'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 2
  4. Научная статья № 133

Просмотры  100 просмотров

Михеев В.О.

  


ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГИДРОАВИАЦИИ НА ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ *

  


Аннотация:
гидроавиация, благодаря универсальности своего базирования, является незаменимым и неотъемлемым видом транспорта для решения множества задач, например, транспортировки людей и грузов в отдаленные и малоосвоенные территории, пожарно-спасательных работ, морского патрулирования и многих других. Однако эксплуатация этих самолетов вызывает опасения по поводу их потенциального воздействия на водную среду. Эта научная статья направлена на изучение и оценку различных способов воздействия гидроавиации на водные экосистемы. На основе анализа существующих исследований в этой статье обсуждаются потенциальные экологические, гидрологические и шумовые последствия эксплуатации гидроавиации. Результаты этого исследования подчеркивают важность понимания вреда и смягчения воздействия, связанного с использованием гидроавиации, на окружающую среду   

Ключевые слова:
гидроавиация, гидросамолет, экология, экосистема, водная среда, водная фауна, эксплуатация, загрязнение, меры снижения воздействия, защита окружающей среды   


УДК 629.7.01

Михеев В.О.

студент специалитета кафедры 101

«Проектирование и сертификация авиационной техники»

Московский авиационный институт

Национальный исследовательский университет

(г. Москва, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГИДРОАВИАЦИИ НА ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

 

Аннотация: гидроавиация, благодаря универсальности своего базирования, является незаменимым и неотъемлемым видом транспорта для решения множества задач, например, транспортировки людей и грузов в отдаленные и малоосвоенные территории, пожарно-спасательных работ, морского патрулирования и многих других. Однако эксплуатация этих самолетов вызывает опасения по поводу их потенциального воздействия на водную среду. Эта научная статья направлена на изучение и оценку различных способов воздействия гидроавиации на водные экосистемы. На основе анализа существующих исследований в этой статье обсуждаются потенциальные экологические, гидрологические и шумовые последствия эксплуатации гидроавиации. Результаты этого исследования подчеркивают важность понимания вреда и смягчения воздействия, связанного с использованием гидроавиации, на окружающую среду.

 

Ключевые слова: гидроавиация, гидросамолет, экология, экосистема, водная среда, водная фауна, эксплуатация, загрязнение, меры снижения воздействия, защита окружающей среды.

 

  1. Введение

Гидросамолеты представляют собой летательные аппараты, предназначенные для сухопутной или водной эксплуатации. Они обладают способностью взлетать и приземляться на водоемы, что делает их универсальными транспортными средствами для различных целей, таких как туризм, поисково-спасательные работы и перевозки в отдаленные районы с ограниченной инфраструктурой. Между тем водная эксплуатация гидроавиации вызывает опасения по поводу её потенциального воздействия на водную среду.

Водные экосистемы, в том числе озера, реки, болота и прибрежные районы, представляют собой деликатные и сложные системы, в которых присутствуют разнообразные виды растений и животных. Эти экосистемы характеризуются тонким балансом экологических процессов и взаимодействий, поддерживающих их здоровье и функциональность. Любое нарушение или изменение этих систем может иметь серьезные последствия для обитающих в них организмов, а также для функционирования всей экосистемы.

Понимание потенциального воздействия гидроавиации на водные экосистемы имеет решающее значение для разработки соответствующих стратегий и руководств по смягчению последствий для сведения к минимуму неблагоприятного воздействия. Научные и тематические исследования, изучающие эти воздействия, необходимы для понимания конкретных механизмов и потенциальных последствий эксплуатации воздушных судов для водной среды.

 

  1. Понятие гидроавиации

Гидросамолёт — самолёт, способный взлетать с водной поверхности и садиться на неё.

В зависимости от конструктивного исполнения различают следующие варианты гидросамолётов:

  • Летающая лодка — самолёт, нижняя часть фюзеляжа которого выполнена в виде лодки.
  • Поплавковый гидросамолёт — обычный сухопутный или специально построенный самолёт, на котором закреплены один, два или больше поплавков для стоянки и передвижения по поверхности воды;
  • Амфибия — гидросамолет, на котором установлено сухопутное шасси для посадки на твёрдую поверхность или имеющий шасси, способное удерживать самолёт на любой поверхности, например, воздушная подушка.

