и что они могут дополнять друг друга.

Таким образом, Томас Аквинский воспринимал истину как объективное понятие, которое можно достичь путем разумного анализа мира. Он считал, что истина является независимой от человеческих желаний и веры, но может дополнять их в некоторых случаях. Его подход к пониманию истины оказал значительное влияние на западную философскую традицию и фактически «развязал руки» философам, трактующим истину с точки зрения науки, т.к. фактически создался прецедент, когда человек, несмотря на то, что он являлся священником и приближенным к Богу, отделил понятие истины от Бога и в его адрес не последовало никакого наказания [9, c. 172-174].

Томас Аквинский фактически является тем человеком, который способствовал появлению эпохи Возрождения, т.к. на базе его учений возникло направление «проторенессанс», которое называют фундаментом/ранней стадией эпохи Возрождения.

Основными философами данного направления были Уильям Оккам (около 1285-1349 гг.) и Николай Кузанский (1401-1464 гг.). Уильям Оккам трактовал истину вывод на основе рационального анализа мира и полученного опыта, что закрепил в рамках собственной концепции «истинного знания». По мнению автора, в 14 веке произошел своеобразный проход по спирали истории, когда спустя 17 веков философы вернулись к точке зрения Аристотеля и стали воспринимать истину через «опыт и наблюдение». Второй философ в лице Николая Кузанского также разработал свою концепцию, которую назвал "согласие противоположностей". В рамках данной концепции философ считал, что истина может быть достигнута только через узнавание и признание всех противоположностей в мире, таких как добро и зло, и что только через принятие этих противоречий можно достичь истинного знания. Именно на базе направления «проторенессанса» в начале 15 века начала зарождаться эпоха Возрождения, подробнее о которой автор рассказывает во второй главе.

Подводя итоги первой главы, автор делает вывод, что философия за период со времен Древнего Востока (7 века до н.э.) до эпохи Возрождения претерпела множество изменений. Фактически мы увидели два относительно повторяющихся сценария понимания истины: истина – Бог в понимании философии Древнего Востока à истина – наука в понимании периода античности (дискуссии, наблюдения, опыт) à истина – Бог в критичном понимании эпохи религиозного расцвета времен 7-12 веков à истина – наука в приближенном настоящему времени понимании.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Sanjida Forkan, Zhang Longhai, Mahfuza Zannat A comparative study between Plato & Aristotle’s philosophy // An International Peer Reviewed Refereed Journal // UIJIR | ISSN (O) - 2582-6417 // 2020
  2. Бойко Ольга Александровна Трансформация платоновского учения о душе в философии флорентийского неоплатонизма // Философская мысль №10. 2021.
  3. Вулф Рафаэль ИСТИНА КАК ЦЕННОСТЬ В "ГОСУДАРСТВЕ" ПЛАТОНА / ЮП. 2016. №1-2.
  4. Косыхин Виталий Георгиевич Форма, интеллект и телеология в аристотелевском учении об истине / В.Г. Косыхин // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. №2.
  5. Матвейчев Олег Анатольевич К вопросу о малоазийских корнях ранней греческой философии / О.А. Матвейчев // Антиномии. 2015. №4.
  6. Матяш Тамара Петровна Моральная философия И. Канта и христианство / Т.П. Матяш// Гуманитарий Юга России. №1. 2015
  7. Норов С. Толкование исламской религии и философия умеренности / С. Норов// Мировая наука. №4 (49). 2021
  8. Слепцова Валерия Валерьевна Полемика о концепциях зла и провидения в средневековой еврейской философии: герсонид и крескас / В.В. Слепцова // Идеи и идеалы №3-1. 2021
  9. Содомора П. А. Доктрина бытия в философии Томы Аквинского / П.А. Содомора // Гуманитарные и социальные науки. №6 2013
  10. Ульябаева Г.Ш. Проблема нравственности в античной философии / Г.Ш. Ульябаева // Скиф. №11 2018
  11. Федяев Дмитрий Михайлович, Федяева Наталья Дмитриевна. "Онтологические конструкты Платона и Эпикура в философии истории" / Федяев Д.М., Федяева Н.Д. // Манускрипт, no. 11 (85), 2017
  12. Филимонов А. А., Бетехтина Е. Н., Кузнецова А. В., Трапезников М.В, Специфика буддизма как философии и религии // Colloquium-journal. №1 (25). 2019 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Антясов Е.А. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ДО ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 1066 - 1075. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8927 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8927



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.