  • Гидросамолёт на подводных крыльях.

Рис.1. Классификация способов базирования на воде

 

Краткий обзор развития гидроавиации:

  1. Ранние годы (1900–1920-е гг.):
  • Первый успешный полет гидросамолета состоялся в марте 1910 года, когда Анри Фабр продемонстрировал свой самолет Fabre Hydravion во Франции.
  • Гленн Кёртис, пионер американской авиации, внес значительный вклад в развитие гидроавиации. В 1911 году он представил Curtiss Model D «America», первый поплавковый гидросамолет.
  • Первая мировая война стимулировала дальнейшее развитие гидросамолетов, поскольку они использовались для разведки и морских операций. Такие самолеты, как Felixstowe F.2 и Curtiss NC-4, совершали трансатлантические перелеты, демонстрируя расширяющиеся возможности самолетов-амфибий.
  1. Межвоенный период (1930-1940-е гг.):
  • В этот период произошел значительный прогресс в конструкции и технологиях гидросамолетов. Такие производители, как Dornier и Consolidated Aircraft Corporation разработали множество успешных моделей самолетов-амфибий, например:
  • Dornier Do-X, огромный по меркам тех времен, был представлен в 1929 году и мог перевозить до 66 пассажиров.
  • Consolidated PBY Catalina, разработанный в 1930-х годах, стал одним из наиболее широко используемых самолетов-амфибий во время Второй мировой войны. Он сыграл важную роль в морском патрулировании, противолодочной борьбе и поисково-спасательных операциях.
  1. Эпоха после Второй мировой войны (1950–1970-е годы):
  • Конец Второй мировой войны принес с собой новые достижения в области технологий, в том числе появление реактивных двигателей.
  • В этот период были разработаны такие самолеты, как Saunders-Roe SR.A/1 и Grumman HU-16 Albatross. Последний выполнял различные функции, включая поиск и спасение, морское наблюдение и даже как служебный транспорт.
  • С увеличением доступности и возможностей наземных аэропортов и взлетно-посадочных полос использование гидросамолетов стало сокращаться в пользу традиционных сухопутных самолетов.
  1. Современная эпоха (1980-е – настоящее время):
  • Хотя гидросамолеты стали менее распространенными для коммерческого и военного использования, они остаются популярными в некоторых специализированных применениях:
  • Самолеты-амфибии используются для тушения пожаров: они могут набирать воду из озер и океанов, затем сбрасывая ее на лесные пожары.
  • В отдаленных районах с ограниченной инфраструктурой гидросамолеты обеспечивают жизненно важные транспортные и логистические услуги, особенно в регионах с многочисленными озерами и реками.
  • Возрождается интерес к прогулочным гидросамолетам: такие компании, как Icon Aircraft, проектируют современные самолеты-амфибии для частного использования.

 

  1. О водных экосистемах

Водной называется экосистема, для которой естественной средой обитания является вода. Именно она определяет уникальность той или иной экосистемы, видовое разнообразие и ее устойчивость.

Компоненты водной экосистемы делятся на два вида: абиотические (вода, свет, давление, температура, состав почвы дна, состав воды) и биотические. Биотика, в свою очередь, разделяется на следующие подвиды:

Продуценты — организмы, производящие органические вещества с помощью солнца, воды и энергии. В водных экосистемах продуцентами являются водоросли, в мелководных водоемах — прибрежные растения.

Редуценты — организмы, потребляющие органику. Это разнообразные виды морских животных, птиц, рыб, земноводных.

В экологии водные экосистемы принято разделять на пресноводные и морские. В основе этого деления лежит показатель солености воды. Если в литре воды содержится более 35% солей — это морские экосистемы.

К морским относятся океаны, моря, соленые озера. К пресноводным — реки, озера, болота, пруды.

 

  1. Виды воздействий

Воздействие гидроавиации на водные экосистемы можно разделить на экологическое, гидрологическое и шумовое.

 

  1. Экологическое воздействие

К проблемам экологического воздействия гидросамолетов можно отнести следующие факторы:

  • разрушение и изменение среды обитания: вижение гидросамолетов в зоне водоемов может привести к физическому нарушению и разрушению водной среды обитания. Винты, фюзеляж и шасси самолета могут нанести прямой ущерб подводной растительности, местам гнездования и подводным объектам, таким как рифы и др. Эти нарушения могут сместить или разрушить важные места обитания рыб, амфибий, рептилий и других водных организмов;
  • испуг и поведенческие изменения: громкий шум, вибрации и волнение, связанное с движением летательного аппарата по воде, может вызывать стрессовые реакции у животных, что приводит к изменению поведения - к разбеганию, отказу от критически важных действий, таких как кормление, размножение или уход за потомством, а также к изменению миграционного поведения. Нарушенное поведение может повлиять на индивидуальную физическую форму, репродуктивный успех, численность и общую динамику популяции;
  • столкновения и физический ущерб: в некоторых случаях самолеты могут представлять прямую физическую угрозу для водной фауны. Столкновения самолета с морскими животными могут привести к травмам или их гибели и могут иметь последствия на уровне популяции для находящихся под угрозой исчезновения или уязвимых видов.

Важно отметить, что масштабы и серьезность влияния на водную фауну может варьироваться в зависимости от таких факторов, как размер самолета, скорость, частота полетов, близость к уязвимым местам обитания и специфические характеристики водной экосистемы. Проведение тщательных исследований и принятие мер по смягчению последствий могут помочь свести к минимуму это влияние и обеспечить защиту водной фауны в вовлеченных районах.

 

  1. Гидрологическое воздействие

Под гидрологическим воздействием гидроавиации на водные экосистемы понимаются изменения динамики, качества воды и её гидрологических процессов, возникающие в результате эксплуатации самолетов. Некоторые ключевые факторы, связанные с гидрологическим воздействием, включают:

  • завихрение и смещение воды: движение воздушных судов по поверхности воды может вызвать её турбулентность и смещение, что может дезориентировать или перемещать водные организмы, влияя на их естественное поведение, ориентацию и способность находить источники пищи. Перемещение отложений и изменение течения воды из-за движения самолетов могут дополнительно воздействовать на бентические организмы, зависящие от стабильных условий субстрата;
  • изменения качества воды: эксплуатация воздушных судов связана с использованием топлива, масла и других жидкостей, которые потенциально могут вытечь и попасть в воду. Эти вещества оказывают пагубное воздействие на качество воды, приводя к химическому загрязнению и нарушению хрупкого баланса водных экосистем. Разливы топлива и нефти, токсичных соединений, приводят к разрушительным последствиям, влияют на химический состав воды, уровень кислорода и общее состояние здоровья водных организмов;
  • изменение гидрологических режимов: движение самолетов в водных экосистемах может вызвать изменения в местных гидрологических режимах. Возмущения, создаваемые самолетом, могут нарушать естественные схемы течения и циркуляцию воды в водоеме. Эти изменения могут иметь каскадное воздействие на водные организмы, которые полагаются на определенные режимы течения для своего питания, размножения и расселения. Изменения в водном потоке могут повлиять на перенос питательных веществ, изменить характер отложения наносов и эрозии, а также изменить распределение и доступность ресурсов в экосистеме;
  • эрозия береговой линии: многократные взлеты и посадки гидросамолетов в определенных районах могут привести к эрозии и деградации береговой линии и прилегающих мест обитания. Воздушный поток от винтов и водное волнение могут привести к эрозии почвы, разрушению растительности и дестабилизации берегов водоемов, что приводит к потере среды обитания для водных организмов, а также способствует увеличению отложений и стока питательных веществ, что потенциально может повлиять на экосистемы нижнего течения;
  • температура воды и температурные изменения: движение гидросамолетов может влиять и на температуру воды. Перемешивание слоев ведет к переносу тепловой энергии, а, следовательно, к изменениям температуры воды, что может сказаться на физиологии и поведении водных организмов, особенно тех из них, чьи стадии жизни чувствительны к температуре, или видов, которым для размножения и роста требуются определенные тепловые режимы;

Понимание и смягчение гидрологического воздействия самолетов-амфибий необходимо для поддержания экологической целостности и функциональности водных экосистем.

 

  1. Шумовое воздействие

Шумовое загрязнение, создаваемое самолетами-амфибиями, относится к чрезмерному и разрушительному звуковому излучению, производимому во время полетов самолетов, которое может оказывать неблагоприятное воздействие как на водные организмы, так и на общую акустическую среду водных экосистем. Некоторые факторы, связанные с шумовым загрязнением, создаваемым гидросамолетами, включают:

  • поведенческие изменения: присутствие гидросамолетов и связанный с ними шум могут вызывать изменения в поведении водных организмов: измененные уровни активности, нарушение поведения при размножении и изменения в моделях общения. Например, способность рыб обнаруживать и реагировать на акустические сигналы, такие как предупреждения хищников или призывы к спариванию, может быть нарушена в шумной среде. Эти поведенческие изменения имеют каскадное воздействие на общее функционирование экосистемы;
  • воздействие на общение, размножение и состояние : шумовое загрязнение от самолетов может мешать общению и репродуктивному поведению водных видов. Многие водные организмы полагаются на акустические сигналы для ухаживания, спаривания, территориальной защиты и родительской заботы. Чрезмерный уровень шума может маскировать или искажать эти акустические сигналы, что приводит к снижению репродуктивного успеха и уменьшению возможностей для спаривания. Нарушение связи может также повлиять на социальную иерархию, взаимодействие «хищник-жертва» и другие жизненно важные экологические процессы в водной среде. Длительное воздействие чрезмерного уровня шума также может нарушить поведение при кормлении, изменить характер плавания, увеличить расход энергии и вызвать физиологические и гормональные изменения, влияющие на общее состояние здоровья и выживаемость. Некоторые виды могут также испытывать повреждение или ухудшение слуха из-за длительного воздействия сильного шума;
  • кумулятивное воздействие: шумовое загрязнение от самолетов может иметь кумулятивный эффект, когда несколько самолетов работают в одном и том же районе или в сочетании с другими источниками антропогенного шума, такими как движение судов или промышленная деятельность. Совокупный шум может усилить общее беспокойство и потенциально усугубить негативное воздействие на водные организмы, особенно в районах, которые уже подвержены высокому уровню окружающего шума.

 

  1. Меры снижения воздействий

Меры по минимизации пагубного воздействия самолетов на водные экосистемы играют важнейшую роль в сохранении нормальной экологической обстановки. Эти меры направлены на уменьшение экологических нарушений, защиту уязвимых мест обитания и продвижение ответственного поведения по отношению к окружающей среде. Можно применять следующие меры:

  • оптимизация траектории полета: изменение траектории полета и высоты может помочь свести к минимуму воздействие полетов самолетов на водные экосистемы. Избегая уязвимых зон, таких как места размножения или важные кормовые угодья, самолеты могут уменьшить прямые нарушения водной фауны и свести к минимуму фрагментацию среды обитания;
  • технологии снижения шума: более тихие двигатели, улучшенная конструкция винтов и использование звукопоглощающих материалов могут помочь снизить уровень шума, создаваемого во время полетов самолетов;
  • стратегии управления окружающей средой: рекомендации по контролю шума, защите среды обитания и управлению качеством воды могут обеспечить ответственную и устойчивую практику;
  • шумочувствительные зоны: создание зон, чувствительных к шуму, или охраняемых территорий вокруг критически важных мест обитания, может помочь свести к минимуму воздействие чрезмерного шума на водные организмы. Эти зоны могут быть обозначены как бесполетные или с низким уровнем шума;
  • временные ограничения: установление ограничений по времени для полетов может помочь свести к минимуму беспокойство в критические периоды, такие как сезоны размножения или гнездования, и может обеспечить облегчение для уязвимых видов и свести к минимуму нарушения их жизненного цикла;
  • осведомленность и просвещение общественности: крайне важно повышать осведомленность пилотов, операторов и широкой общественности о потенциальном воздействии гидроавиации на водные экосистемы. Образовательные кампании могут поощрять ответственное поведение, соблюдение принципов и правил и способствовать развитию культуры рационального использования окружающей среды;
  • сотрудничество и взаимодействие с заинтересованными сторонами: сотрудничество между эксплуатантами воздушных судов, регулирующими органами, природоохранными организациями и местными сообществами имеет решающее значение для реализации эффективных мер по смягчению последствий;
  • исследования и мониторинг: непрерывные программы исследований и мониторинга необходимы для понимания конкретного воздействия гидроавиации и оценки эффективности мер по смягчению последствий.

Важно отметить, что эффективность смягчающих мер может варьироваться в зависимости от конкретных условий, местных правил и характеристик водных экосистем и операций самолетов-амфибий. Таким образом, комплексный и адаптивный подход, учитывающий специфические факторы и постоянное наблюдение, имеет решающее значение для успешного смягчения воздействия самолетов-амфибий на водные экосистемы.

 

  1. Заключение

Изучение воздействия гидроавиации на водные экосистемы дает ценную информацию об экологических, гидрологических и шумовых последствиях эксплуатации самолетов в водной среде. Полученные данные подчеркивают необходимость принятия упреждающих мер для минимизации нарушений, вызванных этими самолетами, и защиты целостности водных экосистем.

Результаты исследования показывают, что самолеты-амфибии оказывают значительное экологическое воздействие на водные экосистемы, включая сокращение видового разнообразия, нарушение моделей размножения и изменение видового состава. Чувствительные виды, такие как амфибии и редкие виды растений, особенно уязвимы к нарушениям, вызванным действиями самолетов. Кроме того, гидрологические изменения дополнительно влияют на функционирование и связанность водных экосистем. Шумовое загрязнение, создаваемое гидросамолетами, оказывает сильное воздействие на водные организмы, приводя к изменениям в поведении, снижению репродуктивного успеха и потенциальному избеганию среды обитания. Эти воздействия могут нарушить важные взаимодействия в водных экосистемах.

Для смягчения неблагоприятного воздействия самолетов-амфибий на водные экосистемы могут быть реализованы различные меры. Оптимизация траектории полета, технологии снижения шума и планы управления окружающей средой могут помочь свести к минимуму непосредственные помехи и уровень шума. Установление шумочувствительных зон, введение временных ограничений, а также повышение осведомленности и просвещения общественности способствуют внедрению ответственных методов и рациональному использованию окружающей среды. Сотрудничество между заинтересованными сторонами, наряду с постоянными исследованиями и мониторингом, имеет важное значение для эффективной реализации и постоянного улучшения мер по смягчению последствий.

Это исследование подчеркивает важность баланса между потребностями операций самолетов-амфибий и сохранением водных экосистем. Объединяя научные знания, информированное принятие решений и устойчивые методы, можно смягчить воздействие гидроавиации на водные экосистемы и обеспечить долгосрочное здоровье и устойчивость этих хрупких сред. Применяя проактивный и адаптивный подход, мы можем найти баланс между деятельностью авиации и сохранением водных экосистем, тем самым сохранив эти ценные места обитания для будущих поколений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Житомирский Г.И. Конструкция самолетов. М.: Машиностроение, 2018. - 404 с.
  2. Егер С. М., Матвеенко А. М., Шаталов И. А. Основы авиационной техники. М.: Машиностроение, 2003. - 719 с.
  3. Зилов Е. А. Гидробиология и водная экология: учебное пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 2007. - 149 с.
  4. Семерной В. П. Учение о гидросфере: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 256 с.
  5. Гидросамолет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидросамолёт. (дата обращения: 29.05.2023).
  6. Общеобразовательный Журнал Сезоны Года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://сезоны-года.рф/водные%20экосистемы.html. (дата обращения: 29.05.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Михеев В.О. ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГИДРОАВИАЦИИ НА ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ // Вестник науки №6 (63) том 2. С. 803 - 816. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8892 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8892



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.